ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Поддержка одаренных
Глава Башкортостана Радий Хабиров провел выездной «Обрчас» на базе уфимского ...

Под стук колес
В Благовещенске открылась производственная площадка ведущей транспортно-эксп...

Плюс 527
Радий Хабиров провел о
чередной «Транспортный час», участники которого о...

Точно по графику
Во время весеннего половодья работы по строительству моста-вставки в створе ул...

Дни чистоты
18 апреля состоится первый общереспубликанский субботник. Всего в рамках Года э...

Цветочный бум
В теплицах «Горзеленхоза» растет 80 тысяч штук петуний, 20 000 бархатцев и 30 000 цине...

С доставкой на дом
До 20 апреля Большой зал Театра оперы и балета на время эпидемии коронавируса бу...

Улица Мустая
Улице в Октябрьском районе Екатеринбурга присвоено имя народного поэта Башкор...

Королевский рояль
В Республиканской гимназии-интернате имени Газиза Альмухаметова презентовали...

Ко Дню Победы



     №4 (221)
     Апрель 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

Судоремонтный завод: готовимся к навигации!


…Городская окраина, берег Затонской старицы. Именно сюда в зимний период для стоянки и ремонта направляются речные суда со всего региона и не только. Судоремонтно-судостроительный завод, основанный в 1918 году, внес огромную лепту в развитие города и республики. В последнее время дела на предприятии шли не очень эффективно. Но все изменилось после того, как на заводе побывал глава РБ Радий Хабиров. Он заверил, что республика не бросит речной флот на произвол судьбы: «Восстанавливать речное хозяйство будем осторожно, шаг за шагом, без спешки. Главное, что всю ту «нечисть», которая суетилась вокруг нашего флота, мы прогнали». Уже решена судьба теплохода «Чайка», который после капремонта будет открывать навигацию 1 мая. Как сегодня обстоят дела на судоремонтном заводе - решил выяснить наш корреспондент и отправился на предприятие.


Подводная часть корабля
-На предприятии работаю с 1966 года, начал рядовым специалистом, сейчас занимаю должность старшего инженера производственно-технического отдела. Поверьте, о кораблях знаю немало, - рассказывает старожил предприятия Владимир Киселев.
С ним мы встречаемся в офисном корпусе завода. Здесь на компьютерах проектировщиков раскрыты трехмерные модели узлов и агрегатов, подоконники украшают макеты океанских лайнеров. А за окнами, на стапелях, застыли «киты» речного флота: баржи, теплоходы, катера. К некоторым из них тянутся кабели электропитания, видны искры сварочного аппарата. Вывести тяжелые корабли на грунт и поднять их на подставки позволил так называемый слип. Система из лебедок и производственных тележек с регулируемым уклоном способна вывести на сушу корабль массой до 750 тонн. До начала навигации осталось совсем немного, сейчас на судах завершается ремонт. Чтобы узнать, как он протекает, мы отправились к месту работ.
Вот, например, несамоходная баржа вместимостью 600 тонн. Сейчас она проходит плановый ремонт, после которого вновь будет спущена на воду. Ее основное предназначение – перевозка строительных грузов. А одна из соседних с ней плавучих платформ была переоборудована под транспортировку нефти. Ее маршрут относительно близок – до Набережных Челнов и обратно. Но, по словам Киселева, имеются и суда класса река-море. 
- В прошлом году наш теплоход «Ейск» ходил из порта «Агидель» в Турцию, доставлял туда зерно. Его грузоподъемность – две тысячи тонн, - объясняет он.
Самая большая нагрузка ложится на толкающий баржу теплоход. Например, толкач «Урал» весит 180 тонн, а борт, который он тянет, в три – четыре раза больше. Потому неудивительно, что раз в год любой буксир нуждается в текущем осмотре. А каждые пять лет судно поднимается из воды для полноценного освидетельствования. Вот и сейчас несколько «трудяг» отдыхают на берегу, готовясь к летнему сезону. Корпуса их проверяются на наличие повреждений, затем очищаются пескоструйной машиной. Следующий этап – проверка толщины корабельной обшивки. Если она меньше нормативной, то часть полотна может быть вырезана. А взамен приваривается новый стальной лист.
Вот и сейчас сварщик завершает монтаж участка носовой части одного из буксиров. 

