РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Миссия - духовный связист
В театральном фестивале, посвященном 90-летию классика башкирской и мировой литературы, приняли участие все 12 профессиональных театров Башкортостана, показав 16 спектаклей. Что видят в его произведениях современные режиссеры и зрители? Ответы на этот вопрос можно было найти в уфимских театрах с 14 по 30 октября. - Драматургия Мустая Карима всегда имела особое значение в становлении нашего национального сценического искусства, - сказала на церемонии открытия фестиваля заместитель министра культуры и национальной политики Республики Башкортостан Зинфира Абдульманова. - Еще при его жизни все его драматические произведения были поставлены на сцене, многие из них продолжают идти и сейчас. Почти половина произведений нашего народного поэта посвящена детям. Это неслучайно: ведь в детстве с человеком все время происходит что-то важное, интересное - и многие из этих событий остаются с ним на всю жизнь. Четверо деревенских мальчишек организовали отряд для спасения горного озера… Что из этого выйдет - можно увидеть на спектакле «Таганок» Сибайского государственного башкирского детского театра «Сулпан». Кто лучший наставник для ершистых подростков и так ли уж отличаются дети военных лет от поколения сегодняшнего - об этом пьеса-размышление Национального молодежного театра РБ «Батя Ялалетдин». По этому театру, носящему имя нашего поэта, особенно видно, как много он хотел сказать молодому поколению: «Молодежка» представила на фестивале целых пять спектаклей по его произведениям. «Радость нашего дома» - о том, что девочке Оксане, лишившейся на войне матери, можно и нужно помочь. Для этого надо дать ей другую семью, где у нее появляется любящий брат Ямиль - и так было, потому что так должно быть! А спектакль «Два берега бытия» по повести «Долгое-долгое детство» - вырос из дипломной постановки студентов Уфимской государственной академии искусств, строгий, лаконичный, философский: и в самом деле, в этом возрасте многого не понимаешь - но иногда, если посмотреть на взрослую жизнь глазами ребенка, она становится яснее... Свое «Долгое-долгое детство» есть и у Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури (который сейчас готовит к постановке последнее произведение классика, до сих пор не видевшее сцены - повесть «Деревенские адвокаты»), и у Башкирского государственного театра кукол - и каждый режиссер нашел в нем что-то близкое себе. Почему Прометей решил дать людям огонь и как они распоряжаются этим и другими своими богатствами? Трагедия «Не бросай огонь, Прометей!» - классическая и в то же время современная, повествующая об истинной любви и о природе власти - поставлена в двух башкирских театрах: в драматической постановке Туймазинского татарского государственного театра оживает скульптурная композиция, а балет Рустема Сабитова, поставленный в прошлом году Башкирским государственным театром оперы и балета, соединяет классическое осмысление образов с акробатикой и экспрессией танца модерн. Когда-то немногие осмеливались сказать, что война была жестока в первую очередь к своим. Мустай Карим был одним из них. Спектакль «Луна и листопад» по его повести «Помилование» с успехом идет на сцене Государственного русского драматического театра РБ уже три года: военные годы показаны достоверно, без излишнего пафоса, и, по сути, это спектакль о том, как жизненные обстоятельства могут работать вопреки воле практически всех персонажей: раз закрутившийся маховик судьбы не остановить. Или вдруг заявить своим родителям: «Вся ваша жизнь - пустота и обман, у меня все будет по-другому!» - на это способен только мустаевский герой - Алпамыша, сын археолога Ахматши. Уже из одного только этого видно, что спектакль Уфимского государственного татарского театра «Нур» - непростой, апеллирующий к современной молодежи (недаром Алпамыша разгуливает в черной кожаной куртке). - Произведения Мустая Карима постоянно присутствуют в репертуаре наших театров, - отметила член коллегии театральных деятелей, оценивавших фестиваль, - профессор Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова Суфия Кусимова. - Были представлены три постановки трагедии «В ночь лунного затмения» (Салаватского и Сибайского государственных башкирских театров драмы и Стерлитамакского русского драматического театра), которые отличались художественным своеобразием и еще раз убедили нас в бесконечных возможностях замечательного произведения, дающего вдохновение уже нескольким поколениям режиссеров, сценографов и актеров. Заразительный, искрометный спектакль «Похищение девушки» привезла труппа Стерлитамакского башкирского театра. Успешно осваивается и его проза. Не первый год зрителей радуют спектакли Башкирского государственного театра драмы «Долгое-долгое детство» и Молодежного театра «Радость нашего дома». Я должна отметить четкую организацию фестиваля со стороны его дирекции и Министерства культуры РБ. В итоге, я думаю, все остались с чувством исполненного долга - ведь истинным героем этого театрального события был наш великий земляк, искренне почитаемый всеми. - На наше предложение принять участие в мероприятии откликнулись все профессиональные театры, не пришлось и собирать зрителей. Не это ли лучший показатель отношения нашего народа к творчеству литератора? - отметил на церемонии закрытия фестиваля заместитель Премьер-министра Правительства РБ - министр культуры и национальной политики РБ Ильдус Илишев. - 20 октября - это не только день рождения Мустая Карима, но и День военного связиста, - напомнил собравшимся Председатель Союза писателей РБ Равиль Бикбаев. - Мустафа Сафич всю Великую Отечественную войну прошел военным связистом - и это не случайное совпадение, а судьба. Он был и духовным связистом нашего народа, связав нашу литературу с мировой. - 20 октября для меня - это большой семейный праздник, - сказал присутствовавший на церемонии внук Мустая-агая Тимербулат Каримов. - К сожалению, когда дедушка был жив, нас разделяли расстояния, и мы виделись с ним довольно редко. Сейчас же, когда его не стало, я все чаще представляю его себе таким теплым, добрым, мудрым… Я очень рад, что у нас есть возможность черпать всю мудрость дедушки в его произведениях.
Екатерина КЛИМОВИЧ |