РУБРИКА "СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК"Осенний шопинг
- Марат Мударисович, осенние ярмарки каждый год посещают сотни тысяч уфимцев. Насколько, на ваш взгляд, такая форма торговли важна для города? - Для ответа на ваш вопрос приведу несколько цифр. В последний сезон осенние ярмарки развернулись на 12 площадях и шести рынках столицы. Продавцы из 48 районов республики привезли продукты на двух тысячах грузовиках. О спросе лучше всего говорит тот факт, что только за два октябрьских выходных дня было реализовано полторы тысячи тонн картофеля, 726 тонн овощей, 185 тонн мяса и 77 тысяч литров мёда. Цены при этом были более чем приемлемы - намного ниже тех, что горожане привыкли видеть на прилавках стационарных рынков и магазинов. Уфимцы охотно запасались картофелем по пять-девять рублей за килограмм. Мясо сельчане предлагали по 100-150 рублей, капусту на засолку - по 7-10 рублей за кило. Хороший мёд можно было купить по 160 рублей за литровую банку.
- Кстати, о мёде. Насколько этот полезный продукт, ставший одним из брендов Башкортостана, доступен рядовым уфимцам? - Уже несколько лет в Уфе проводятся регулярные медовые ярмарки. В этом году она запланирована на 30-31 августа, что, на наш взгляд, оптимально для продавцов и покупателей. В отношении доступности мёда могу сказать, что в среднем по стране один россиянин потребляет около 800 граммов сладкого продукта в год, в то время как житель нашей республики - минимум 1300 граммов. Только по результатам прошлогодних осенних ярмарок в Уфе было продано 500 тонн мёда - по полкило на каждого горожанина. Могу поручиться, что это был очень качественный продукт. Купить подделку на медовой ярмарке практически невозможно. Пчеловоды приезжают «на место» уже с готовыми заключениями районных санветлабораторий. Если дежурный инспектор обнаружил, что у продавца отсутствуют необходимые бумаги, его мёд немедленно отправляется в лабораторию на анализ. Если имеются нарушения, предприниматель просто не допускается к торговле. В целом, как показывают регулярные соцопросы, уфимцы очень положительно оценивают работу осенних ярмарок, считая их отличной возможностью сделать запасы на зиму по весьма доступной цене.
- Марат Мударисович, сезон осенних ярмарок длится всего полтора месяца. Какие меры принимаются для защиты торговых интересов селян в остальное время? - Начну с того, что в городе созданы все условия для круглогодичной реализации сельхозпродуктов. Предприятия, занимающиеся хранением и переработкой сельхозпродукции, а также фермеры и совхозы, открывшие в Уфе собственные торговые точки, получают поддержку со стороны городских властей. Все действующие рынки имеют специализированные мясные и овощные павильоны, а в ТСК «Меркурий» специально для селян создан современный экологический агромаркет, где на площади 4 тысячи квадратных метров круглый год без посредников башкирские аграрии могут реализовывать свой товар. Собственные павильоны здесь имеют такие известные производители, как компании «БашАгро», «Карламанский сахарный завод», «Башспирт», «Уфимский хлеб», Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии, совхоз «Рощинский» и целый ряд других. Хотелось бы подчеркнуть, что в агромаркете торгуют не только крупнейшие республиканские бренды, но и обычные фермеры, для которых организована прилавочная торговля в торговой зоне «Деревенька».
- Несколько лет назад в республиканских СМИ была озвучена идея создания у посёлка Нагаево специализированного оптового сельхозрынка, где мелкие фермеры могли бы не только реализовывать, но и длительное время хранить свой товар. - В настоящее время по оптовому рынку в Нагаево идут проектные работы. Сегодня он очень нужен городу - состоянием оптового сельхозрынка Уфы мы не удовлетворены, и я надеюсь, что этот проект воплотится в жизнь.
- На уровне правительства республики и страны не раз можно было слышать дискуссии о продовольственной безопасности. Насколько местное сельхозпроизводство удовлетворяет основным потребностям уфимцев? - В сутки население столицы потребляет более 150-ти тонн хлебобулочных изделий, полностью производимых на территории города. При этом девять десятых объёмов всей выпечки приходится на крупные хлебозаводы и лишь 10% - на мини-пекарни, которых у нас не более 30-ти. Суточное потребление молока и молочных изделий колеблется в пределах от 200 до 260 тонн, из которых 95% поставляют республиканские аграрии, и лишь оставшиеся 5% молочной продукции длительного хранения завозится в Уфу из других регионов. В целом можно сказать, что региональное производство почти на 100% покрывает потребности города в основных видах продовольствия.