Добро пожаловать на борт!
Рядом стоит толкач «Урал-26», на нем тоже ведутся работы. 
Палубные механизмы тоже подвергаются техническому осмотру. Например, лебедочная установка на корме корабля. Изначально она предназначалась для тросового скрепления с баржей, но так управлять ею сложнее, чем методом прямого контакта. Потому сейчас в основном она используется для спуска и подъема якоря, вес которого достигает 800 килограммов. 
Спускаемся вниз, в машинное отделение. Узкая лесенка приводит нас в дизельный отсек. Как раз сейчас ремонтник заканчивает сборку одной из трех установок. Два двигателя - основные, еще один – запасной, их совокупная мощность - 500 лошадиных сил. При объеме топливного бака в 38 тонн за сутки хода «лошадки» могут съесть более двух тысяч литров. Примечательно, что с постройки судно имело «сердце» немецкого производства. Рассказывая об этом, ремонтники раскрывают возраст «Урала» – более сорока лет. Неудивительно, что к моменту полного износа двигателей завод-изготовитель уже перестал существовать. Однако хорошо себя показали китайские агрегаты. Они недороги в эксплуатации, надежны, просты в ремонте. 
До начала навигации остается меньше месяца, сейчас мастера заканчивают подготовку ходовой части. Впрочем, работы у них хватило и на палубе, где отремонтированы находящиеся там механизмы. А в самой высокой точке они усовершенствовали световые сигналы, приподняв их над рубкой. Рассказывая о тонкостях службы, механик Сергей Солодовников показывает на автомат пожаротушения. Он состоит из насоса и цистерны с химическим реагентом, который в контакте с забортной водой превращается в пену, способную погасить пламя. По словам речников, подобные ЧП – большая редкость, но на учебных тренировках отрабатываются и такие сценарии.
Покидая отсек, поднимаемся в камбуз. Кухня оснащена холодильником и плитой. По соседству – комната приема пищи для экипажа. Кстати, он состоит из девяти человек, жилой блок расположен уровнем выше. Одноместные и двухместные каюты соседствуют с душевой и медпунктом. Комнаты не слишком просторны, но на условия речники не жалуются. А чуть дальше по коридору находится радиорубка - пункт связи корабля с внешним миром. Имеется и внутренняя система оповещения, каждая из комнат оснащена динамиком. Команды, как правило, поступают из рулевой рубки, что расположена на третьем ярусе. 

Взгляд с капитанского мостика
- Добро пожаловать на пункт управления кораблем! – говорит, показывая на приборы, Солодовников. 
На период ремонта он единственный член экипажа, находящийся здесь постоянно. Руль управления судном чем-то напоминает автомобильный рычаг переключения скоростей. Рядом – тумблер устройства связи и так называемый ревун, громкая сигнальная сирена. Сидя в кресле, можно дотянуться рукой и до ручки управления корабельным прожектором. 
- Бывает и так, что на реку опускается густой туман. Если нет возможности переждать непогоду, идем по приборам. Видите этот радар? Он показывает границы берегов, суда прямо по курсу, другие объекты и расстояние до них, а еще правильно определить направление помогает обыкновенный компас. 
Большинство приборов находится в передней части рубки, за спиной лишь часы и кренометр. Его стрелка должна покоиться строго по середине циферблата, любое отклонение является тревожным. По словам речников, в основном они перевозят по рекам емкости с нефтью. Учитывая это, технике безопасности уделяется особое внимание. Как правило, подбирается хорошо знающий данную реку экипаж, а сами баржи снабжены системами тушения и блокировки разлива. 
В распоряжении пароходства есть и специальные технические суда. Одно из них ныне находится на стапелях по соседству с «Уралом». Уже скоро оно выйдет в плавание, задача - встречать и обеспечивать техническую поддержку, забирая с кораблей технические отходы, опасные для окружающей среды. В принципе, судно может использоваться и при небольших разливах нефти. 
Учитывая высокий уровень высыхания рек, риск посадить баржу на мель велик даже для опытных экипажей. Случись это – и первым делом команда проверит целостность корпуса, отсутствие стоков. А уже затем начнется маневрирование для снятия корпуса с грунта. Иногда толкач отцепляется от баржи с одной стороны, дабы ухватить с другой. Бывает и так, что стащить ее не удается, тогда выход один – подвести к месту ЧП еще один борт, который разгрузит тот, что заблокирован. 
А пока работа кипит и в ремонтном цехе, что расположен неподалеку. Пройдя в его двери, мы видим снятый гребной вал и станки, на которых он будет обновлен. 

Вектор - промышленность
- Видите сами: длина детали - несколько метров. При работе даже сталь стирается, может покрыться трещинами. Наша задача состоит в проверке ее целостности и доведении до чертежных параметров, - объясняет Владимир Киселев.
Нарастить сточенные миллиметры можно методом внешнего наваривания. В ход идет проволочная сталь и сварочный аппарат. Затем вал еще нужно «подогнать» на шлифовальном станке, и только после этого ставить обратно на судно. Такие операции производятся постоянно, равно как и балансировка рулевой системы или отладка винтов. 
При этом часть заводских помещений сегодня пустует – предприятие переживает не лучшие времена. Об этом говорит и резкое сокращение парка туристических теплоходов. В прежние годы на ремонт в Затонский док их приходило более десятка, ныне – лишь один, «Башкирия». Да и он фактически уже продан в частные руки. Одна из причин – снижение популярности круизов из-за дороговизны билетов. Впрочем, предприятие все равно не стоит на месте, выбрав в качестве вектора развития промышленность. По словам инженеров, сейчас разрабатывается идея производства погрузочных устройств – грейферов. 
- Видели, как происходит загрузка баржи песком или щебнем? Портовый кран при этом применяет захватное устройство, о нем и речь. За один «прием» оно переносит до трех тонн материала. И спрос на него есть. Производство будет совместным с Уфимским портом, под него выделим несколько свободных корпусов, - резюмирует Киселев.
Сомневаться в его словах не приходится. Для этого можно вспомнить, как шло строительство новой набережной реки Белой: под баржи там даже углубили дно, и грейферы использовались очень активно. Как затея судоремонтников будет воплощаться в жизнь – покажет время. А пока завод занят подготовкой кораблей к навигации, которая должна открыться в середине апреля.

Егор СОЛНЦЕВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости