|
РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Как прекрасно светит Луна...
Роза Хуснутдинова - известный сценарист и писательница (одна из ее книг так и называется - «Как прекрасно светит сегодня Луна»). В ее «багаже» - около тридцати фильмов, она автор детских сказок и рассказов для взрослых. Но больше она известна своими мультфильмами. Ее, наверное, больше знают в Москве, чем в родной Уфе. Хотя, кажется, каждый из нас помнит замечательный мультфильм «Балерина на корабле» и детский фильм «Алпамыс идет в школу», а так же фильм «Ришат - внук Зифы». - Роза Усмановна, вы каждое лето приезжаете в Уфу? - Да, по семейным делам - здесь у меня родственники, племянницы. - А ностальгия по родным местам есть? - Наверное. Мне очень приятно встречать друзей ранней юности, знакомых, даже на улице я легко их узнаю, они, мне кажется, даже не меняются с возрастом. А Уфа очень изменилась… - В Москве вы давно живете? - Давно. В 1957 году я закончила гимназию №3 и поехала в Ленинград - поступать в вуз. Поступила и сразу отправилась все смотреть. В Эрмитаже была много раз. Но хотелось мир увидеть. Поехала с геологической партией на Камчатку. Кашеварю. Люди были удивительные - в рюкзаках книги, книги - интеллигенция. Тогда я и узнала, что такое - другая литература. Наверное, тогда и полюбила поэтическое слово. После экспедиции поехала в Москву поступать в Литературный институт, но этого мне показалось мало - поступила на курсы сценаристов. Потом были рабочие поездки в Казахстан, Узбекистан, Туркмению: тянуло на Восток. - Действовали методом проб и ошибок, искали себя? - Мне все было интересно, и люди вокруг были увлеченные. И время было очень необычное. Я писала сказки, рассказы и, конечно, сценарии к фильмам. Планов было очень много. Как-то написала сценарий про современную тюркскую женщину, которая вспоминает прошлое: перед ней проходят видения из жизни ее предков. Но мне говорили: ты что, Феллини? Кто это снимет? В первых фильмах по моим сценариям безжалостно вырезали всю образность, поэтичность. - Что такое творческий человек: это бесконечные муки ожидания вдохновения? - Муки? Да вы что! Мне все это давалось легко - я писала, когда мне хотелось, это не составляло труда. - Почему вы выбрали жанр сказки? - Когда какой-нибудь человек нравится мне, удивляет, восхищает или трогает, хочется написать о нем сказку. В ее пространстве личность человека, его сущность проявляется ярче, жизненные обстоятельства складываются более счастливо, талантливо, чем в реальности… - Провинция сильно отличается от столицы? - В слове «провинция» много смыслов… Те, кто приезжает в центр оттуда, говорят: в провинции очень интересные вещи происходят и очень интересные люди попадаются. Живут в своем крае и что-то хотят изменить. У них радость, когда кто-то из тысячи сумел, вырвался. Мы вообще не знаем глубинки, а там идет жизнь, и очень насыщенная. - И все-таки все едут в столицу - в Москву! в Москву! - Да, это так. В центре больше возможностей для самореализации. А вообще иногда - нет, почти всегда нужен толчок со стороны. Вот живет в каком-нибудь селе замечательный самобытный художник, вокруг прекрасная природа, а его лень обуяла, хотя в нем дремлют какие то идеи, мысли: «Вот бы это запечатлеть». Но тут же думает: «А смогу ли я? А нужно ли это кому-нибудь?». И он не торопится, и время идет… А тут приезжает кто-то более активный и говорит - да вы талант, гений! И, глядишь, человек расшевелился и начинает что-то делать. Разве мало таких примеров в искусстве? Иногда творческому человеку нужен меценат, человек, который может оценить его. А вообще настоящий художник может творить даже в пустыне. - Да бросьте, кому нужно сейчас искусство? Все вокруг делают деньги, у всех на первом месте бизнес. Тем более в сфере кино. - Вы знаете, в Европе, в Америке (ну мы же на них ориентируемся) любят снимать кино про обычного простого человека. Им это интересно. Это можно снять очень интересно! И люди смотрят! А у нас снимают убийство, кошмар какой-нибудь, и тем собирают «кассы». Шокируют и таким образом оказываются на виду, на слуху. Вот пример: фильм «Груз-200» все хвалят, говорят - попадание в точку. Наверное, это так, но смотреть это обычному человеку невозможно - боль, ужас, разочарование. - У нас нет российского Феллини… - Есть, у нас замечательные режиссеры. Время, наверное, не их. А людям надо давать надежду. - Вы говорите, мы ориентируемся на Европу, но кино снимают не только в Европе. - Это я к слову. Сегодня Азия набирает обороты. Недавно прошедший фестиваль восточных фильмов это продемонстрировал. В нем ценно, на мой взгляд, то, что восточные кинематографисты стремятся показать в первую очередь жизнь своего народа. Когда смотришь фильмы иранских режиссеров, видишь, что их очень интересует душа человека, может быть, не очень известного, живущего где-то в глуши. И они так его показывают, что просто влюбляешься в героя. Жизнь жестока, но деятели кино стремятся выйти на другой уровень общения - добра, человечности. И это радует. - Говорят, что Дом кино скоро снесут и построят на этом месте что-то ультрасовременное… - Дом кино - это отдушина для очень многих, для старшего поколения кинематографистов. Там каждый день просмотры фильмов - и зарубежных, и наших. Три зала, кафе, где собирается публика… Москва - это суета, а здесь люди хотя бы видят друг друга. Это дом, где живут, встречаются. А то, что хотят построить... Ну что сказать по этому поводу? Мое мнение - это бездумная алчность. - Скажите, а Тарковского еще помнят? - Каждый год проходят фестивали его фильмов, и люди приходят, смотрят. Значит, в нас еще есть стремление к высокому. - Спасибо за беседу и за ваше творчество. - Ну что вы! Вам спасибо. Повезу в Москву ваш журнал - в столице живет очень много уфимцев.
Лилия ЗИМИНА |
|
|