ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Территория будущего
В Уфе состоялся первый после пандемии коронавируса Международный форум урбани...

Трудовая доблесть Уфы
В Музее истории Уфы начался сбор подписей за присвоение столице республики зва...

Генеральская площадь
Началась масштабная реконструкция Советской площади, которая до недавнего вре...

На радость детворе
В августе завершится строительство детского сада во дворе дома № 71 по улице На...

Музей Альбанова
Региональное отделение Русского географического общества выиграло грант през...

Для летних променадов
Обновленную набережную Белой уфимцы уже облюбовали для прогулок, а вскоре на у...

Аллея памяти
В демском сквере 112-й Башкирской кавалерийской дивизии уфимские скульпторы Тим...

75 фото
«Лица Победы-75» - так называется выставка, открывшаяся 22 июня в Госсобрании-Кур...

«Сестренка» в парке Гафури
Фильм режиссера Александра Галибина «Сестренка» стал первой лентой, показанно...

Рояль и вибрафон – в подарок



     №7 (224)
     Июль 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СДЕЛАНО В УФЕ"

Башкирский Фаберже


Вы знаете, что сапоги, сшитые уфимским обувщиком, носит король эстрады Филипп Киркоров, плацентарной косметикой из столицы республики пользуются женщины разных стран, а  уфимское предприятие поставляет контроллеры виртуальной реальности для бренда НТС?
Мы запускаем рубрику «Сделано в Уфе», чтобы рассказать об успешных производителях, которых знают далеко за пределами республики.


Женщина взмахнула пышными юбками в страстном фламенко, седой Пан хмурит брови из переплетения ветвей, девушка вглядывается в глаза дикого волка… Все они предстают на картинах, собранных из мельчайших кусочков уральского камня. 
Мало кто знает, что эти произведения искусства, выполненные в технике флорентийской мозаики, создаются в мастерской «Уралташ-Арт».

Палитрой красок для создателей уникальной флорентийской мозаики становятся многообразные яшмы и обсидиан, лазурит и змеевик, флюорит и амазонит. Из кусочков благородного камня мастера складывают невероятные картины, которые находятся в частных собраниях многих стран мира. Уфимские умельцы трудятся в мастерской художественной обработки камня «Уралташ-Арт» под руководством Любовь Чебан. 
Из тонких пластинок поделочных камней, тщательно подбирая цвет и фактуру, мастера собирают каменное «полотно», которое сложно отличить от живописного. При этом оригинальность, продуманность и стиль работ невозможно перепутать с другими. 

Предыстория
Башкирская школа мозаики родилась в 1989 году в мастерской «Артель», которую возглавлял Халит Нигматуллин. Вначале камнерезы работали при Западно-башкирской экспедиции ПГО «Башкиргеология»: изготавливали сувениры. 
- Тогда здесь собралась могучая молодежь, энергичная, творческая — энтузиасты до сумасшествия. И начали творить. Первые работы были сделаны буквально «на коленке», огромными отрезными кругами диаметром 400 мм. Они использовались для промышленной обработки камня. А мы вырезали мельчайшие элементы — это все равно что топором бусы делать, - вспоминает Любовь Чебан, которая долгие годы была заместителем Нигматуллина и внесла немалый вклад в становление школы. Творческая мощь и энергия сделала невозможное - буквально за 10 лет родилось самобытное направление изобразительного искусства, которого ранее не было в Башкирии. Этот импульс художники камня пронесли сквозь череду неурядиц и кризисных лет.
Первое изделие появилось в 1994 году. Камнерез Андрей Журавлев изготовил шкатулку с мозаичной крышкой с самобытной птицей тукан. Работа вызвала горячий интерес у коллег по цеху в Сибае. Взаимное творческое соперничество с ребятами под руководством Дамира Девятова давало стимул к развитию, а находками и открытиями они всегда делились между собой, не скрывая нюансов обработки. 
Удачный опыт стал толчком к созданию серии ларцов с искусно сложенными из яшмы известными православными храмами России. 
Первым панно, выполненным в технике флорентийской мозаики, стало «Природа России» размером 60 на 60 см. Его заказали в подарок Борису Ельцину, бывшему тогда президентом России. Это был успех. Заказы приходили один за другим, изготавливали и картины для Подарочного фонда администрации президента Башкортостана, и иконы для Екатеринбургской епархии. Самую масштабную работу мастерская «Артель» сделала в театре «Нур» в 2003 году. Более 90 квадратных метров уникальной тончайшей мозаики из ценных пород уральского камня до сих пор украшает его холлы и залы. Полтора года напряженного труда стали переломными для художников камня — работу оплатили лишь частично, «Артель» была на грани разорения. 

