РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Позвольте детям совершать ошибки
Журналист, ведущая, музыковед, заслуженный деятель искусств РБ, кандидат искусствоведения Миляуша Идрисова – личность известная в республике. Но к званиям и наградам необходимо добавить еще одно, пожалуй, самое главное ее достояние – дочерей. Как увидеть в ребенке искру божью и разжечь ее, совместить карьеру и семью и о сегодняшних приоритетах – наша беседа.
- Удивительный факт: у вас три дочери и все успешные. Айгуль – музыковед, Диляра – певица, Асия – скрипачка. Поделитесь секретами воспитания? - Да нет никакого секрета. Возможно, все началось еще задолго до их появления на свет. Я родилась в семье музыкантов, папа - композитор Абрар Габдрахманов, мама - певица Нажия Аллаярова. Родители, наверное, даже не представляли, что я могу выбрать что-то другое. Слух есть, данные тоже - и моя участь была решена заранее! Хотя в музыкальной школе было трудно, душа рвалась на свободу... А что такое свобода, я знала: с 9 месяцев и до школы жила у моих совершенно замечательных, мудрых, добрейших бабушки с дедушкой в Учалинском районе – мама тогда училась в Москве. Благодаря этому я росла в атмосфере любви, в атмосфере народных песен и сказок. Познала красоту привольного башкирского Зауралья, красоту родного языка… Поначалу переезд в Уфу для меня стал чуть ли не трагедией, я очень долго привыкала к родителям. Они не были зациклены на мне, как бабушка с дедушкой, для которых я была центром Вселенной. Но музыке сопротивлялась недолго, она захватила меня. Когда погружаешься в нее с головой, уже ни о чем другом думать не можешь.
- Дочери пошли по вашим стопам. Это было их желание? - Что может знать о себе и своих способностях маленький ребенок? В нашем деле ничего нельзя пускать на самотек. В музыку детей приводят за руку! Пожалуй, только со старшей – Айгуль были сомнения: стоит ли отдавать ее в музыкальную школу. В это время у меня была очень напряженная жизнь: работа на руководящей должности на телевидении, часто без выходных, с ночными монтажами, командировками. К тому же я знала, что ее ожидает: ежедневные сидения за инструментом, слезы, жесткая дисциплина – все это я ощутила на собственном опыте. А получилось вот как: Айгуль пошла на прослушивание за компанию с соседским мальчиком и его мамой. Дочке, в отличие от него, порекомендовали поступать на подготовительное отделение – ей всего шесть было. А дальше все повторилось, как у меня: окончила школу как пианистка, институт искусств – с красным дипломом музыковеда. Московская комиссия порекомендовала ее дипломную работу к печати, и к своим 23 годам Айгуль уже имела опубликованную монографию. Но она не стала поступать в аспирантуру: к тому времени уже была замужем и ждала ребенка. Сегодня дочь с семьей живет в Москве, работает помощником сенатора, воспитывает двоих замечательных детей. Я убеждена, что музыкальное образование ей помогает и сейчас. Музыка ведь не только воспитывает вкус, она еще учит самодисциплине и умению логически мыслить.
- Получается, спецшколу вы окончили четыре раза: сначала – сами, а потом – с дочерьми? - Так и получилось. Особенность нашей школы – ныне колледжа – в том, что наряду с общеобразовательными предметами дети постигают углубленный курс музыкальной школы, а в старших классах – училища. Поэтому без серьезных домашних занятий невозможно выполнение программы. Ребенка на первых порах нужно «вести»: сидеть на уроках по специальности, чтобы правильно заниматься дома. И мы с бабушкой старались по очереди ходить на уроки, а то и конспектировать сказанное учителем.
- Сегодня дивное сопрано лауреата Национальной театральной премии «Золотая Маска» и оперной премии «Онегин» Диляры Идрисовой знают далеко за пределами России. Она выступает на лучших сценах Европы. Вы сразу разглядели в ней вокальные способности? - Вначале мы привели ее на скрипку. Мой папа ведь был скрипачом-самоучкой, через нее пришел к творчеству. Мне освоить этот инструмент в свое время не позволило строение рук, и пришлось идти на фортепиано. У Диляры с руками все было в порядке, но не сложились отношения с педагогом. Ей тогда было 5 лет, она была очень независимой. И в один прекрасный день, коверкая слова, заявила преподавателю: «Играйте сами на своей скрипке, я к вам больше не приду!» В итоге Диляра окончила колледж в классе прекрасной пианистки и педагога Татьяны Погодиной. А пела она с самого младенчества. Можете не верить, но когда ей было пять месяцев, произошел удивительный случай. Я ее кормила, а по телевизору шел концерт Евгении Мирошниченко - знаменитой оперной певицы. И вот когда она запела, Диляра, оторвавшись от груди, очень точно воспроизвела ее высокий звук. Потом посмотрела на меня и улыбнулась. Мы с бабушкой были потрясены, настолько это было неожиданно. Подрастая, Диляра не пела только что во сне, иногда приходилось ее останавливать. Дома у нас был культ оперы, много видеокассет с записями. Сестры даже ссорились, когда Айгуль хотела смотреть мультик «Том и Джерри», а Диляра – например, «Травиату». Смотрела по сто раз и каждый раз плакала, когда умирала героиня. Но стать профессионалом высокого класса ей помог уникальный педагог - Миляуша Галеевна Муртазина. Она не только взрастила талант, но и воспитала в Диляре бойцовский дух. Я бесконечно признательна Миляуше Галеевне и горжусь дружбой с этой выдающейся личностью.
