ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

12 июня - главный праздник!
В июне столица республики готовится встречать праздники, ставшие традиционными: ...

Французский стиль
В рамках открывшегося 25 мая в Уфе гипермаркета французской розничной сети «Леруа ...

Культура вырастает из семьи
В Уфе прошел VIII Международный конгресс «Российская семья», учрежденный одноимен...

Вуз в Нижегородке
Уфимский филиал Российского государственного социального университета сменил «...

Водяной праздник
Впервые одномоментно в небо взметнулись мощные водяные струи, засверкали сотни м...

А ну-ка, повара!
С 6 по 8 июня в столице пройдёт городской чемпионат по кулинарии и сервису.
В конк...


Первая социальная!
По улице Рабкоров, 20 открылась первая в Уфе социальная столовая «Содействие».
Б...


К Нурееву на поклон
Наш город ждет одно из главных культурных событий года - с 8 по 16 июня в Уфе в 17-й раз...

Памяти Радика Гареева
Мемориальная доска знаменитому оперному певцу появилась в Уфе.
Радика Гареева е...


Наша мэрия - первая!..
На завершившемся в Сочи Международном турнире среди шахматных клубов парламенто...

Граффити дружбы
В Уфе прошёл конкурс рисунков граффити «Радуга дружбы», посвященный Году укрепле...

Оранжевое небо и ласковый песок
С 1 июня по 31 августа горожан ожидает пляжный сезон.
В этом году к девяти уфимским...


Ретрокалейдоскоп
340. 6 июня 1671 года на Красной площади казнён Степан Разин.
110. 4 (17) июня 1901 года импе...





     №6 (115)
     июнь 2011 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Как не забыть деревянные узоры?


