|
РУБРИКА "ПЕРСОНА"Линар Ахметвалиев: «Актеры - это проводники в мир»
- Жюльен Порталь живет легко и стремительно: у него было много романов, но нет жены и детей, на должности редактора спортивной газеты он не слишком выкладывается, зато «гоняет» на дорогой спортивной машине - из-за этого и попал в аварию. Я подумала, что вам было легко сыграть эту роль... - Как раз такие люди прилагают гораздо больше усилий, чтобы жить. Если кому-то дается мудрость от бога, и человек интуитивно принимает жизнь такой, какая она есть, то Жюльен Порталь продирается к этой мудрости как сквозь заросли, страдает. Потому что в его жизни нет того главного, что наполняет ее смыслом - любви. Сейчас я прихожу к мнению, что Жюльен Порталь - имя нарицательное, каждый может найти его в себе. Поместив героев в «Отель двух миров», Эрик Эммануил Шмитт остановил, раздвинул время - и дал возможность зрителям вместе с персонажами оценить свое отношение к жизни, к себе самим. Когда работаешь над ролью - замечаешь, как роль начинает менять что-то в тебе. В последнее время я больше начал понимать людей и оправдывать их даже в не очень удачных поступках. Я заранее вижу, как человек поступит, и понимаю, что он не может иначе… - Что бы вы делали, если бы у вас было столько денег и возможностей, как у главного героя? - Давайте помечтаем. Во-первых, купил бы себе квартиру, потому что вот уже 30 лет мотаюсь по общежитиям. А во-вторых, помог бы коллегам, которые погрязли в кредитах, чтобы выжить. Актеры - самые нищие из всех бюджетников, а ведь мы - проводники в мир. Сказано: «Если возле молодого человека нет наставника, то на его месте окажется дьявол». - Я читала, что хороший актер бессознательно наблюдает за окружающими... - Вообще-то его этому учат. Но лучше Михаила Чехова не скажешь: «Способный человек сознательно собирает наблюдения, и процесс создания образа из этих наблюдений происходит также сознательно. У талантливого же человека впечатления накапливаются в подсознании, помимо его воли, и поэтому в процессе работы над ролью краски возникают сами собой, как бы из ниоткуда. Это свойство психики талантливого актера». Иногда меня спрашивают: «А повлияло ли создание этого отрицательного образа на ваш характер?» Я считаю, что актер должен беречь и отрицательные качества, которые в нем есть, и положительные наращивать... он ничего не должен терять, даже свои комплексы, просто о них нужно знать. Актер - это образ жизни. Иногда талант становится непосильной ношей - не каждый выдержит. Актерская профессия кажется самой игрушечной, но от нее умирают. - В «Голом короле» вы играете Первого министра - так что чиновники, можно сказать, ваши коллеги... Какие у них есть интересные черты? - Так они все одинаковые! Причем совершенно неважно, какой у них характер - они попадают в эту обойму и обязаны быть такими. В данный момент в нашей республике сменилось правительство - хочется верить, что пришли умные, талантливые и созидательные личности. - Вы закончили режиссерское отделение, имеете опыт постановок. Что бы вы еще хотели поставить? - Чтобы что-то выбрать, нужно знать самого себя, иметь свое отношение к жизни: чтобы тебя в ней что-то не устраивало - или, наоборот, вызывало восторг. Режиссер ставит о своем. И должен уметь увлечь этим артистов. Важно, чтобы труппа была готова это осилить. В общем, нюансов много, и все должно совпасть. Как у каждого постановщика, портфель у меня большой. «Пеппи Длинныйчулок», «Карлсон», «Маленький принц», Горин, Вампилов, Гладилин. Шмитт - любая пьеса. Меня интересуют пьесы не развлекающие, а задевающие, может быть, даже причиняющие боль. Хотя в театре одно должно дополнять другое. Естественно, Шекспир - «Ричард III». Шекспир писал не для чтения, а именно для постановки: пока не начнешь ставить - до конца не поймешь. Все его пьесы построены музыкально: например, перед каждым эпизодом - монолог Ричарда, как увертюра в опере: он заявляет, что сейчас будет делать, и зритель заинтригован - получится ли? Всю пьесу Ричард издевается над другими персонажами, как бы говоря: «У вас две руки и две ноги, прямая спина - и вы не хотите быть счастливыми!». «Венецианский купец» - великолепная вещь. Сейчас, к сожалению, как никогда актуальны такие вещи, как «Капитаны песков» Жоржи Амаду и «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. Кому, как не нашему театру поднимать эти темы? - Сейчас часто говорят о советском кино. Мы многое утратили - и неужели ничего не приобрели? Кого вы считаете хорошим актером? - В каждом театре есть пять-шесть талантливых артистов, являющихся лицом театра и создающих его стиль. И в кино настоящих актеров тоже немного. Но если брать настоящих - нет актеров хуже или лучше, есть просто разные. Другое дело, как он сыграл эту роль. Конечно, все роли Евгения Евстигнеева - вершина актерского мастерства. Мне очень нравится Андрей Панин. Алексей Гуськов - в некоторых ролях. Хорошо работает. В последнее время открыл для себя Федора Добронравова. Пока что он задействован в основном как комический артист - а в нем есть и большой драматический потенциал. Но сейчас в кино нужны в основном типажи. Глубоких тем нет, и артисту негде раскрыться. - Получается, что вы и сериал «Универ» - для одной аудитории. В телевизоре сейчас есть что-то хорошее для молодежи? - Все эти сериалы, кавээнщики, которые заполонили центральные каналы, - врагами их назвать нельзя... а может быть, и можно. Ведь они же воспитывают низменные вкусы, насаждают цинизм. Альтернативой им является театр. Телевидение отчуждает молодого человека от культуры, а потом пальцем на него показывает. Так мы можем просмеять и проплясать государство! Совершенно согласен с Рамазаном Абдулатиповым: «Культура строит государство, а не наоборот». Культура должна стать нашей национальной идеей. - А как вы отдыхаете? Это очень характеризует человека… - К выпуску «Отеля двух миров» я был на грани нервного истощения - и это в начале сезона. И тут мы взяли новую новогоднюю сказку - «Царевну-лягушку». Роль Царя-Батюшки стала для меня настоящим отдыхом. Я вообще люблю играть в сказках. Ведь детская радость - это абсолютная ценность.
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|