РУБРИКА "ЧЕРНИЛЬНИЦА"Вместе со своим народом
Ее отец Абдулла Биишев был человеком бедным, но при этом всегда стремился к богатству духовному. Рано оставшись без родителей, он, тем не менее, всеми силами старался учиться. И добился своего: став указным муллой - учителем, вернулся в родную деревню Туембетово. Биишев отдавал всего себя обучению детей башкир: создал свою методику преподавания, включив в программу изучение географии и математики, хотя в то время изучение этих предметов в начальной школе исламом не приветствовалось. Запрещено было собирать в одном медресе девочек и мальчиков, но упрямый учитель учил их в одном классе. И это при постоянном противодействии советчиков-доброхотов и не готовых к новациям родителей. В доме Биишевых было очень много книг, отец Зайнаб выписывал газеты и журналы. И всегда в свободное время читал и своим детям, просвещал их, сообщал, как сейчас бы сказали, новости мира, а главное - знакомил с литературой разных народов. В такой духовно богатой семье пятым ребенком родилась Зайнаб Абдулловна Биишева. Росла вместе с тремя сестрами и братом Гибадуллой. Мама, Фагиля, души не чаяла в маленькой Зайнаб, а старшие дочери - Ямиля, Халима и Хафаса - с удовольствием ухаживали за младшей сестрой. Только брат Гибадулла немножко взгрустнул, ведь он ждал, что у него появится младший брат. Фагиля Биишева тоже была дочерью муллы из деревни Сапыково (ныне - Кугарчинский район). Брат Фагили знал много языков и даже сочинял стихи на арабском. Фагиля старалась от него не отставать, была начитанной. Зайнаб рано осталась сиротой. Ей было два с половиной года, когда умерла мать. Через некоторое время в доме появилась мачеха. Она сразу полюбила маленькую Зайнаб, но при этом плохо относилась к ее сестрам и брату. Видно, потому Зайнаб не приняла любовь мачехи. На улице, среди своих сверстников, девочка была заводилой. Одна из ее подруг детства Мархаба-апай рассказывала: «Зайнаб придумывала разные игры. Но только стоило попробовать ей перечить, она тут же уходила с обидой и могла несколько дней подряд не выходить на улицу. Без нее нам было скучно, и мы хором упрашивали ее выйти. И только тогда она выходила. И снова у нас появлялись новые игры». Так прошло детство Зайнаб в Туембетово. В то время никому не приходило в голову, что Зайнаб станет народным писателем, поэтом, драматургом и переводчиком. Вечерами, вернувшись из медресе, отец Зайнаб давал уроки своим старшим детям. А вот маленькую Зайнаб «за парту» не сажал - считал, что ей надо подрасти. Однако девочка, сидя за ширмой, внимательно слушала все уроки отца, вникала в суть и самостоятельно научилась читать и писать. Совсем скоро она читала книги и газеты из отцовской библиотеки. В декабре 1919 года умирает отец, Абдулла Биишев. Зайнаб было тогда одиннадцать лет, сестре Хафасе - тринадцать, а брату Гибадулле - двадцать. Старшие сестры Ямиля и Халима были уже замужем. Так Гибадулла остался с двумя младшими сестрами. «Мачеха все имущество, нажитое вместе с отцом, увезла. И перед уходом сказала: «Погибайте втроем от голода и холода» и хлопнула дверью», - вспоминал мой отец, брат Зайнаб Абдулловны Гибадулла Биишев. Но он не растерялся: стал учителем, заменив отца и здесь. Он рассказывал: «Днем давал уроки в школе, а вечером учил сестер - Зайнаб и Хафасу. Занимался хозяйством. Пришла опять беда: заболели Зайнаб и Хафаса - старался всячески их вылечить, но купать их не мог». Вскоре Гибадулла Биишев женится на моей матери Миннибике. Она подняла девочек на ноги. С приходом снохи дома появляются уют и теплота. Зайнаб теперь все свободное время посвящает чтению, учится с упоением. Дома запретов для нее не было - домашние всячески старались создать ей условия для учебы. К этому времени брат Гибадулла и сестра Халима стали учителями советских школ. 1920-1921 учебный год. Сестра Халима назначается учителем начального обучения в деревне Ибраево (ныне - Кугарчинский район). И Халима Абдулловна увозит Зайнаб с собой, где она за два года заканчивает четыре класса. В те годы человек с 4-классным образованием считался достаточно грамотным. Брат ищет место для ее дальнейшего обучения. Летом 1924 года, к счастью, открываются 2-месячные подготовительные курсы для башкирских детей с 4-классным образованием в селе Ташлы Оренбургской области. А осенью Гибадулла отвозит ее в Оренбург, там, в «Каравансарае», открывался педагогический техникум для сирот. «Времена были очень тяжелые. Мануфактуры не было, люди ткали холсты. Потому в ходу была холщовая одежда. И моя жена сшила Зайнаб такое же платье. На ногах ката (самодельные кожаные тапочки), - рассказывал мой отец спустя много лет. - Остановились в гостинице «Фазыл». Около дверей сидела женщина в