ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Территория будущего
В Уфе состоялся первый после пандемии коронавируса Международный форум урбани...

Трудовая доблесть Уфы
В Музее истории Уфы начался сбор подписей за присвоение столице республики зва...

Генеральская площадь
Началась масштабная реконструкция Советской площади, которая до недавнего вре...

На радость детворе
В августе завершится строительство детского сада во дворе дома № 71 по улице На...

Музей Альбанова
Региональное отделение Русского географического общества выиграло грант през...

Для летних променадов
Обновленную набережную Белой уфимцы уже облюбовали для прогулок, а вскоре на у...

Аллея памяти
В демском сквере 112-й Башкирской кавалерийской дивизии уфимские скульпторы Тим...

75 фото
«Лица Победы-75» - так называется выставка, открывшаяся 22 июня в Госсобрании-Кур...

«Сестренка» в парке Гафури
Фильм режиссера Александра Галибина «Сестренка» стал первой лентой, показанно...

Рояль и вибрафон – в подарок



     №7 (224)
     Июль 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"

Ульмасбай среди нас


В литературе каждого народа есть образ весельчака фантазера, которому удается выйти из любой ситуации победителем: такой барон Мюнхгаузен. Создал подобного героя и Мустай Карим. В его поэме «Ульмасбай» главный герой в воде не тонет, в огне не горит, сам не унывает ни в какой ситуации и не дает пасть духом однополчанам. Произведение осталось незаконченным, но живет своей жизнью…
В Молодежном театре в июле выходит спектакль по этой поэме. О новой постановке рассказывает ее режиссер Рустем Хакимов.

- Почему выбор пал на это произведение?
- Поэма яркая, написанная сочным образным языком, и даже тот факт, что она не дописана, ничего не значит.

- А почему Мустай Карим не довел ее до конца?
- Он начал писать ее в 1942 году, после ранения. Но когда узнал, что Александр Твардовский создал образ Василия Теркина, забросил начатое, потеряв к этой работе интерес. Хотя очевидно, что литературная идея о таком герое витала, так сказать, в воздухе и независимо пришла сразу к двум гениям. Для поддержки боевого духа наших солдат очень нужен был именно такой герой. 

- И позже он не возвращался к этой теме?
- Нет. Но мне кажется, что было бы интересно, если бы он довел поэму до финала. Тем не менее у нас есть три ее части: «Охота», «Свадьба» и «На рыбалке». Они небольшие, и, чтобы сделать полноценный спектакль, мы дополнили его автобиографическими «Мгновениями жизни» и фрагментами из «Долгого-долгого детства», не вошедшими в повесть. 

- То есть соединили литературу и документалистику?
- Да, и, как нам кажется, получилось органично. Мы прослеживаем весь путь поэта. Дополненные в сценарий моменты тоже связаны с его детством, жизнью: эпизоды с братом Муртазой, отцом, встреча с Раузой. Удивительное дело: с Мустаем Каримом в течение всей его жизни часто происходили какие-то мистические вещи! К примеру, он написал в 1938 году стихотворение «Комсомольский билет», и оно стало для него пророческим.

- Наверное, непросто воссоздать на сцене судьбу поэта, его внутренний мир, переживания, устремления и даже его неповторимый юмор? 
- Да, задача перед нами стоит непростая. В спектакле несколько сюжетных линий. Но они все связаны и пересекаются. Мы провели параллель между нашим главным персонажем и самим Мустаем. В жизни Мустафа Сафич несколько раз был на грани жизни и смерти - сначала осколочное ранение, едва не ставшее роковым, а после войны - перенес сложную операцию. Вражеский кусочек металла, оставшийся в нем, по словам самого Мустая Карима, свил в груди разрушающее «гнездо», дни его были сочтены. И когда светила медицины решили, что оперировать уже поздно, на этот шаг пошел молодой хирург Лев Богуш. Его предупреждали: «Опасно, да и ваша репутация начинающего перспективного хирурга может пострадать, вы губите свою карьеру!». Но он берется и тем самым спасает будущего народного поэта. Наш спектакль с этого критического и важного момента и начинается. И пока идет операция - вся его жизнь проходит перед глазами. А наш персонаж - Ульмасбай со стороны следит за Мустаем, ведет его и в какой-то момент включается в ход жизни. 

- Изменяя саму судьбу?
- Да, ведь и в реальности у него были такие переломные моменты, которые определили его последующий путь. Возьмем юность, эпизод из нее. Мустай Карим мечтает учиться в университете, сдает экзамен, к нему подходит профессор и спрашивает, кем он хочет стать. Юноша отвечает: «Философом». Профессор внимательно смотрит: «Вам не надо быть философом, вы должны быть свободным человеком и стать поэтом». Здесь, в этом моменте жизнь, может, пошла бы по-другому.