- Уфа меняется. Не превращается ли она в среднестатистический мегаполис?
Гюльнара Талгатовна:
- Надо признать очевидное: идет приток нового населения, особенно сельского, город расширяет свои границы, присоединяя к себе пригород, плюс миграционные процессы. Сейчас много переселенцев из Казахстана, Киргизии, из-за рубежа, у нас плотные поселения вьетнамцев, корейцев - они тоже несут свою культуру. В чем здесь вижу минус - человек, который не знает историю этого города, отчужденно относится к нему, по-другому смотрит на многое.
- Потеряет ли в связи с этим уфимец лицо столичного жителя?
Г.Т.: - Думаю, нет, наши культурные традиции, устои, несмотря ни на что, довольно сильны…
- Оптимистично. Но многие ли знают свой город достаточно хорошо? К примеру, когда появилась первая городская газета и как она называлась?
Владимир Александрович:
- Издательское дело зародилось в Уфе в 1801 году, когда открылась типография при Оренбургском губернском правлении. С 1838 года начали печататься «Уфимские губернские ведомости». Эту информацию можно почерпнуть в школьном учебнике. Уфимские дети знают город, а вот люди приезжие, увы…
- Кстати, газета «Уфимские ведомости» является правопреемником «Уфимских губернских ведомостей»…
В.А.: - И это здорово! Должна быть преемственность, ничего не рождается на пустом месте, и, коли мы говорим о городской культуре, то это очень яркий достойный пример.
Г.Т.: - В последние годы очень много уделяется внимания тому, чтобы сохранить городские традиции, ритуалы, и в то же время дать рождение новым, которые либо должны закрепиться, устоять и уже продолжаться в будущем, или, если они не прошли проверку временем, уйти в небытие.
- Одна из городских традиций -
прогулки в парке, но у нас в Уфе все меньше зон отдыха…
Г.Т.: - К сожалению, это происходит потому, что социальные реалии заставляют власти решать за счет этого более серьезные проблемы. Хотя мы понимаем, что такие места дают осознание своей принадлежности к определенной территории, к статусу жителя города, формируют культуру бережного отношения к среде своего обитания. Не случайно парк Аксакова да и другие парки города так любимы уфимцами. Кстати, так было всегда! Центральным городским местом отдыха XIX века был Ушаковский парк, в советское время он носил имя Александра Матросова: там были кинотеатр, фонтан, горожане отдыхали… У нас сейчас много строят, и мест для прогулок становится все меньше. Да и имеющиеся зеленые зоны требуют к себе большего внимания и продуманности. Скверы, парки - не только украшение, они имеют еще и большое воспитательное значение.
- Гюльнара Талгатовна, вы коренная уфимка?
- Нет, но живу в Уфе уже 33 года, почти всю сознательную жизнь.
- Есть любимые места?
Г.Т.: - Конечно. Это, прежде всего, улица Тукаева (бывшая Фроловская), Карла Маркса (бывшая Александровская (старая часть), Мустая Карима (бывшая Бекетовская, затем Социалистическая). Эти улочки дышат тем временем, когда Уфа стала столичным городом, приобрела свой характерный облик. Многие старые дома были лицом города и несут в себе печать тех людей, которые вложили в его развитие очень много сил. Люблю Большую Казанскую (ныне улица имени Октябрьской революции). Здесь каждый дом - это история конкретных людей. Кстати, одно из зданий БГПУ (ул. Октябрьской революции, 55) - из тех времен. Оно построено на деньги купца
3-й гильдии Н.С.Кузнецова, который обратился в 1859 году в Уфимскую городскую Думу с инициативой об открытии в Уфе 2-го приходского училища и ежегодно жертвовал на его содержание по 300 рублей серебром. В этом здании даже аура совершенно другая! Чувствуется особая энергетика, сделано все добротно, с душой.
Нравятся и другие районы, Черниковка. Но это особый разговор. Это был самостоятельный город, который разрастался в своих традициях, там тоже очень много уникальных мест.
- То есть душа тянется к старым улочкам?
Г.Т.: - Дело в том, что архитектура - 60-х, 70-х, 80-х годов - откровенно говоря, достаточно безлика - либо «хрущевки», либо панельные дома. Интересные, разнообразные проекты появились только с середины 90-х годов. Поэтому, наверное, и тянет к тому времени, когда здания наполняли каким-то содержанием, в значительной степени все возводилось вручную, закладывалась душа, и эта энергия рук ощущается до сих пор…
- Ваши студенты разделяют такой взгляд на старину?
Г.Т.: - Ребята, занимающиеся Уфаведением, с удивительным рвением изучают старые дома, особенности быта, биографии людей, которые там жили. Эпохи сменяются, а память (что удивительно!) о бывших жильцах сохраняется, передается из уст в уста.
- Сбор такой информации - отдельный учебный проект?
Г.Т.: - Да, это наша большая задумка, идея - воссоздать историю повседневности Уфы - какая была мода, как проводились праздники, что ели-пили, как вели хозяйство - словом, быт. Это огромная работа, требующая интеграции усилий многих организаций - архивов, музеев, краеведческого общества. Такие проекты уже реализуются во многих российских центрах. И Уфе есть что рассказать и представить. Одним из примеров можно привести проект, разработанный коллективом Клуба исторической реконструкции
«Via Viaiores» нашего института под руководством доцента кафедры всеобщей истории Татьяны Леоновой «Провинциальная усадьба в 1812 году». Проект рассказывает о быте, традициях, порядках уфимских дворянских семей.
- Практическая, прикладная сторона у этого проекта есть?
Г.Т.: - У нас разработан целый комплекс экскурсий - «Сады и парки Уфы», «Общеобразовательные учреждения», «Музеи», «Уфа - литературная, музыкальная», «Уфа - информационная», «Уфа- промышленная» и т.д. В них история города представлена через судьбы уфимцев, которые внесли свой вклад в развитие города.
- Представляю, как это интересно! На этом месте была булочная купца… А здесь сапожная мастерская… Первая музыкальная школа, построенная на средства…
