РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Танец длиною в вечность
Натянутое как тетива тело взмыло над сценой, над суетой грешного мира, застыв в чеканном профиле фотографий и барельефов. Личность легендарного танцовщика Рудольфа Нуреева навсегда связана с Уфой, стала ее культурным кодом и символом башкирского балета. Собираясь на международный фестиваль его имени, знаменитые артисты так и говорят: «Едем на родину Нуреева».
- У нас очень любят балет, поэтому мы решили сделать фестиваль самым продолжительным за всю его 22-летнюю историю. Он шел 17 дней. Также приятным сюрпризом стало проведение сразу трех гала-концертов, причем билеты на них были распроданы еще до начала фестиваля, - сказал генеральный директор Башкирского государственного театра оперы и балета Ильмар Альмухаметов. Новшество породило тематические сборники: Гала-Чайковский, Гала-Нуреев и Гала-Григорович. Последний посвящен идейному основателю и бессменному художественному руководителю Юрию Николаевичу. Сенсацией воспринят приезд очевидца, гостя из Италии Луиджи Пиньотти, который был личным массажистом артиста и оставался с ним до последних минут его жизни. Он презентовал фотовыставку «И снова он, наш Рудик», представившую 100 фотографий знаменитого танцора в период его выступления в Национальной парижской опере. Благодаря сотрудничеству с французской стороны музею театра подарили десять уникальных снимков, которые ранее не экспонировались, и 10 – для хореографического училища.
С отпечатком крови Имя Рудольфа Нуреева давно обросло мифами, зачастую слишком «желтыми» и недостоверными, но всем известно его страстное и самоотверженное служение балету. Как наиболее плодотворный танцовщик, он занесен в Книгу рекордов Гиннесса: в год он выступал более чем в 200 спектаклях. «На каждом па должен лежать отпечаток собственной крови», - говорил Нуреев. - Он не был агрессивным, как обычно пишут о нем, а скорее беззащитным и чувствительным ребенком, при этом очень профессиональным трудоголиком, - поделился синьор Луиджи Пиньотти. - Полностью посвятил себя танцу, делая счастливыми всех вокруг. Все, что он делал – делал замечательно, особенно если это касалось России. Никогда не говорил о политике, не лгал и ни одного плохого слова не сказал о своей Родине и Уфе. Привезенные в Уфу уникальные снимки для выставки «И снова он, наш Рудик» еще раз погрузили зрителей в его мир, такой грандиозный и непостижимый. Организаторы отметили, что в процессе подготовки к проекту была найдена фотография, на которой запечатлены Рудольф Нуреев и Луиджи Пиньотти. Экземпляры совместных фото с автографом и пожеланиями синьора отправятся в архив Башоперы и во Францию. - Чего я только не прочитала о Нурееве: журналисты выливают на него тонны грязи. А ведь главное в человеке - сущность, то, что он может открыть тебе новое, - считает известный искусствовед Роксана Сац, приехавшая на фестиваль вместе с Московским театром им. Н.И. Сац. – Он необычайно талантливый и сложный человек. Самые великие танцовщики, которые пройдут через века, в чем я согласна с Виталием Вульфом, сказавшим в своем «Серебряном шаре», – Анна Павлова, Рудольф Нуреев и Вацлав Нижинский.
Белый ворон Приехавший на фестиваль исполнитель роли Рудольфа Нуреева в кинофильме Рэйфа Файнса «Белый ворон», солист Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля Олег Ивенко признался: - Получил столько эмоций после «переживания» его молодости. Я не представляю, что со мной произошло бы, если б сыграл всю его жизнь. Олег поблагодарил организаторов и отметил особую важность проведения фестивалей такого масштаба, также упомянув нереальную энергетику и невероятную личность Нуреева как человека, танцора, балетмейстера. После стартовавшей весной премьеры фильма в США и Великобритании, Японии и Италии критики отметили яркий режиссерский взгляд и убедительность исполнителя главной роли. Уфимцы тоже смогли увидеть «нуреевский» пронзительный взгляд, упрямую складку бровей и экспрессивность движений. - Он был великим артистом и личностью невероятной силы. Вот вы так смогли бы - оставить прежнюю жизнь, родителей, зная, что, возможно, никогда их больше не увидите? - считает Олег. Артист признался, что после участия в фильме про Нуреева получает немало новых предложений сниматься в кино. На гала-концерте он выступил с номером «Путник» на музыку группы «Apparat» (Sillizium) в хореографии Марселя Нуриева. Это уже второе появление Олега Ивенко в Уфе. 15 июня он приезжал в башкирскую столицу, чтобы исполнить партию Базиля в балете «Дон Кихот» Людвига Минкуса.
