РУБРИКА "СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК"Восторг души с восторгом мастерства…
2007-й обрушил на зрителя целую лавину самых разнообразных мероприятий. Уфа буквально переполнена культурными событиями. Но при всей широте выбора персональная выставка одного из самых интересных и непредсказуемых современных художников привлекла к себе повышенное внимание.
Творчество Пегова не поддается никакой классификации и не вписывается ни в какие рамки. Он спокойно делает то, что считает нужным на данный момент, не обращая внимания на конъюнктуру. Учит детей. Руководит совместно с Сергеем Красновым, действительным членом Российской академии художеств, Республиканским Творческим Союзом художников. Практически на все выставки Владислав выставляет новые работы, причем не проходные - лишь бы показать - а действительно интересные и профессиональные.
«Кое-что из жизни рыбы-пилы», грандиозные полотна на библейскую тематику, портреты, натюрморт: всё очень легко, без костылей, поверх барьеров.
Беззащитный розовый бутон в тонкой вазе, автопортрет в компании Дюрера и Сальвадора Дали: многогранность, отсутствие заученных приемов. Иногда даже возникает сомнение, а один ли человек это сделал? Кто-то считает, что такой разброс говорит не в пользу художника. Другие, наоборот, неодобрительно относятся к эксплуатации однажды найденного удачного решения. Истина, я думаю, как водится, где-то в золотой середине. Банально? Ну так вот вам ещё: в одну реку нельзя войти дважды. Полотно настоящее - создано ли на всплеске эмоций или продумано и точно рассчитано - не может повторить не то что копиист, но и сам автор. В аутентичной вещи есть нечто, переводящее её в произведение искусства, что-то неуловимое, без чего художник становится просто ремесленником.
Натюрморт и портрет можно найти в творчестве едва ли не любого автора. Наверно, те, кто часто бывают на выставках, заметили преобладание камерных сюжетов в необременительном размере. Это закономерно. Для работы над большим многофигурным полотном нужно ещё и техникой владеть. Тут и композиция, и рисунок, и живопись. Причем без вариантов «Я так вижу». Хорошая академическая школа, крепкий рисунок, настоящая живопись. И храбрость - замахнуться на сюжеты, ставящие в один ряд с классиками. Две отнюдь не святые Троицы: Дали, Дробицкий, Дюрер, Леонардо, Церетели и сам автор. Задний план, где проносится колесница Фаэтона. А крылья у коня - как с рисунков великого да Винчи. Как говорит сам автор, в основе лежит сон - выставка неизвестных работ великого мастера и поражающий воображение картон с рисунком Пегаса. Но в работу Пегас вошел как бы стаффажем, оживляющим задний план. Вроде бы незначительная деталь несет неоднозначную смысловую нагрузку.
Высокопоставленный чиновник, занимающийся проблемами культуры, и одновременно образованный человек разглядел в работах Владислава масонскую символику. Автор был скорее обрадован, чем огорчен. Пегов - современная мифология, ироничная реминисценция, любовь к игре ума. Работы Владислава несут в себе подтекст, шифрованное послание, которое может понять человек, принимающий правила игры.
«Похищение Европы». В соответствии с классической мифологией Зевс похитил одну девушку, но в работе мы видим двух: Европу и Азию. Интересно отметить восприятие сюжета людьми другой национальности. Немцы обратили внимание на новое прочтение классического сюжета, и поэтому полотно получило название «Похищение Евразии». Кто-то сумел увидеть в картине добровольное вхождение Башкирии в состав России. Ведь республика наша расположена на границе континентов, на стыке двух культур.
И снова рыба лихо взлетает в небеса, под собственным стратостатом, с пропеллером и даже якорем - для приземления или приводнения? Освоение или завоевание явно недружественной среды? Дальнейшая эволюция, результат мутации?
«Мое самое большое желание, - говорит Пегов, - посвятить все время творчеству. Вернуться к теме, взятой ещё на дипломе - «Поединок Пересвета с Челубеем». Но теперь меня занимают уже не конкретные персонажи, а сама тема вечной борьбы, поединка света и тьмы, добра и зла, постоянно принимающих разные обличия». Над своими полотнами Владислав работает очень долго, часто меняя первоначальный замысел, что говорит о высокой требовательности к самому себе. Он может оставить уже готовое полотно и начать все сначала - так было, например, с «Апостолами», над которым он работает тринадцать лет. Как говорит сам автор: «Лишь сплав восторга души с восторгом мастерства дают произведению искусства бессмертие. Восторг души у меня есть, путь к достижению восторга мастерства продолжается у настоящего художника на протяжении всей жизни».
Лариса кудоЯрова |