|
РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Чувствуя величие времени
- Рафаэль Нариманович, интересный у Вас интерьер в кабинете… - Я с юности люблю "Deep Purple", "Led Zeppelin", вообще тяжелый рок. Такой парадокс - есть в них и в башкирских протяжных песнях что-то общее, настоящее. Наш "Караван-Сарай" в начале пути в этом же духе работал. Увлечение индейцами у меня с детства. Как все, играл с друзьями в Чингачгука. Потом, уже студентом, увидел у друзей фигуру индейца. Пошел какой-то импульс, и я его вылепил. - Это детские увлечения сподвигли вас заниматься искусством? - Откуда идет тяга к творчеству - я не знаю. Наверное, как говорят, от Бога. С детских лет я рисовал, писал стихи, рассказы, пытался делать скульптуры. Однажды на уроке истории учитель говорил о битве на реке Калке. Он так живо все рассказал, что я, придя домой, не мог успокоиться, взял в руки белую глину и вылепил русского воина. И… что-то понял о себе самом. Может быть, это у меня от моего деда Лукмана. Он прослыл чудаком - лепил свистульки и дарил детям, искал в лесу клад, раскапывал курганы. Искусство, вообще творчество помогает лучше понять человека, проникнуть в его внутренний мир, расширяет твой кругозор. - Некоторые всю жизнь любят только иностранное. А вы, как известно, обратились к родной культуре. Как это произошло? - Интерес к своей культуре у меня появился позже. Оказалось, что история башкир не менее, а то и более яркая, чем у индейцев. Просто про них сняты фильмы, написаны книги, а про нас в таком объеме ничего нет. Я подумал: а почему про нас никто ничего не знает? Написал книгу про башкирские восстания, сравнил их с индейскими. Проанализировал политику Англии, потом США и России по отношению к коренным жителям - и пришел к выводу, что у индейцев и англичан было очень резкое отличие в социальном развитии. А между славянами и башкирами разрыв был не такой большой - все-таки русские со степняками веками жили рядом, умели находить общий язык. - Есть теория, что индейцы нам, жителям Евразии, родня… - Считаю, что эта теория правильна. Этнолингвисты, антропологи и этнографы утверждают, что индейцы - выходцы из Азии. Откуда точно - неизвестно. Но глубинное родство чувствуется - тотемизм, культ волка и так далее. Но вообще-то через это прошли все народы мира. Говорить о полном сходстве трудно. К тому же башкиры впитали все достижения Степи, а индейцы не поднялись в своем развитии дальше уровня племенного союза. Индейцев с полным на то основанием можно назвать детьми природы. - Тем не менее в ваших скульптурах прослеживаются черты сходства. - Я делаю скульптуры тех, чья судьба меня глубоко затронула. Вот Оцеола, знаменитый вождь семинолов. Я изобразил его таким образом: он проткнул ножом договор с американцами о продаже им земли. "Тогда можно продать и небо!" - воскликнул при этом Оцеола. Отсюда и внутреннее родство. Антропологически же я пытаюсь изобразить их верно. Народный герой Украины Устин Кармалюк показан в кандалах перед отправкой на каторгу. И другие мои герои изображены в судьбоносные моменты их жизни. - Вы всю жизнь работаете в местах, где норма - ненормированный рабочий день. Откуда берете время для творчества? - Этого я объяснить не могу. После института работал следователем прокуратуры в районе. Стал изучать арабский, затем фарси, взялся за перевод на башкирский язык главы из поэмы Фирдоуси. Начал в 1982 году, закончил в 1997-м. Понял, что невыполнимых задач нет. Надо просто делом заниматься. К 250-летию Салавата Юлаева написал книгу "Рух", к 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России тоже собираюсь книгу издать. Делаешь скульптуру, а рядом лежит листок бумаги, куда записываешь свои мысли. Все это одновременно происходит. Вот так получаются поэмы. Разумеется, всем этим я занимаюсь только во внерабочее время. - Чего вам, как человеку и творческому, и государственному, не хватает в нашем городе? - В Уфе очень мало памятников. А ведь у нас богатейшая история. Взять хотя бы предводителей башкирских восстаний и других исторических личностей нашего края - все это были вожди. Но они выступали не за себя, за весь народ. У меня есть их скульптуры - это собирательные образы. Я сделал бюсты Батырши, Кинзи Арсланова, многих других. Они находятся в музеях республики, и смею надеяться - востребованы людьми. А разве не нужен памятник Ибн Фадлану, Муйтен-бию, заключившему договор (первый!) с монголами, Алдару Исеекеву, Пугачеву? Нужны непременно. Надо сплачивать народ, все-таки идеологическая работа не должна прекращаться. Надо активнее пропагандировать культуру, историю и жизнь народов Башкортостана. Мы должны ощущать душой величие времени, в котором живем. - Что для вас значит предстоящий юбилей - 450-летие вхождения Башкирии в состав России? - Праздники всегда как-то встряхивают общество, сплачивают народы республики. Это лишний раз напоминает политикам, что Россия прошла сложный путь развития, что Российская Федерация своим существованием обязана всем народам, в ней живущим. Юбилей - это определенный рубеж развития Башкортостана. Теперь мы будем говорить, что сделали к этому времени, и сравнивать с ним будущее.
Айдар ХУСАИНОВ |
|
|