Душа танца Своими выступлениями звезды российского балета отдали дань памяти великого танцовщика. Зрителям Гала-концерта были представлены фрагменты из шедевров отечественного и зарубежного балета – «Журавлиная песнь», «Жизель», «Сатанилла», «Легенда о любви», «Щелкунчик», «Дон Кихот». Специально для фестиваля хореографом Ринатом Абушахмановым была подготовлена композиция «Октет» на музыку Эдварда Элгара, а Дмитрий Антипов представил «45 минут тишины» Дениса Бородицкого. В концерте приняли участие солисты Башоперы и примы ведущих театров России и зарубежья: Приморской сцены Мариинского театра – заслуженная артистка РБ Ирина Сапожникова и заслуженный артист Кыргызской Республики Канат Надырбек, солист Михайловского театра Иван Васильев, солистка «Кремлевского балета» Екатерина Первушина, резидент-хореограф London Russia Ballet School, художественный руководитель «Rudy Dance Lab» Дмитрий Антипов, а также наша балерина, заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии им. С. Юлаева Гузель Сулейманова. - Сегодня мы принимаем замечательных гостей – Урал Опера Балет. Сейчас мы увидим, как выглядит театр, к которому прикован взор всего балетного мира: три века – три балета – три стиля, - представил гостей почетный ведущий фестиваля, заслуженный деятель искусств РФ Сергей Коробков. Как считают эксперты, первый из сыгранных спектаклей «Наяда и Рыбак» стал праздником виртуозного классического танца, строгого и одновременно искрящегося. Он не дошел до наших дней целиком, но сохранился фрагмент, который был поставлен в Екатеринбурге знатоком старинной хореографии, признанным мастером реконструкции спектаклей начала ХХ века Юрием Бурлакой. Екатеринбургский театр исполнил одноактный балет на музыку Шарля Гуно «Вальпургиева ночь» Джорджа Баланчина. Постановка была подготовлена в сотрудничестве с фондом Д. Баланчина (Нью-Йорк) и выполнена в соответствии со стандартами стиля и техники признанного мастера хореографии ХХ столетия. Театр оперы и балета им. М.И. Глинки представил «Анну Каренину» с лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», премии «Душа танца» Верой Арбузовой. - Это первая балетная постановка с точки зрения женщины, - поделилась она. - Образ стараюсь раскрыть именно так, как это задумал Лев Толстой, а балет строю по своим внутренним ощущениям. - Нам очень приятно в очередной раз выступать в рамках фестиваля имени Рудольфа Нуреева. Надеюсь, что у нас сложится плодотворное и успешное сотрудничество на долгие годы, – сказал главный балетмейстер Челябинского театра Юрий Выскубенко. Закрытие, которое любители искусства назвали грандиозным, организаторы решили связать с именем основателя фестиваля. «Только Григорович обладает той эмоцией, накалом страстей, которые создают гениальное прочтение текстов русской балетной классики», – говорил Рудольф Нуреев. Среди номеров концерта «Гала-Григорович»: фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спартак», «Легенда о любви», «Талисман», па-де-де «Венецианский карнавал». - Я очень благодарна за традицию правительства республики поддерживать значимые фестивали, работающие на имидж Башкортостана, - считает главный балетмейстер Башоперы Леонора Куватова. – На одной сцене со знаменитостями танцуют и наши артисты, происходит очень полезный обмен опытом.
Зиля БАДРИЕВА
|