РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"Я не вижу преград!
Что видно в темноте Допустим, вы не выговариваете некоторые буквы… Слышите ли вы сами эти неправильные звуки в процессе речи? Конечно, нет! Оценить правильность произношения можно только со стороны: в записи или по ехидному передразниванию. Слепые, как ни странно, тоже не ощущают и непосредственно не понимают, что лишены зрения. Один из исследователей психологии незрячих людей верно заметил, что если бы слепые общались на протяжении всей жизни с себе подобными, то родилась бы совершенно особая порода людей. Преподаватель русского языка и литературы школы-интерната №28 Сажида Алтухова никогда не видела, «как сыплет черемуха снегом»: она слепая с рождения. На мой вопрос, как же вы объясняете учащимся, что это такое, она уверенно отвечает: «А запах, а весеннее, уже вовсю припекающее солнышко? Май всегда ассоциируется у меня с этим неповторимым запахом. Помните у Тютчева: есть целый мир в душе твоей/ Таинственно-волшебных дум… Как верно сказано! Мир любого человека безграничен, а у нас, незрячих, особенно: домысливать, фантазировать и при этом не испытать разочарования. Можете ли вы себе такое позволить?» Как они учатся Урок литературы в 9 классе. Сочинение. Специальным грифелем ребята выстукивают свои заветные мысли в «брайлевских» тетрадях. Чуткие пальцы скользят по «написанным» строчкам. Я провожу рукой по поверхности бумаги - колючая! Венера Сибагатовна Мухаметнурова преподает в школе с 1965 года и не устает восхищаться внимательностью и работоспособностью своих подопечных. - К сожалению, в жизни им приходится надеяться только на себя, - сокрушается педагог. - Они не могут позволить себе быть рассеянными и невнимательными. В 6 классе урок географии. Риме Маснавиевне Закиевой, педагогу с 40-летним стажем, не нужна указка - непременный атрибут предметника. Ученики изучают карту мира. Карты специальные, рельефные; чем гуще цвет на обычной карте, тем выше рельеф на этой. Больше всего меня поразил урок информатики. Оказывается, существует специальная компьютерная программа для слепых и слабовидящих «Jaws for Windows». За клавиатурой сидит совершенно слепой юноша и уверенно находит то, что его интересует в Интернете. Механический голос сопровождает каждое нажатие кнопки, причем так быстро, что я, в отличие от мальчишек с их сверхчувствительным слухом, не могу уловить ни слова. Полной неожиданностью стало и пользование сотовым телефоном. Там тоже любое прикосновение к смартфону сопровождается звуком. Петя Козырев, уверенный пользователь ПК, хочет стать программистом. Теперь у меня нет сомнений, что это возможно. «А на уроках в аське сидите?» - задаю я провокационный вопрос. «Бывает, тем более, что в наушн иках, мы никому не мешаем, кроме себя, конечно», - улыбаясь, отвечает он. Ну слава Богу - они такие же дети. Побывали мы в этот день на уроках математики, физкультуры и даже рисования. И везде меня не покидала мысль, что эти дети намного целеустремленнее и настойчивее нас, зрячих. Ослабление или отсутствие зрения не позволяет распыляться на пустяки. Они не могут себе позволить быть рассеянными и несобранными - цена ошибки высока. Зам. директора по науке Гюзель Мурзагильдина, бывшая выпускница школы-интерната №28 и Московского педагогического государственного университета им. В. Ленина, откровенно признается: «Я всегда говорю нашим детям: вы на две головы должны быть выше зрячих, чтобы быть востребованными». Что такое синий цвет? Слепой человек, вооруженный белой палочкой, идет по своим делам. В лабиринтах большого города его подстерегают многие опасности и неудобства. Тут без нашей помощи ему не обойтись: перейти дорогу, сесть в автобус нужного маршрута, купить продукты в магазине... В учебный план школы включены специальные предметы, задача которых - адаптировать слепых и слабовидящих к окружающему миру. - Большинство детей попадают к нам совершенно неприспособленными к самостоятельной жизни, - сетует завуч по воспитательной работе Римма Рашитовна Гилязова. - Заботливые родители все делают за них, а это неправильно. Наша учебная программа предусматривает специальные уроки по ориентированию в пространстве, социально-бытовой ориентировке, развитию осязания и мелкой моторике пальцев рук, развитию остаточного зрения и зрительного восприятия. Вы вытираете пыль, когда ее видите, чистите ботинки, когда на них грязь? А у незрячих необходимо вырабатывать привычку делать это ежедневно. Педагоги приучают детей складывать свои вещи в определенное