 - Но эти слова запали в душу Мустая…
- Да. И вот его начинают печатать, у него уже есть деньги, чтобы, как он сам выражается, шагнуть во взрослую жизнь, он снимает квартиру в известном деревянном доме на улице Достоевского. Здесь собираются его друзья, они читают свои стихи, ведут долгие беседы, мечтают. Имена многих из них сейчас на слуху - это известные писатели, литераторы, журналисты, тогда еще молодые. В эту квартиру на поэтические сборы приходило много знаменитых людей, так рождалась, закалялась в диспутах будущая творческая интеллигенция. 

- И вот 1941-й… 
 - Мустай Карим всегда говорил: «Война меня не отпускает». Это верно, он много писал о войне, у него много пронзительных стихов. Он хотел, чтобы последующие поколения помнили о ней. Его самого призвали в самом начале войны, но сразу на фронт не отправили. Сначала были курсы в Муромском военном училище связи. В нашей постановке зритель увидит, как курсанты с нетерпением ждут, когда их отправят на фронт, думая, что только они могут переломить ход войны: потому что в сводках лишь тревожные новости об отступлении наших войск, и вчерашние мальчишки рвутся в бой. И когда им говорят, что их отправляют на фронт, они радуются. Командир же суров, он понимает, что многие не вернутся, и говорит: «Успеете еще. Куда вы рветесь?». 

- А как развивается любовная линия? 
- И здесь опять мистика! Ему еще в детстве предрекли, что он найдет суженую издалека: примета такая - раз у него брови вразлет. Так и вышло. Судьба как будто водила их кругами, пока не свела в доме на Достоевского, куда юная Рауза пришла в гости к своей тете. Они встретились и уже не расставались, только война разлучила на время. Есть в спектакле сцена, где Мустай едет в поезде после ранения домой и слышит песню из мюзикла «Роз-Мари». Приезжает в столицу и видит афишу, что в театре идет эта оперетта. Покупает билет, но его не пускают - он в валенках. «Так я сниму их!» - говорит он билетершам. Его настойчивость взяла верх, его пропускают. Он, затаив дыхание, смотрит мюзикл и представляет, что он Джими, а его Рауза - Роз-Мари. Он все время думал о своей молодой жене.

- Кто исполняет роль будущего народного поэта?
- Мустая играет Ильгиз Тагиров, роль Ульмасбая исполняет Шагит Хамматов. Знаете, поэма - это своего рода шуточные байки, юмор пронизывает и всю нашу постановку. Мы как бы создаем спектакль в спектакле, и сами задаем его правила: играем в Мустая, Богуша… А как, скажите, по-настоящему серьезно играть в народного поэта? Ульмасбай и его товарищи разыгрывают сценки и сами становятся актерами, исполняют роли героев пьесы. Причем примеряют на себя несколько образов, к примеру, Теребая (товарищ Ульмасбая) и Богуша играет Вадим Клысов. И такова наша задумка - постановка вся построена на ассоциациях. Собственно, и в жизни так бывает. Порой мы видим людей, которых, как нам кажется, уже встречали когда-то в нашей жизни, может, не в этой, но все равно. 

- Кому предназначен спектакль?
- Молодежи. Чтобы помнили своих героев. Есть в спектакле серьезные моменты: боевые товарищи Мустая погибают . И один из них - Юлдаш - просит его: «Если жизнь так сложится, что меня не станет, напиши обо мне роман, а если все вернемся с войны, то вся наша жизнь будет стоить романа». Мустай говорит: я не смог написать роман, написал стихи, и в спектакле у нас такой ход - Юлдаш читает стихи о себе.

- Как шла работа над постановкой?
 - Она еще продолжается. Хочу заметить, что постановка наша веселая, в ней много шуток (а смешное всегда ставить труднее). Но через юмор мы стараемся сделать образ народного поэта немного более земным. 

- Какие в спектакле есть еще выразительные моменты?
- Мы придумали такой ход: все наши персонажи в белом (нательная форма, которую надевают солдаты под гимнастерку). Этих людей уже нет - они ангелы, а Ульмасбай - в красном. На сцене у нас пять деревьев, и тоже не случайно. У Мустая Карима во всех произведениях есть образ дерева: корни - семья, крона, ветви - друзья. Такая метафора. А с деревьев спускаются и путаются в ветвях слова из его стихов, повестей и поэм.

- За что вы любите и цените народного поэта?
- Если взять его произведение, то любая фраза - жизненный постулат, как Библия для человека, с любой страницы можно читать и задуматься о смысле жизни, для чего ты пришел на эту землю. О сложных вещах он говорит простым языком, понятным для всех.

Лилия ЗИМИНА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости