|
|
|
|
|
|
РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"Общественные отношения регулирует закон
- Подготовка Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан ежегодного доклада "О состоянии и перспективах развития законодательства Республики Башкортостан" традиционно становится началом отсчета деятельности нашего парламента в новом году. Константин Борисович, как бы Вы определили значимость этой работы? - Ее целесообразность обусловлена тем, что постоянный анализ динамики правовой системы республики становится неотъемлемой составляющей законотворческой деятельности нашего парламента и позволяет объективно и всесторонне оценить качество правового обеспечения приоритетов государственной политики, выявляет дополнительные ресурсы для дальнейшего и перспективного совершенствования и законодательства, и законодательной деятельности. Развитие Башкортостана последовательно характеризуется повышением роли права в проводимых в республике преобразованиях. Закон поистине становится главным регулятором общественных отношений, способствуя как прогрессивным изменениям в экономической, политической и социальной сферах, так и стабильности в обществе. - А какие в развитии республиканского законодательства проблемы и трудности? - Такие моменты есть. Назову их: неконкретность содержания предмета законотворчества субъектов Федерации; непрогнозируемость поведения федерального законодателя; отсутствие действенной защиты законодательства методами прокурорского и судебного реагирования; недостаточный уровень качества правореализации; отсутствие федерального закона о порядке проведения согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами; не всегда адекватное использование юридических понятий и терминов в правовой практике; нестабильность законодательства. Во многом повышению результативности нашего законодательства, нейтрализации или устранению негативных факторов, влияющих на его качество, должна послужить разработка научной концепции развития правовой системы Башкортостана, которую мы намерены провести с привлечением нашей научной общественности. Доклад "О состоянии и перспективах развития законодательства Республики Башкортостан" построен на основе институционально-отраслевого метода и имеет цель - создание необходимой и достаточной информационно-аналитической базы для результативной законодательной деятельности Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан. Он обобщает результаты законодательного обеспечения основных направлений государственной политики, осуществляемой в соответствии с Посланием Президента Республики Башкортостан Муртазы Губайдулловича Рахимова народу и Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "К новому качеству жизни людей" и планами работы Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан в течение весенней и осенней сессий 2006 года. - Каковы основные задачи по развитию законодательной базы республики? - С учетом изменений законодательства, регулирующего формирование представительных органов субъектов России, необходимо совершенствование нормативной базы, регламентирующей деятельность Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан. Так, требуют уточнения статьи закона по формированию и деятельности депутатских фракций. Данные нормы будут распространяться также на деятельность Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан четвертого созыва. В Докладе отдельным блоком представлен анализ тех изменений, которые вносит в российское законодательство принятый в канун нового года Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ. Данный Закон совершенствует разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, наделяя субъекты России дополнительными полномочиями в осуществлении ряда исполнительно-распорядительных и контрольных функций. В этих целях необходимо в наступившем году внести изменения в законы Республики Башкорто- стан "О нотариате", "О животном мире", "Об охоте и ведении охотничьего хозяйства в Республике Башкортостан", Семейный кодекс Республики Башкорто- стан, Кодекс Республики Башкортостан об охране здоровья граждан и ряд других законов. - А местное самоуправление? - Местное самоуправление как наиболее приближенный к населению уровень публичной власти является важной составляющей демократии. Поэтому на органы местного самоуправления ложится значительная ответственность за социально-экономическое развитие муниципального образования. Прошедший 2006 год стал первым годом муниципальной реформы. В республике были созданы все организационно-правовые условия для ее успешной реализации. В то же время переходный период выявил и отдельные правовые недостатки, над устранением которых еще предстоит поработать. - Один из главных рычагов государственного управления - финансы. Здесь нас тоже ждут новации? - Совершенствование правового обеспечения финансовой сферы республики связано прежде всего с изменениями федерального законодательства. Необходимо отметить, что система межбюджетных отношений уже длительное время находится в процессе постоянного реформирования. Однако существующее правовое регулирование финансовых потоков не только не стимулирует у органов власти субъектов Российской Федерации эффективной социально-экономической политики, но, напротив, способствует заинтересованности регионов в дотационности и иждивенчестве. Важным направлением увеличения доходов бюджета республики является повышение эффективности использования республиканского государственного имущества. В этой связи необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, усиливающего контроль за результативностью управления и использования имущества Республики Башкортостан. - Сейчас у всех на слуху проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей… - В республике создана эффективная законодательная база в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства. Деятельность Государственного Собрания была направлена на усиление социальной защищенности многодетных семей и детей, оставшихся без родительского попечения. Так, принят Закон "О патронатном воспитании в Республике Башкортостан", повышен размер ежемесячного пособия на ребенка, увеличен размер денежных средств, выплачиваемых на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством). Представляется необходимым изучение практики применения принятых законов с привлечением представителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, работников опеки и попечительства и проведение парламентских слушаний на тему "О ходе выполнения Закона Республики Башкортостан "О патронатном воспитании в Республике Башкортостан". - Каким образом Госсобрание участвует в реализации инициированных Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным четырех приоритетных национальных проектов? - Требуется прописать механизм правового обеспечения их реализации. Также в этих целях для осуществления действенного парламентского контроля за реализацией приоритетных национальных проектов "Развитие агропромышленного комплекса", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Здоровье" и "Образование" постановлением Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан созданы депутатские комиссии. Одной из первоочередных задач Государственного Собрания является внесение изменений в Закон Республики Башкортостан "Об образовании" по определению порядка выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. Согласно федеральному законодательству указанный порядок определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсаций, является расходным обязательством самих субъектов. - Предлагает ли республика какие-либо законодательные инициативы Госдуме РФ? - Реализация прав законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации традиционно остается одной из главных форм участия Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан в федеральном законодательном процессе. Только в осеннюю сессию 2006 года приняты три направленных нами проекта федеральных законов. Это законы, касающиеся увеличения количества штатных единиц мировых судей на 32 места и внесения изменений в Уголовный и Земельный кодексы Российской Федерации. В период предстоящей весенней сессии Государственной Думой запланировано рассмотрение семи наших законодательных инициатив. - Осенью все мы будем отмечать 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России. Внесет ли юбилей изменения в работу парламентариев Башкортостана? - Он придаст ей особую специфичность. Добровольное вхождение Башкирии в состав Российского государства - первый прообраз федеративного союза. Развитая и постоянно совершенствующаяся система республиканского законодательства, находящаяся в непрерывном взаимодействии с общероссийским законодательством, с системами законодательства других субъектов Российской Федерации, - это обязательное и непременное условие поступательного, динамичного развития всех областей общественной жизни нашего Башкортостана. - Что ждет законодательство Башкортостана в ближайшие годы? - В целом потребуется интенсивное развитие республиканского законодательства по следующим направлениям. Во-первых, совершенствование законодательных основ по реализации административной реформы и повышению эффективности государственного управления, развитию демократических институтов и гарантий прав, свобод и обязанностей граждан, укреплению правовых устоев экономической, продовольственной, экологической, демографической безопасности Башкортостана. Во-вторых, реализация посредством правового инструментария активной промышленной, инновационной и инвестиционной политики, сочетание эффективного государственного регулирования и гарантированной самостоятельности предпринимательства, всех хозяйствующих субъектов независимо от их форм собственности. В-третьих, решение правовых вопросов охраны и рационального использования земельных, водных, лесных и иных природных ресурсов, повышения роли экологической составляющей всех сфер жизни общества и всех видов человеческой деятельности.
Иван ЗАРОКОВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|