Свой путь 
В 2014 году Любовь Чебан организовала мастерскую «Уралташ», где выбрала иной подход к работам, где искусство здесь ставят выше ремесленничества. Все начинается с эскиза. Картинку «раскладывают» на элементы, разбирают по цветам и видам камня. Подбираются подходящие минералы и начинается кропотливый труд, который может растянуться на несколько месяцев. Каждый кусочек тщательно вытачивается и подгоняется так, чтобы не было ни единого зазора. Внимание к деталям Любовь Дмитриевна считает признаком профессионализма, поэтому в панно «Уралташа» продумывается каждая мелочь: можно бесконечно рассматривать тонкие переливы трав, облаков, листвы деревьев, вглядываться в характерные лица героев. 
В мастерской практически семейный подряд: за станками работают дети Любовь Дмитриевны Сергей, Антон и Олеся, два года назад к ним присоединилась Ольга Гордеева — прибыла на практику после окончания техникума и осталась работать в компании творческих людей.
Несмотря на монументальность, камень - материал капризный. Различается твердость и плотность, податливость и пластичность. Вот, например, нефрит мягче яшмы, имеет красивый выразительный цвет. Но работать с ним сложно: крошится, забивает инструмент, может внезапно разбухнуть и потрескаться — иногда это проявляется в самом конце работы. Нежно-голубой виолан сыплется как сахар, к нему нужен особый подход. А малахит, о котором слагали легенды, стараются не использовать - при обработке все вокруг окутывается ядовитой пылью. 
Во время работы камень может изменить фактуру и цвет, порой пятна появляются на почти готовом панно. Бракованный кусочек вырезают, изготавливают заново. 
 - Когда делали икону Божьей Матери в Новотихвинскую обитель 1,2 м высотой, я занималась лицом и руками Матери и маленького Христа. Очень тонкая работа, в иконописи для этого существуют особые мастера. И уже на финишной отделке у младенца под носиком проявились темные пятна. Пришлось перешлифовывать все. 
 Навратные иконы со сложнейшими библейскими сюжетами украшают Введенческий храм в Дудинке, одна из икон была заказана для патриарха Алексия, несколько картин - в резиденциях российских корпораций, частных собраниях коллекционеров и первых лиц иностранных государств, но большинство изысканных работ уезжают в неизвестном направлении. А ведь Башкирия могла бы вывести бренд уникальной флорентийской мозаики на государственный уровень, наравне с продукцией УМПО и медом. 

Поспорим с Эрмитажем
- Главная проблема камнерезов в том, что они не могут пробиться по-настоящему. Ни уфимский, ни российский рынок не может оценить по достоинству работы высочайшего уровня, без преувеличения, новый «Фаберже», - уверен директор ООО «Уральское горно-геологическое агентство» Александр Кочергин, взявший камнерезов под опеку. По его мнению, без помощи государства неповторимое направление живописи может опуститься до банальной «сувенирки». При этом помощь может и не потребовать особых вложений. Республика участвует в выставках по всему миру, так почему бы не продемонстрировать мастерство камнерезов. 
Увы, но спрос на великолепные изделия сейчас в России невелик. Это иной уровень, которого можно достичь лишь на зарубежных выставках, где работы башкирских мастеров будут блистать в полной мере. 

Юлия ПАХОМОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости