|
РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"Сэсэн и батыр
-Эй, мальчик, - закричал водитель. - Ты куда идешь? Мальчик что-то ответил по-башкирски, махнул рукой и... пошел дальше. Тут водитель не выдержал, выскочил из кабины, схватил упирающегося мальчика и повез в ближайший населенный пункт - совхоз "Агидель". Отыскав первого же человека, знавшего по-башкирски, они расспросили мальчика и узнали, что живет он в соседней деревеньке Биксяново. Позвонили туда. И вскоре за ним приехал его старший брат Ильдус. Оказалось, что малыша повез с собой в соседнюю деревню его отец Ишбулды, который работал в колхозе на "Кразе". Там он зашел по делам в какую-то контору, а малыш, заскучав, решил пойти домой пешком! Это и был герой нашего рассказа Ильфир Баймурзин. Ура, физра! Самым любимым предметом для Ильфира была физкультура или, как говорят в школе, физра. Настолько она ему нравилась, что в душе прочно обосновалась мечта после восьмого класса поступить в Стерлитамакский физкультурный техникум. Насилу уговорил его учитель музыки Ануар Хурматович Нигматуллин, чтобы он все же доучился в средней школе, получил аттестат зрелости. Ему никак не хотелось терять ведущего солиста и кураиста школьного ансамбля "Селеук"! В институт, в институт! Пролетели и эти два года. Вот уже отгремел и последний звонок. И экзамены выпускные тоже позади. В руках у Ильфира - аттестат зрелости. "Ну теперь-то я уже точно поступлю в физкультурный техникум", - думает он. Не тут-то было! Ануар Хурматович все свои силы бросил на то, чтобы Ильфир пошел... в артисты! Вот о чем он думал, оказывается, все эти годы! И тактику он избрал тоже ненавязчивую - мол, съезди в Стерлитамак, пройди там первый тур. Не пройдешь- пойдешь в физкультурники. И Ильфир поехал - только чтобы не обидеть любимого учителя. Первый тур, второй тур В Стерлитамаке Ильфир пришел в русский драмтеатр. Тогда башкирский театр тоже базировался в этом здании - у него еще не было своего пристанища. Народу пришло на первый тур - видимо-невидимо. Все хотят стать артистками и артистами, все волнуются, переживают, думают, что им скажет строгое жюри, в котором режиссер Гульдар Ильясова, актер и драматург Ильшат Юмагулов заседают. Один Ильфир невозмутимо вошел, прочитал басню, спел, сплясал и вышел вон. Ну, думает, не приняли. Оказалось - нет, прошел первый тур (их, кстати, оказалось всего трое, прошедших-то), и теперь надо ехать в Уфу, на второй. Приехал. Народу на второй тур пришло еще больше. Все волнуются, переживают. Один Ильфир невозмутимо вошел, прочитал басню, спел песню, сплясал, показал этюд и вышел вон. Ну, думает, не приняли, теперь можно пойти в физкультурный техникум! Тут вышла секретарша, быстро повесила на дверь список тех, кто прошел, и скрылась за дверью. И вовремя, потому что к тому списку тут же прихлынула толпа абитуриентов, раздались рыдания тех, кто не прошел, и счастливые вопли тех, кто попал-таки в список. Когда эти выражения восторга и горя утихли, когда народ разошелся в горе и радости, к списку подошел Ильфир. Надо же! Его имя есть в списке! И тут его словно молния ударила - он же прошел два тура, значит, тут что-то есть, значит, это не просто так! Не зря же чуть ли не вся деревня провожала его, желала ему удачи! С какими глазами он приедет домой, если провалится? И к третьему туру (а это было сочинение и русский язык) он подготовился тщательно - и ... поступил в нашу уфимскую ГАИ, то бишь академию искусств. Учеба, первые шаги Годы учебы пролетели быстро. Художественный руководитель их курса - народная артистка СССР Гюлли Арслановна Мубарякова, педагоги (оба, к сожалению, уже покойные) Рафиль Равилович Набиуллин и Александр Иванович Карякин все сделали для того, чтобы их дружный курс получил максимум знаний и умений в выбранной ими профессии. Их набирали для Стерлитамакского башкирского театра. Туда Ильфир со своими однокурсниками и поехал. Коллектив принял их хорошо, никаких дрязг и ссор в нем и нет, и не было. Прошло совсем немного времени, буквально три месяца, и Ильфиру дали хорошую роль - в спектакле по пьесе Туфана Миннуллина "Четыре жениха Диляфруз". Он играл одного из них - того, кого в конце концов выбирала главная героиня. Это был хороший знак. Роли Самой запомнившейся ролью для Ильфира стала роль Еренсе-сэсэна в спектакле "Бэндебике и Еренсе-сэсэн" по пьесе Айдара Хусаинова. В первой части Еренсе молод, во второй - он уже взрослый мужчина. В первой части Ильфиру было легко - он играл самого себя. Во второй было куда сложнее. "Не так стоишь, не так сидишь!",- говорила ему художественный руководитель театра и режиссер спектакля Гульдар Ильясова. И все же она вытащила из него это умение, спектакль получился. Урал-батыр Как это ни странно, эпические произведения в башкирском театре практически не ставились. Когда усилиями известного поэта, драматурга, публициста и общественного деятеля Газима Шафикова было принято решение к фестивалю тюркоязычных театров "Туганлык" поставить спектакль по эпосу "Урал-батыр", то в Башкирском академическом театре не нашлось актера на заглавную роль. Стали проводить кастинг по всей республике - и выбрали Ильфира Баймурзина. Спектакль - первая ласточка эпического направления в башкирском театре - удался. Надеюсь, что эпическое направление в башкирском театре будет развиваться и дальше. В конце концов, ставить хорошие психологические спектакли в духе западноевропейского театра у нас уже научились, пора учиться ставить на сцене свое, народное, о своих героях. Актеры для этого, как видите, у нас есть.
Варис Багров |
|
|