Г.Т. : - Кстати, по улице Коммунистической (это бывшая Большая Успенская) проживал торговый люд, купечество, были дома с лабазами, с окошками на улицу для торговли. К сожалению, они не сохранились. Да и семей коренных уфимцев осталось немного, но тем не менее мы хотим провести акцию «Моя судьба в истории города». В ней будет участвовать учащаяся молодежь, к тому же, сейчас в школах активно занимаются изучением истории семьи, составлением шэжере, родословной. Когда ребята соприкасаются с уникальным краеведческим материалом, они по-другому мыслят, по-другому относятся к месту, где живут. Более того, когда бывают в других городах, тоже интересуются их историей.
Приходит осознание, что каждый город несет в себе историческую память людей, которые в нем жили.
- Занимаясь изучением Уфы, вы сталкивались с необычными вещами, были открытия, то, чего вы раньше не знали?
В.А.: - История не может быть сенсационной наукой по определению! История - это повседневность, это каждодневная жизнь обычных людей. «Братцы, истории нет, есть биографии!» - так, кажется, сказал кто-то из наших писателей, и я с этим абсолютно согласен. Ничего необычного, что превращало бы нашу Уфу в Атлантиду, не знаю. За исключением того, что в отличие от других, соседних городов она возникла как форпост восточных рубежей и потом какое-то время была городом ссыльных. Опасно здесь было: люди жили и служили на границе с враждебным миром. Ехали сюда не от хорошей жизни - их ссылали за провинность, за то, что начальство косо посмотрело. Так попал в наши края думный дьяк Афанасий Власьев, который был у Лжедмитрия I доверенным лицом во время сватовства к Марине Мнишек. Царь Василий Шуйский сослал его сюда - «в тьмутаракань» - воеводствовать. И даже по некоторым данным, правда, документально нигде не подтвержденным, Афанасий Власьев здесь и был похоронен.
- В Уфе много легенд: у каждого старинного дома наверняка есть своя тайна.
В.А.: - Безусловно, но за последнее время было очень много снесено уникальных домов, особняков.
Г.Т.: - Утрата уфимских особняков, конечно, болезненна и горька для нас, но сохранить полностью старинные здания никогда ни в какие времена не удавалось. По идее, должны быть какие-то старинные «уголки», кварталы, улицы, которые являлись свидетельствами конкретного периода, эпохи, но реальность заставляет строить новое и в исторической части города. Хотя смотря как это делать. К примеру, в Казани улица Баумана после реставрации сохранила свой первоначальный облик. В Москве тоже идет борьба за то, чтобы сохранить уникальность исторического центра.
В.А.: - К этим примерам добавлю Самару. Там есть целые кварталы старого города. Но здесь своя специфика - многие города, так сказать, сверстники Уфы застраивались каменными, кирпичными строениями, а наша Уфа - деревянная. Здесь вокруг было много леса! Жизнью города заправляли, в основном, лесопромышленники, купечество торговало лесом. Поэтому и дома строили деревянные. Мне много приходится ездить по стране, и столь уникальной деревянной застройки, домов, украшенных такой ажурной затейливой резьбой, нигде больше не видел! Города застраивали в основном кирпичом, это было престижно. Даже у нас в Уфе на улице Октябрьской революции сохранился старинный дом, обшитый досками, сделанными в виде кирпичиков. И вот как такую Уфу не сохранить? Ведь сейчас весь мир живет на туризме, на этой старине, на этой экзотике!
- Но ведь мы сейчас туризм активно развиваем…
В.А.: - У нас больше акцент на природный туризм. Горы, леса, реки - это все замечательно, но нужно развивать и исторический туризм, и не только в пределах Уфы. Есть замечательные места, связанные с Гражданской войной в Приуралье и Зауралье. Или проложить маршрут от Уфы до Айгира - можно увидеть много старинных сел, уникальных мест. У нас возможен этнический туризм, можно развить такое направление, как промышленный туризм. К примеру, в Белорецке сохранился цех старинного горного завода, в Архангельском - металлургические плавильни позапрошлого века.
- Идея хорошая…
Г.Т.: - Правда, здесь есть свои подводные камни. Быстрее всех такие новые идеи подхватывают менеджеры туристических агентств - люди далекие от истории и могущие по своему незнанию извратить идею, поставить все с ног на голову.
- Кто будет финансировать эти проекты?
В.А.: - Если банкир тебе сегодня деньги дал - завтра ты им должен прибыль принести. В основном, такая позиция. Поэтому в развитии исторического туризма должно быть заинтересовано, прежде всего, государство, как это происходит в других странах. В Будапеште летом и зимой можно услышать все языки мира! Туда съезжаются туристы, чтобы посмотреть на развалины замка первых венгерских королей в Вышеграде… То же самое можно сказать и о Великобритании, Греции, Италии да и множестве других стран и городов мира.
- Будапешт - это Европа, мы далеки от этого…
- Хорошо, возьмем другой пример. В Перми есть музей под открытым небом «Хохловка», туда свозят деревянные постройки прошлых столетий, которые воссоздают крестьянский мир. Там можно увидеть, как раньше добывали соль, грузили ее на баржи, словом, восстановлен весь технологический процесс. Популярность у этого местечка невероятная! Там проходят фестивали, праздники, народные гуляния.
Г.Т.: - Туризм рассматривают чаще всего как отдых. Боулинги, бассейны и т.д. - это хорошо, но нам надо учиться, отдыхая, познавать что-то новое. В европейских странах сохраняется масса музеев - больших и маленьких, самых разнообразных, например, в Эдинбурге есть Музей королевского платья, в Чехии - Музей революции… Почему бы нам не иметь музеи купеческого быта? Или чайной торговли? Это тоже отрезок времени, показывающий быт людей прошлых столетий.
- Идет время технократического общества, сохранится ли у будущих поколений интерес к истории?
В.А.: - Это зависит от многих факторов: как мы будем ее преподносить, как преподавать этот предмет в школах, какие книги, публикации издавать… История не должна быть ложью! Что скрывать, иногда и в науке мы сталкиваемся со стремлением к квазинаучным открытиям, но нам нужно научиться отделять зерна от плевел.
Г.Т. : - Человеку свойственно хранить память и передавать ее потомкам, осознавать свое место в обществе, в мире. Очень современно звучат слова известного российского историка В.О.Ключевского: «… Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в этот мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу».

Лилия Зимина








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости