|
Кирпич на кирпич(Комментариев: 1)
Речь вовсе не об известном стишке о вожде*: кирпич на кирпич меняют коллекционеры.
В Библии есть упоминание о кирпиче как о строительном материале уже применительно к временам расселения людей сразу после Великого потопа, т.е. на заре сознательной истории человечества: "И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнем. И стали у них кирпичи вместо камней..." (Бытие. Гл. 11).
Хотя вплоть до нашего времени во многих странах использовался необожжённый кирпич-сырец - часто с добавлением в глину резаной соломы, применение в строительстве обожжённого кирпича также восходит к глубокой древности (постройки в Египте, 3-2-е тысячелетие до н.э.). В Месопотамии и Древнем Риме из кирпича выкладывали арки, своды. В России времён Иоанна III шло строительство Московского Кремля. Кирпичную печь итальянские мастера "...устроили за Андрониковым монастырём, в Калитникове, в чем ожигать кирпич и как делать, нашего Русскаго кирпича уже да продолговатее и тверже, когда его нужно ломать, то водой размачивают". До XIX века техника производства кирпича оставалась примитивной и трудоёмкой. Формовали кирпич вручную, сушили только летом, обжигали в напольных печах-времянках, выложенных из высушенного кирпича-сырца. Лишь в середине XIX-го века стали применяться кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, означавшие переворот в технике производства кирпича. Появились и глинообрабатывающие машины.
Жизнь требует сурового реализма
Марат Барыевич Ямалов, начальник информационно-аналитического управления Администрации Президента РБ, удивил меня тем, что начал разговор ... с группы "Стерлитяне" и ее лидера Ильдара Хайруллина. Двадцать лет назад они гремели в рок-тусовке Уфы, сегодня, казалось мне, их помнят три человека. Оказалось, что это не так. Возникало в нашем разговоре имя бесконечно талантливого, так рано ушедшего из жизни поэта Станислава Шалухина, которого Марат Барыевич хорошо знал, да и многих других уфимских поэтов мы не обошли стороной. А все потому, что пили чай и разговаривали о поэзии и жизни. Беседа всегда держится на базовых положениях, точках бифуркации, если говорить точнее. Их и хотелось бы предложить вниманию наших читателей.
Путь на светлую сторону
Мустай Карим сказал, что есть люди, живущие на светлой, солнечной стороне Земли, и, соответственно, живущие на темной, оборотной. Эта грандиозная мысль не говорит о примитивном делении на черное и белое, плохое и хорошее, она скорее о сосуществовании в пределах нашей земли двух систем, одна из которых нацелена на лучшее, высокое, а вторая - на низкое, худшее. Удивительно, что труды всякого человека, будь он трижды талантлив, не идут ему на пользу, если он живет не на той стороне. Единственный выход для него - искать путь на светлую сторону. Об этом и наш рассказ.
Карусель укроет снегом…
Обычная история
Алеша сидит на скамейке и разгребает прутиком листья. Потом долго смотрит на замершие карусели.
- Я буду ходить сюда, наверное, до самой зимы, - говорит Алеша.
Демский парк, как и все остальные в городе, готовится к зимней спячке. Окна в билетных кассах закрыты, старенькие аттракционы работают разве что в теплые выходные. Дворники выметают листву, а вместе с ней - как будто бы и кучу человеческих встреч, разлук, радости - всех историй, что случились здесь за лето.
История Алеши Соломина банальна до предела. Он живет с мамой в Деме. Папы нет. Год назад окончил школу, но никуда не поступил, целый год слонялся с пацанами по дворам. Говорит, мать все глаза проплакала. Часто сидели с "братвой" поздним вечером и в демском парке. Но как-то Алешка увидел здесь девушку. Целое лето за ней ухаживал, даже на работу устроился, перестал донимать бедную маму. Но осенью веселая и красивая девчонка куда-то делась.
Теперь Алешка ходит в парк по привычке.
- Я уже почти не чувствую обиды, - скупо признается он. - Не за этим сюда хожу. Мне просто интересно, а что будет здесь происходить, когда станет совсем холодно. Что вообще бывает с парками зимой?
Спасибо за любовь
К Дню рождения Мустая Карима состоялось торжественное открытие мемориальной доски на доме №5 по улице Энгельса, где народный поэт Башкортостана жил с 1999 года.
Открывал церемонию председатель Союза писателей РБ Равиль Бикбаев.
- Места, связанные с именами великих личностей - это часть истории, - сказал он. - В этом доме Мустафа Сафич провожал двадцатый век, который стал для башкирской литературы веком его имени. Поэт ушел из жизни, но эпоха его имени продолжается.
В церемонии открытия приняли участие руководитель Администрации Президента республики Радий Хабиров, глава Администрации городского округа город Уфа Павел Качкаев, председатель Совета городского округа город Уфа Ирек Нигматуллин, заместитель главы администрации города Сынтимир Баязитов, глава администрации Кировского района Азамат Сагитов. А завершила церемонию дочь поэта Альфия Каримова:
- На пересечении улиц Коммунистической и Новомостовой есть скромный двухэтажный домик. Впервые попавший в Уфу четырнадцатилетний подросток Мустафа заночевал в нем. Город очаровал его сразу, и мечта жить в Уфе сбылась. Он снимал комнатку на углу улиц Достоевского и Социалистической, где встретил судьбу всей своей жизни, оттуда ушел на фронт, туда же вернулся победителем. В другой квартире - на улице Свердлова - написал много замечательных пьес. Еще дважды отец сменил адреса: в доме на Ленина появились на свет основные его книги, на Энгельса отец провел последние годы. Посадил в этом дворе деревья - круг замкнулся... Мустай Карим любил людей. Спасибо им за любовь к нему.
Сказка о последнем хане
Минихан-няняй, или башкирская легенда
Бабушке Минлеханум 87 лет, в ауле ее уважительно называют Минихан-няняй. В последнее время она все чаще вспоминает о давно минувших днях своей молодости, о войне, о муже, который не вернулся с фронта, о двух своих детях - мальчике и девочке, умерших в голодные послевоенные годы от никому не известной болезни, о своей сестре, умершей при родах и оставившей сиротами четырех девочек, которых няняй вырастила, как своих родных детей, вместе со своими двумя дочками.
"Не было счастья! - вздыхает она. - Были трудодни, нужда постоянная, тяжелая мужская работа. Слава богу, что в конце своей жизни радуюсь - дети и внуки живут в достатке! Лишь бы не было войны!" - добавляет она и вытирает платком подслеповатые влажные глаза. "Восемнадцать моих родственников не вернулись с фронта, в том числе и мой родной брат Салимгарей. Был он первым трактористом в колхозе - высокий, сильный, красивый! С тех пор наш род - калмак из племени минцев - почти исчез", - горестно заключает она.
|
|