РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Феерия под брендом «Рудольф»
Открылся фестиваль весенней премьерой театра - балетом «Прометей» на музыку Рустэма Сабитова: благодаря ему чисто классическая программа обогатилась и постановкой в стиле модерн. «И в музыке, и в танце - это самый современный облик высокого балетного искусства», - такую оценку заслужил этот спектакль у первого вице-президента Международного союза деятелей хореографии Сергея Усанова. А 22 июня балетоманы вновь достали ручки для автографов: в Уфе состоялся Гала-концерт лауреатов только что закончившегося XI Московского конкурса артистов балета и хореографов! Будущие звезды российской и мировой сцены продемонстрировали не только блестящее исполнение классики, но и сегодняшний день балета - работы молодых хореографов: «Фатум притяжения» на музыку Шнитке, отчаянную экспрессию «Узника» Хорнера, «Печальную птицу» Равеля в исполнении лауреатки I премии конкурса Марии Семеняченко… И это еще далеко не все. - Мой номер называется «Выбирая цель», - рассказал мне лауреат III премии конкурса Михаил Тимаев. - Философский смысл у него такой: у людей возникают разные желания, стремления, но никто не задумывается о том, что целью может стать и сам человек. Музыка - известного французского композитора Яна Тирсена (кстати, создателя звуковой дорожки к нашумевшему фильму «Амели»). А мы решили с ней поэкспериментировать: наложили джазовую импровизацию. Молодые люди все еще горят танцем: сейчас опять выбегут на сцену - и вновь фуэте, прыжки под потолок, каскад из сальто-мортале! Их страсть к балету - под стать самому Нурееву. А это и есть главный залог успеха. Одной из изюминок фестиваля стало участие студентов хореографического училища: в самом деле, где же еще получить объективную оценку талантам и приобретенному мастерству? «Испанские миниатюры» от студентов Нуреевского училища и «Кармен-сюита», где в главных ролях настоящие испанцы - Лаура Ормигон и Оскар Торрадо! Билетов на «испанский» день было просто не достать: ведь и первая, и вторая части представления стали настоящим праздником классически отточенного и по-народному задорного танца. Побеседовать после спектакля с ведущими солистами кубинского балета, постоянными участниками нашего фестиваля Лаурой и Оскаром оказалось делом вполне возможным. - Танцевать «Кармен» на уфимской сцене предложил наш друг Шамиль Терегулов - так что наше сегодняшнее выступление посвящено и ему тоже, - сообщил мне Оскар - темпераментный испанский Хосе (а на его щеке все еще алел поцелуй Карменситы). - У нас есть своя, испанская версия этого балета, она более лирична, чем у Майи Плисецкой, - продолжила Лаура. - Но сегодня мы танцевали комбинацию из того и другого: хабанера, дуэты Хосе и Кармен - это наше, а дуэт Кармен и Тореро мы с Ильдаром Маняповым репетировали уже в вашем варианте. - Смотришь на Кармен - и понимаешь, какой должна быть настоящая женщина: гордой, игривой, лукавой и страстной одновременно! Ни у Хосе, ни у Тореро - просто никаких шансов устоять. А вы правда любите корриду? - спрашиваю я. - Правда, - улыбаются уроженцы Мадрида и солнечной Сарагосы. - Мы посещали корриду специально, чтобы посмотреть на движения настоящих тореадоров - ведь такие партии есть в нескольких наших балетах. - Скажите, есть в Уфе места, которые вам полюбились? - Мы были у памятника Салавату Юлаеву (это имя Кармен произносит почти без акцента). Очень величественный всадник, а под ним - такой красивый пейзаж! Еще мы не раз бывали в вашем училище, нам там очень понравилось. А вообще мы почти все свободное время проводим в театре: смотрим спектакли и репетиции. - А что значительного произошло в вашей жизни со времени прошлого фестиваля? - Мы показывали наш спектакль «Испанская ночь» в Египте, Тунисе, Сирии - и, конечно, в родной Испании, - перечисляет Кармен - художественный руководитель собственной труппы «Danzarte». - Несколько недель назад мы получили очень важный для нас приз - высшую награду для испанских танцовщиков! - улыбается Оскар. - Все кубинские призы уже давно наши, мы не раз получали призы в России, но к этой вершине стремились много лет! Благодаря поддержке федерального и республиканского правительства (а наш фестиваль входит в число финансируемых по федеральной целевой программе «Культура») грозный финансовый кризис явно капитулировал перед настоящим искусством: в этом году на уфимскую сцену вышли солисты немецких театров Дину Тамазлакару и Павел Москито, лауреаты международных конкурсов артистов балета Андрей Евдокимов и Наталья Выскубенко, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Ян Годовский, солисты Большого театра Владимир Непорожний и Нелли Кобахидзе и заслуженная артистка Украины Наталья Мацак. А бывший уфимец, ныне житель Израиля и почетный гость столицы Яков Лившиц и наш молодой хореограф Ринат Абушахманов подарили Уфе свои собственные авангардные номера, поставленные специально для фестиваля. И все они создали для нас феерический праздник балета, достойный памяти нашего великого земляка.
Екатерина КЛИМОВИЧ |