шелковом платье. Она говорит Зайнаб: «Что ты приехала в город в холщовом платье?» Зайнаб не осталась без ответа: «Я приехала сюда не за шелковой одеждой, а учиться. Придет время - шелковая одежда сама меня найдет. А ты сегодня в шелке, а в голове у тебя мякина». Я был очень удивлен такому смелому ответу моей маленькой Зайнаб». Оренбург и тогда был городом немаленьким. Для круглой сироты из далекой деревушки учеба в педтехникуме стала большим счастьем. Годы, проведенные в «Каравансарае», запечатлели в сердце Зайнаб Абдулловны незабываемые душевные воспоминания, стали самым радостным временем ее молодости. Здесь учились наши будущие известные писатели - Сагит Агиш, Баязит Бикбай. «Каравансарай» подготовил первых башкирских журналистов, артистов, учителей. Многие башкирские знаменитости начали свой творческий путь именно в педтехникуме. Благо, и преподавали люди высококультурные, знающие свой предмет и увлеченные своим делом: Фатих Карим, Ибрагим Кынсак, Галим Айдаров, Ибрагим Бикчентаев. В своих воспоминаниях Зайнаб Абдулловна напишет: «Каждый их урок для меня был как праздник, открытие нового мира. Учитель Галим Айдаров уводил нас в волшебный мир и, как кипучая волна, переполнял молодые души. Его уроки звучали как призыв к труду, к светлому будущему». Студенческие годы будущей писательницы совпали с послереволюционным подъемом в области литературы. Наряду с творчеством известных башкирских писателей того времени - таких, как Даут Юлтый, Габдулла Амантай, Абзал Тагиров, Тухват Янаби, Батыр Валид, - основательно изучались и произведения русских, татарских писателей. Глубокое изучение литературы принесло свои плоды, помогло становлению интеллигенции нового мира, новой эпохи. В этой замечательной среде Зайнаб-апай росла и формировалась как писатель. «…В библиотеке перечитывала по несколько раз все книги. Среди них самой дорогой для меня стала «Война и мир» Толстого… И я задумалась: я ведь тоже могла бы показать свой народ так же красиво, как великий русский писатель Л. Толстой? Это не давало покоя многие годы. Мечта моей молодости привела меня к созданию трилогии», - говорила она, а глаза ее при этом блестели, как два уголька. Настойчивостью и требовательностью она свого добилась. Главная тема ее творчества - это жизнь, прожитая по тем моральным нормам, на которых испокон веков зиждется народная нравственность. В 1929 году Зайнаб получила диплом об окончании педтехникума и по своему желанию отправилась в деревню Билалово Темясовской волости учителем. Тогда в деревнях учителей было мало, тем более, учителей - женщин. Вся просветительская работа легла на плечи Зайнаб. В 1935 году она, уже с семьей, переезжает в Салаватский район: местная газета пригласила ее в качестве литературного работника. В 1938 году Биишева переезжает уже в Уфу. Работает в редакции журнала «Пионер» (ныне «Аманат»), редактором детской литературы в Башкнигоиздате, позже ведет детскую передачу на радио. Началась война. Мужа Газиза Ильясовича отправляют на фронт. Зайнаб-апай осталась с тремя детьми. Зайнаб Биишевой пришлось прервать на время свою творческую деятельность, так как все тяготы легли на нее и сестру Хафасу. Самая плодотворная деятельность Биишевой началась после войны. И всю свою жизнь она посвящает мечте - созданию трилогии «К свету», которая была призвана показать жизнь простого народа. Биишева много работала и в области поэзии. В стихотворении «Пожила бы еще» Зайнаб Абдулловна пишет:
Труд - оправданье жизни, Светлое причастье… Вот где мое золотое Верное счастье!
Ее драматические произведения и сегодня не сходят со сцены. Еще в 1949 году Башгосдрамтеатр поставил ее первую драму «Дуслык» («Дружба»). Празднуя 100-летие Зайнаб Абдулловны, Башгосдрамтеатр и Театр кукол показали зрителям «Любовь и ненависть». Большое внимание уделило юбилею писательницы руководство нашей республики. С целью увековечения памяти Зайнаб Биишевой Указом Президента Республики Башкортостан Муртазы Губайдулловича Рахимова ее имя было присвоено издательству «Китап», Стерлитамакской педагогической академии; одна улица в новом микрорайоне Уфы также обрела имя народного писателя. А в скором времени в столице Башкортостана появится её памятник. Издательство «Китап» выпустило к 100-летию Биишевой несколько книг, в том числе её «Воспоминания», где также помещены материалы с анализом творчества. Готовится II книга-альбом с фотографиями и воспоминаниями. В Кугарчинском районе, на родине писательницы, её имя дали новой музыкальной школе в селе Мраково. В родной деревне Туембетово обновляется музей.
Хотела б я гранитною скалой Родиться вновь, чтобы, презрев соблазны, Стоять, склоняясь седою головой, Пред жизнью бесконечной и прекрасной.
Ляля БИИШЕВА |