место, иначе найти их потом будет очень проблематично. В интернате дети не только осваивают общеобразовательную программу, но и учатся готовить еду, стирать свою одежду. Представьте 7-10-летнего ребенка, делающего это наощупь, - сердце кровью обливается! Жалко? Но выпустить беспомощного человека в большой мир - не меньшая жестокость. А как, например, объяснить с рождения слепому, что значит «синий»? Здесь приходит на помощь осязание. Синий - это холодный, это цвет космоса. Опусти руку в воду, почувствуй ее, запомни это ощущение. Какофония звуков вокруг - и каждый надо объяснить. Мама режет лук - стук ножа по доске. Идет дождь - это капает вода с неба. - На приборе «Ориентир» мы моделируем, например, расположение парт, других предметов, - объясняет мне Гюзель Зиннатовна. - Для знакомства с городом выезжаем на улицы, учим ходить с палочкой: здесь парапет, тут ступенька, между домами звук другой... Сотни нюансов - все надо запомнить, ощутить, услышать. Красивый - значит добрый Ильшат Сакаев, чемпион Башкортостана по шашкам, уверен, что по голосу можно определить, искренен твой собеседник или нет. - Невозможно скрыть, что у тебя внутри. Вы же почувствуете, если вам смотрят в спину? Думаю, люди часто прикрываются красивыми словами, скрывая свои истинные чувства. Надо судить по поступкам. По-моему, любить - значит, заботиться, принимать участие. Шестиклассник Ратмир Узбеков не знает, как выглядит его мама. Но на мой вопрос ответил, не задумываясь: для каждого его мама - самая красивая. Мальчик, никогда не видевший белого света, твердо уверен, что добрый человек не может быть некрасивым. Вот и друга своего Алмаза он выбрал за его добродушный характер. Что такое красота в восприятии слепого человека? Приятный для слуха звук, голос, запах. Преподаватели в один голос утверждают, что дети, испытавшие на себе превратности судьбы, воспринимают чужую боль как свою. «Когда уйдем со школьного двора...» Для большинства учеников школа-интернат №28 - родной дом. Здесь они живут весь учебный год, вместе печалятся и вместе радуются. Но приходит время, когда они должны покинуть эти стены. Конечно, эти дети находятся под защитой закона: для них существуют льготы при поступлении в учебные заведения. Если медико-социальная экспертиза дает добро, то они поступают вне конкурса при условии сдачи вступительных экзаменов на положительные отметки. Экзамен примут как в электронном виде, так и при помощи переводчика - тифло- педагога. На подготовку дается на полтора часа больше, чем обычным абитуриентам. Специализированные учебные заведения разбросаны по всей стране. Добираться до них слепому - дело не простое. Раньше государство оплачивало дорогу как абитуриенту, так и сопровождающему. Но эти времена канули в Лету. Теперь больше приходится надеяться на себя. …Кто-то, возможно, станет музыкантом. При интернате работает филиал музыкальной школы №1 им. Н. Сабитова. Знаменитый башкирский композитор Салават Низаметдинов тоже вышел из его стен. Другие пойдут в медицинский колледж, чтобы получить специальность массажиста. Некоторыми своими мечтами ребята поделились со мной. 12-классник Сергей Исаев настроен решительно: ему подвластно если не все, то многое, - считает школьник. Аня хочет стать учителем начальных классов. Света Мокрушина потеряла зрение в два года. Ее привлекает факультет иностранных языков. Вообще поступить в БГПУ им. М. Акмуллы - мечта многих. Помочь учиться таким же, как они, - благородная миссия. Выпускники школы продолжают обучение в вузах и ссузах России: Аскярова Ксения - в РГПУ им. А.И. Герцена, Гирфанова Лилия - в Государственном специализированном институте искусств Российского международного центра творческой реабилитации инвалидов, Махмадеев Шерзод - в Курском специализированном музыкальном училище. Учащиеся и выпускники школы занимаются спортом, выезжают на соревнования международного уровня, Паралимпийские игры.
Мне прочитали отрывки из школьных сочинений. И одна мысль показалась мне поистине парадоксальной: я не вижу в жизни преград! Может быть, по-детски наивная, она выражает главное отличие мировоззрения обычного человека от слепого. Он действительно не видит препятствий, потому что живет в своем мире - мире, закрытом для нас, зрячих людей. Мире, в котором есть звуки, запахи, ощущения. Мире, который становится ярким и видимым - благодаря людям, которые работают в этой необычной школе. Возможно, этот репортаж заставит и нас, зрячих, взглянуть на свою жизнь другими глазами. Глазами слепых.
Светлана ЯНОВА |