ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Уфе обещана поддержка
27 октября Президент республики Рустэм Хамитов побывал в мэрии Уфы на обсуждении Г...

Отдыхаем четыре дня!
4 ноября вся страна празднует День народного единства.
В честь праздника отдыха...


Мэр - о насущном

Глава администрации Уфы Павел Качкаев принял участие в расширенном заседании С...

Курбан для всех
Мусульманский мир во вторник 16 ноября начнет праздновать Курбан-байрам (Ид-аль-ад...

Мустаевские чтения
20 октября, в день рождения народного поэта Башкортостана Мустая Карима, в школе № ...

Виртуоз + виртуозы
26 декабря во Дворце культуры «Нефтяник» пройдет выступление Аскара Абдразаков...

Погасла звезда эпохи
В октябре не стало народной артистки Башкортостана, Татарстана, артистки Башкирс...

Городская куница
С 26 по 28 ноября в Городском Дворце культуры пройдет Открытый городской конкурс эс...

«ОПОРА РОССИИ» - бизнес
В Уфе, в Конгресс-холле, прошла конференция «Малый бизнес. Финансирование и госуда...

О среде - вслух
17 ноября в Уфе пройдет фестиваль «Городская среда».
В прошлом году фестиваль ...


С открытым зрением
Режиссеры из Татарстана, Свердловской области, Москвы, Санкт-Петербурга и Минска ...

Воздушный призёр
На прошедшем в Краснодарском крае Кубке СНГ по классическому парашютизму отличил...

Ретрокалейдоскоп

90. 18 ноября 1920 года издан Декрет ВЦИК о включении в состав БАССР основной части С...




     №11 (108)
     ноябрь 2010 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ"

Демская параллель


Уютные дворы, зеленые улицы, приветливые люди… Демский район Уфы расположен несколько обособленно, и в обиходе мы привыкли называть его просто - Дема. Своим месторасположением она воспринимается как небольшой городок со своим укладом жизни, своей архитектурой, традициями. Кстати, в одно время Дема  собиралась стать городом областного значения, были даже подготовлены все документы, но Москва не утвердила этот статус, и с 1944 года Дема вошла в состав Уфы.