- Марат Мударисович, приметой времени стал повсеместный снос продуктовых рынков под открытым небом, что нередко вызывает противоречивую оценку горожан и ярый протест предпринимателей. Вспомним тот же «Ильинский». Судебные тяжбы между администрацией и его владельцами длятся уже несколько лет. - Сокращение нестационарной торговли - естественный и необратимый процесс, к тому же прописанный юридически. Согласно федеральному законодательству к 2010 году все вещевые рынки страны должны начать работать в капитальных помещениях, а в 2012 году это требование распространится и на торговцев сельхозпродукцией. Мы стараемся работать на опережение, принимая меры уже сейчас. Из 38-ми розничных рынков, существовавших в Уфе 1 января 2007 года, сегодня осталось всего 14. Население всё больше отдаёт предпочтение сетевой торговле, хотя развитие торговых сетей всё ещё сильно отстаёт от мировых стандартов. В настоящее время в Уфе действует около 80-ти сетевых структур, однако на них приходится лишь 20% общего объёма продаж - при мировых показателях в 60-70 %. К последним цифрам мы и должны стремиться. В отношении рынка «Ильинский» могу сказать, что сегодня он безнадёжно устарел и просто опасен для населения. Владельцы этой торговой точки в своё время смогли зарегистрировать рынок в регпалате, из-за чего судебные споры растянулись на годы. Однако не так давно суд встал на сторону города и принял решение об отмене регистрации и приостановлении деятельности данного объекта. «Ильинский» будет реконструирован в современное торговое предприятие, формат которого пока не определён.
- И всё же большую часть населения в принципе мало волнует, где покупать продукты питания. Главное - качество и цена. Что можно сказать о стоимости основных продуктов питания, входящих в состав так называемой потребительской корзины? - По данным Башкортостанстата, на конец июля среди десяти отдельно взятых городов-миллионников по уровню средних потребительских цен Уфа занимала 8-е место по сахару и пшеничному хлебу, 6-е - по сыру и молоку, 7-е - по растительному маслу и 10-е - по пшеничной муке. Я считаю, это вполне нормальный уровень цен. Кроме того, выполняя распоряжение правительства, мы постоянно отслеживаем 8 видов социальных продуктов, на которые в торговых сетях установлена фиксированная надбавка. Так, на молоко она составляет не более 5%, на творог - не более 8%, на сметану, сахар, растительное масло и яйца - не более 10%. Такого рода жёсткое регулирование позволяет выдерживать приемлемую динамику цен.
- В сентябре начнётся новый учебный год, а вместе с ним встанет на повестку дня вопрос организации школьного питания. Готов ли республиканский аграрный сектор обеспечить столичные школы качественным продовольствием или его придётся завозить из соседних регионов? - При приготовлении пищи в школьных столовых используются только высококачественные продукты, 74% которых производится на территории Башкортостана. Основную долю привозного питания составляет рыба, а также кофе, какао и чай. Постепенно уходит в прошлое недоверие родителей к качеству работы школьного общепита. В 2007-2008 учебном году из 94 тысяч детей, обучавшихся в общеобразовательных учреждениях Уфы, столовые посещали 89 тысяч, или 95 % всего ученического контингента. Общие расходы муниципального бюджета на организацию школьного питания с начала года составили 72,5 миллионов рублей. Еще около 20 миллионов выделено на стартовавшую прошлой осенью программу «Школьное молоко». В её рамках учащиеся 1-4 классов столичных школ три раза в неделю бесплатно получают герметичные 200-граммовые пакетики молока с пластиковой трубочкой, что, по мнению эпидемиологов, является оптимальным вариантом. Под действие программы подпадают 36 тысяч уфимских детей. Этот проект, призванный укрепить здоровье юных уфимцев, уже даёт свои результаты. Во-первых, уровень потребления молока в Башкортостане теперь один из самых высоких в стране, во-вторых, витаминизированное молоко дети пьют с удовольствием, понимая, что это очень полезный, а главное - вкусный продукт.
Алексей ФАТЫХОВ |