- Ваша младшая дочь Асия Гарипова - стипендиат Высшей школы музыки Ференца Листа в Германии. Сбылась мечта дедушки? - Да, с Асей наконец-то получилось освоить скрипку! (смеется). Ее музыкальность также проявилась очень ярко. Но в раннем детстве Ася после серьезной болезни замкнулась в себе, стала молчуньей, «дикаркой». К заведующему отделением струнных инструментов Лилии Богомоловой мы привели ее в четыре с половиной года. Лилия Феликсовна – необыкновенный, талантливый педагог. Она сумела расположить Асю к себе, «подобрать ключик», и дочка просто расцвела. Помню, уроки они начинали с того, что разговаривали, играли, рисовали. Ася полюбила скрипку, даже называла ее сестренкой и укутывала как куклу. В классах постарше Лилия Феликсовна возила ее на конкурсы, на мастер-классы, словом, «заразила» профессией. Колледж Ася окончила на «отлично» и по совету педагога поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию, где тоже училась только на пятерки. На 5 курсе она выиграла конкурс на стипендию фонда Великой княгини Марии Павловны и сейчас учится в Высшей школе музыки имени Ф. Листа в Веймаре. Я очень рада тому, что она по-настоящему увлечена инструментом и самозабвенно занимается, заново постигает музыку классиков, выступает на студенческих концертах. Теперь ее цель – поступить в магистратуру.
- Как дочери относятся к успеху друг друга? - Как-то Ася, еще маленькой, сказала: «Мама, как бы я хотела радовать тебя, как Диляра и Айгуль!» Я счастлива, что дочери дружат, поддерживают друг друга и словом и делом, искренне радуются успехам. У нас есть общий чат, в котором мы каждый день обсуждаем новости, советуемся. Все это греет мне душу. Особенно теперь, когда они выросли, разъехались, и у каждой – своя взрослая жизнь.
- Как вы оцениваете их выступления: как мама или профессионал? - Стараюсь быть объективной, при всем том, что любой их выход – радость и счастье. Но критику они умеют воспринимать. Тот возраст, когда говорили «сама знаю», прошел. И даже иногда обижаются, когда не получается приехать на их выступления.
- Старшая дочь уже состоялась как мама, средней и младшей еще только предстоит создать семью. Что, по- вашему, важнее: сделать карьеру, состояться в искусстве или женское счастье? - Все важно.
- А если вторая половина отводит женщине роль исключительно хранительницы домашнего очага? - Тогда это неправильный муж (смеется). Ведь для чего нужна семья? Для того, чтобы помогать друг другу раскрыться. Конечно, у нас с мужем тоже бывали трудные моменты. Он не музыкант и, бывало, не понимал, зачем нужно часами мучить детей за инструментом. Или когда в выходные я ехала не в сад, на грядки, а в архив или библиотеку, чтобы поработать над диссертацией. Но, слава богу, он постепенно пришел к пониманию того, что это важно - и для детей, и для меня.
- Ваши дети успешны. А что если ребенок не оправдал ожиданий родителей и не достиг больших высот? - Даже самые успешные дети иногда и огорчают, и расстраивают. Наверное, это понятно: воспитывая маленьких музыкантов, приходилось играть роль «злой мамы», которая постоянно требует, заставляет, поучает. Было, конечно, жаль девочек. Но музыканту, как спортсмену, надо заниматься ежедневно, несмотря на выходные или каникулы. И потом, сама профессия задает темп: участие в конкурсах, выступления – непременное условие. Наверное, в то время, когда формируется характер маленького человека, это необходимо – давать ему установку на преодоление себя, на достижение целей. Сейчас мои приоритеты сместились. Хорошо, если дети достигают высот, но не это главное. Главное, что они есть! Смотрю на внуков Ибрагима и Алтынай – и радуюсь, и мне не нужны их достижения. Теперь я чаще говорю девочкам: работать умеете – умейте и отдыхать, иногда надо позволить себе и полениться! Преимущество моего возраста - вот это состояние спокойствия. И понимание того, что дети должны сами пройти свой путь. Не люблю давать советы, но все же хочу сказать родителям: не бойтесь отпускать своих детей, позвольте им самим совершить свои ошибки!
Светлана ЯНОВА |