РУБРИКА "ЭТНОПОИСК"Башкирский Ломоносов
Азамат Гайфуллин, заместитель главы Кармаскалинского района по социальным вопросам: - Кармаскалинская земля богата талантливыми людьми. Великий ученый-просветитель, поэт, первый исследователь-краевед из башкир Мухаметсалим Уметбаев - один из них. Большинство его поэтических произведений посвящено родному краю, изображению жизни и быта башкирского народа. В научных трудах, публицистических статьях он поднимал актуальные проблемы своего времени. Ученый отстаивал право обучения башкир на родном языке. Кармаскалинцы не забывают своего славного земляка: в его честь названа улица в родной деревне Ибрагимово, у нас есть премия его имени, которая присуждается за пропаганду его жизни и творчества. На сегодня эта премия присуждена Тимиргали Кильмухаметову, Гайсе Хусаинову, Иреку Киньябулатову и Фанилю Кудакаеву.
Тимиргали Кильмухаметов, член Союза писателей РФ и РБ, кандидат филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики БГУ: - Уметбаев - великий патриот своей родины: большой - России и малой - Башкортостана и родной деревни Ибрагимово (и похоронить себя он завещал именно здесь). Две его работы актуальны и в наше время. Во-первых, это шежере Юмран-Табынского рода - первое шежере, созданное на строго научной основе. Он не просто перечисляет табынцев, но и отмечает их заслуги перед Россией и Башкортостаном: такой-то участвовал в войне 1812 года, такой-то - в подавлении польского восстания… А предки самого Уметбаева участвовали в восстании Салавата Юлаева. Сейчас шежере играют большую роль в культуре башкирского народа, каждый род претендует на древность, создает свое шежере, но не у всех есть такие научные доказательства. Уметбаев хотел создать документ, подтверждающий древность его рода. Во-вторых, это карта земельных дач Юмран-Табынской волости, которую ученый нарисовал своими руками. В то время, да и позже, это был документ, который доказывал право башкир на эти земли (ведь они были дарованы царем Петром его прадеду Уметбаю). Когда в деревне создавали колхоз, его границы определяли именно по этой карте. Впервые вопрос о создании музея Уметбаева я поднял еще в 1966 году на собрании жителей села. А в год его открытия село получило еще и асфальтовую дорогу, линию электропередачи и новую школу. Теперь нужно привести в порядок ограду кладбища, где он похоронен. Фаниль Кудакаев, заместитель начальника Управления по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве РБ: - Как один из руководителей курултая рода табын я считаю, что он очень много сделал для восстановления истории башкирских родов и, в частности, нашего. Ученый, переводчик, государственный деятель, он - гордость нашего района. И мы должны продолжать его дело.
Ирек Киньябулатов, поэт, член Союза писателей РФ и РБ, Почетный гражданин Кармаскалинского района, лауреат государственной премии Салавата Юлаева: - Мухаметсалим Уметбаев - один из великих башкирских просветителей; и если Акмулла - в первую очередь поэт, то Уметбаев - этнограф, писатель, общественный деятель. Акмулла говорил: «Учитесь, башкиры», а Уметбаев это делал. Он башкирский Ломоносов: вместе с отцом отправился на лошади в Оренбург поступать в кадетский корпус! И после этого учился всю жизнь, обладал энциклопедическими познаниями - и сполна вернул все, чему научился.
Альмира Шарипова, главный хранитель Национального литературного музея РБ, автор новой экспозиции: - Музей, созданный в 1991 году - в год 150-летия Мухаметсалима Уметбаева - к 2009 году устарел и не соответствовал современным требованиям. Причем обычно при посещении музея необходим экскурсовод, а моя цель состояла в том, чтобы его можно было читать, как открытую книгу. В школе мы изучали Уметбаева в основном как поэта-просветителя, а мне хотелось показать его и как этнографа, лингвиста, публициста. Посетители музея могут ознакомиться со всеми периодами его жизни, а его главному произведению, без которого невозможно представить башкирскую культуру XIX века - книге «Ядкарь» («Памятки»), изданной в 1897 году в Казани, теперь посвящен целый стенд. Добавились и новые экспонаты (например, фото его уфимского начальника - муфтия Тевкелева), еще один планшет посвящен исследователям творчества Уметбаева: Ахнафу Харисову, Гайсе Хусаинову, Генияту Кунафину, Миннигали Надыргулову, Тимергали Кильмухаметову и самому первому из них, о котором не было практически никаких сведений, - Загиту Шарки.
Над оформлением музея трудилась команда опытных в этом деле дизайнеров: Раис Гаязов, Иван Федоров и Рашит Иштуганов. Раис Гаязов, член Союза дизайнеров России: - Диорама - то есть сочетание изображений, текста и предметного плана - воспринимается намного легче, чем просто экспонаты и подписи. Мы постарались воссоздать облик деревни Юмран, типажи башкир, Стерлитамак и Уфу, какими они были в те времена… Использовали десятки фотографий, гравюры и наши собственные иллюстрации, главная из которых - изображение дома на Новомостовой, где жил Мухаметсалим Уметбаев (он, к сожалению, не сохранился). Кадим Аралбаев, поэт, заместитель председателя правления Союза писателей РБ, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева: - Хочется отметить и современное техническое решение новой экспозиции, и высокий художественный уровень, и четкий систематический подход к истории и современности. Причем экспозицию можно регулярно менять - музей обладает богатым оборотным фондом и материалом для исследовательской работы (например, для аспиранта-историка или филолога). Табынский род дал Башкортостану целую плеяду талантливых людей: Даута Юлтыя, Мажита Гафури, Мухаметсалима Уметбаева, Роберта Баишева, Тимергали Кильмухаметова, Гайсу Хусаинова, Генията Кунафина… Таким образом исполнилось предсказание еще одного просветителя - Миннигали Мирхайдарова (1900-1974), чью книгу я подарил музею: он писал, что раньше ученые-гуманитарии - Уметбаев, Риза Фахретдинов - были одиночками, но появятся много молодых, талантливых ученых и продолжат их дело.
Мухаметсалим Уметбаев родился в 1841 году в деревне Юмран-Ибрагимово, в семье кантонного начальника. В одиннадцать лет мальчика отдали в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, где он осваивает русский, татарский, персидский и арабский языки, изучает географию, математику, историю, архитектуру и военное дело. Однако через 8 лет по настоянию отца Мухаметсалим оставляет корпус и поступает на работу в башкирскую казачью часть в качестве штатного переводчика, затем становится писарем мирового посредника, а в 1869 году избирается старшиной волости. После 10 лет службы он выходит в отставку и начинает работать в Стерлитамаке - учителем русского языка и математики в русском классе, в 1880 г. переезжает в Уфу и становится переводчиком в Оренбургском магометанском духовном собрании. Здесь он приобрел известность как ученый-этнограф и в 1883 году был избран членом Оренбургского отдела Русского географического общества. По чиновной лестнице Уметбаев поднялся до титулярного советника; параллельно был гласным Уфимского земства. В 1886 году он проделал большую работу в составе комиссии по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня основания Уфы, а в 1899 был избран членом комиссии по празднованию 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина, что послужило стимулом для перевода на башкирский «Бахчисарайского фонтана» и других произведений Пушкина. Самое главное произведение Уметбаева - «Ядкар» («Памятки»): очерки о жизни башкир, труды по лингвистике и фольклору, рассказы, публицистика и 38 стихотворений. Художественная форма всех его произведений стала большим вкладом в формирование башкирской прозы.
Екатерина КЛИМОВИЧ |