«Следующая станция…»
Чтобы погулять по демским улицам, нужно из центра города проехать десяток километров, правда, путь этот скрашивают живописные лесные пейзажи вдоль магистрали. С чего же начинается Дема? С улицы Правды? Или со старинной улицы Левитана, которая когда-то носила имя прославленного Ворошилова? Когда здесь появился первый каменный дом? В какую школу ходили юные демчане?
Моим гидом по Деме стал Николай Владимирович Карпочев, очевидец и непосредственный участник многих знаменательных событий истории Демы, он живет здесь уже 70 лет: учился в здешней школе, 10 лет работал слесарем в локомотивном депо, с 1969 года был первым секретарем райкома партии Демского района. Он знает здесь все: что было, что стало, как все строилось и развивалось.
Осень очень к лицу Деме: двухэтажные дома кутаются в золотую шаль деревьев. Мы идем по немноголюдным улицам, и нас то и дело обгоняют стайки школьников.
Сейчас в Деме восемь школ, а до войны было всего две, одна из которых - начальная. Николай Владимирович учился в школе № 36 («вот она» - показывает мой спутник на небольшое двухэтажное здание). По его словам, в то время были очень почтенные люди, при встрече с ними принято было раскланиваться. Таким был директор школы рабочей молодежи Борис Андреевич Романов. Кстати, в годы войны в этой школе размещался госпиталь.
Улицы Левитана, Мусы Джалиля, Центральная… Это двухэтажные дома, весьма отличные от типичных уфимских. Объясняется все просто. Здания железнодорожных станций строились по специальному проекту. Такие можно увидеть в Саранске, Сызрани, Саратове - словом, там, где пролегает железная дорога.
Кто здесь с Нахаловки?
Вообще, Дема свой привычный для нас вид приобрела постепенно. В 30-х годах прошлого столетия здесь, в основном, были бараки и частные дома. Но с 1932 года все резко меняется. Дема начинает свою новую летопись - промышленную. Нефтяники открыли новое месторождение, им нужна  железнодорожная ветка, и в Деме начинается активное строительство, в том числе появляются и объекты соцкультбыта. Еще до войны здесь строят новые капитальные здания - клуб «1 Мая», рабочую столовую, хлебопекарню, больницу, а также двухэтажные жилые дома, куда заселяют семьи рабочих локомотивного депо. (Многие из них живут в землянках, расположенных в районе современного автомоста, место красноречиво прозвали Нахаловкой).
Первый двухэтажный дом появился на улице Центральной.( Мы останавливаемся возле одного из таких домов - он типичен для Демы: два этажа, подъезд, небольшой дворик.) С таких - и началась массовая застройка района. Строили в основном из шлакоблоков, благо, этого материала было в достатке. Квартиры были просторные - двухкомнатные, трехкомнатные, с высокими потолками, но жили в них скученно, по нескольку семей. Водопровода, канализации не было. Воду носили из колодца (колонки появились позже). Атмосфера в таких домах была очень простая, люди дружили семьями, и двери в квартиры практически не закрывались, уклад жизни был почти деревенский. (Что и неудивительно, ведь рабочих в депо набирали из близлежащих деревень, но, нужно сказать, именно в эти годы в Дему из Маньчжурии стали приезжать специалисты легендарной КВЖД, которую к тому времени Страна Советов отдала Китаю. Это были очень грамотные, интеллигентные люди.)
Улица Центральная (что очень символично) разделяет Дему как бы на две части - с одной ее стороны стоят жилые здания, с другой, через автотрассу и железную дорогу, расположены железнодорожные предприятия, мастерские депо, это, так сказать, сердце Демы. Чтобы попасть на вокзал, нужно перейти по гулкому железнодорожному мосту над путями. А раньше, по словам моего спутника, переходили по самим путям, и это было очень опасно. (Трагические случаи, когда железнодорожные составы сбивали зевак, были не редкостью). «Братьев» этого железного «монстра» можно встретить на многих станциях России до сих пор. Кстати, с него открывается прекрасный вид на район: сразу видно, как двухэтажки сменили девятиэтажки, а сейчас в центре красуются и современные высотки в 14 этажей. («Как выросла Дема, - заметил Николай Владимирович.)
Откуда в Деме «корабли»?
В Деме живут люди разных профессий: нефтяники, строители, врачи, но ее костяк - это, конечно, железнодорожники. Электрификация железной дороги дала еще один толчок для развития района. Благодаря этому появились новые организации, предприятия промышленности. Но… не хватало тепла. Всем миром стали строить теплотрассу, котельную: закрепляли по участку теплотрассы за предприятиями района. С водоснабжением тоже были трудности: в то время в районе водозаборной станции не было, брали воду напрямую, а качали ее из скважин на левом берегу Белой. Со временем появились новые скважины, но на верхние этажи вода все равно не поступала. Люди жаловались, что после смены помыться не могут, вода не доходит. Назрело строительство водонасосной станции. Сейчас Дема получает воду с Северного водозабора.
Много строили жилья, в том числе и хозспособом, что помогло значительно уменьшить очередь на получение квартир. В те годы в Дему переселили еще и жителей загазованной Ново-александровки - это сотни семей. Они заняли два огромных дома - «корабля». Сначала новоселы даже жаловались - не было магазина, от центра далеко, но постепенно микрорайон стал обустраиваться. Активно возводились детские сады, школы, развивалась социальная структура. Одним из самых популярных в Деме был магазин «Детский мир» - небольшое двухэтажное здание. Горожане покупали здесь детскую одежду, игрушки, сейчас оно отдано под офис.
Калоши сменили на ботинки
Приятно гулять по демским улицам: много клумб, деревьев. Но так было не всегда. Демчане помнят и огромные лужи, и непролазную грязь, когда без резиновых сапог не пройдешь. Все радовались, когда появился на улицах первый асфальт, первый тротуар. С облегчением вздохнули женщины - теперь по Деме можно пройтись в туфельках на каблучках. Спасибо за комфорт нужно сказать СУ-820, это оно постаралось для жителей.
Малоизвестный Ильич
Жители района трепетно относятся к своей истории. В музее 112-й Кавалерийской дивизии (находится на улице Левитана) хранится немало уникальных материалов, рассказывающих о локомотивном депо, вкладе демчан в Победу в Великой Отечественной войне, развитии района в последующие годы. О трепетности к своей истории говорит еще один малоизвестный факт. Именно в Деме находится первый памятник Ленину, который стоял на площади горсовета в Уфе, но по размерам не подходил, и его перевезли сюда. Теперь обитает в одном из демских скверов. По-разному можно относиться к личности пролетарского вождя, это уже прошлое, ценность в другом - памятник - предмет искусства и разрушать его кощунственно. (Так, во всяком случае, относятся к памятникам во всем цивилизованном мире). Не поэтому ли Дема  сохраняет свое лицо, оставаясь особенной и неповторимой?


Названия улиц Демы до ноября 1956 года

Была ул. Ворошилова – стала им. И.В. Левитана, Железнодорожная – Таллинская, Кагановича – Кинельская, Калинина – Павлика Морозова, Куйбышева – Мусы Джалиля, Ленина – Центральная, Лесной переулок – Ухтомского, Молотова – им. «Правды», Пушкина – Дагестанская, Сталина – ул. Ильича, Уфимская – Новороссийская.. И ещё 24 улицы сменили названия.


Сегодня мало кто знает, что железная дорога должна была пройти значительно южнее этих мест, и только благодаря настойчивости уфимского городского главы она легла в привычное для каждого из нас русло. Значительным аргументом в пользу этого стала брошюра под говорящим названием «Погибающий город и изуродованная магистральная линия». Литературное творение настолько поразило царских чиновников, что спустя  год правительство Российской империи начнет на берегах рек Демы и Белой масштабное строительство.


В войну станция станет центром формирования знаменитой 112-й Кавалерийской дивизии, штаб разместится в поселковом клубе, здесь, на окраине, генерал Шаймуратов лично готовил пополнение фронту.

Лилия ЗИМИНА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости