РУБРИКА "ARTEFAKTUS"Родина слоников
Согласно поверью, вырезанная из природного камня фигурка животного, подаренная близкому человеку, приносит ему удачу и везение. Подарок из трёх разных по величине, но одинаковых по форме фигурок молодожёнам был добрым пожеланием скорейшего рождения первенца. А семь одинаковых, постепенно уменьшающихся фигурок, воспринимались как пожелание счастья, процветания и увеличения семьи.
В незапамятные времена эта "семейка" появилась в далёкой Индии. В буддизме белый слон особо почитаем. Правда, на Востоке в чести число шесть (четыре стороны, верх и низ). Зато едва ли не во всём остальном свете счастливой считается именно семёрка.
После Второй мировой войны (есть, правда, сведения, что кое-где слоников делали во время войны и даже раньше), в полном соответствии с восточной философией, славная семейка вдруг "реинкарнировалась" в нашей стране. Благородную слоновую кость и белоснежный мрамор заменили более доступным гипсом. Всего за несколько лет отливающие перламутром толстокожие завоевали сердца женской (да и мужской) части населения СССР. Малозаметные артели и кооперативы стали тачать целые стада каменных слонов: только одна из камнерезных мастерских в Перми произвела 400 тысяч "хоботных" из селенита (разновидность гипса - от снежно-белого до коричневого цвета). Уже к середине 1950-х поголовье отечественных слоников по некоторым оценкам составляло от 5 до 10 миллионов голов - то есть в период расцвета их выпускалось около миллиона в год!
Мяса и молока это поголовье не давало, а вот на моральный облик советских граждан влияние оказывало: советская пропаганда почему-то решила, что увлечение безобидными слониками постепенно превращается в подобие религиозного культа. Главным противником "диванного" украшения стал журнал "Работница", ещё в конце 1950-х назвавший любовь к гипсовым фигуркам пошлостью и мещанством (при этом статуэтки фарфоровые автор статьи Лев Кассиль, напротив, хвалил). При том, что до революции мещанами (от польского miasto - город) называлась всего лишь одна группа городских жителей, правда, достаточно многочисленная. С провозглашением в октябре 1961-го начала коммунистического строительства мещанству вообще была объявлена война. Появились разгромно-агитационные статьи в "Крокодиле" и "Юности". От "вредных" животных стали избавляться - в первую очередь молодёжь. Консервативные бабушки слоников в обиду не давали и по-прежнему выстраивали их на кружевных салфеточках. Вкусившие же прелестей хрущёвской оттепели их внуки потихоньку использовали слоников в качестве непачкающихся мелков. И вскоре от многомиллионных талисманов счастья остался лишь невечный след на асфальте. До наших дней дожили буквально единицы.
В языке же русском слово слон засело гораздо более прочно ("слон в посудной лавке", "слона-то я и не приметил", "слоны трутся, меж себя комаров давят" и др.). Есть предположение, что слово пришло из тюркских языков: получается, что наш слон произошёл ото льва, т.е. от аслана (или арслана). Кое-кто может даже подумать, что от специфической слоновьей походки ведёт свои корни и милое словечко слоняться.
Но, как утверждал всезнающий В.И. Даль, слонять - т.е. перематывать нитки с одного гвоздя на другой, и слоняга - шатун, лентяй, тунеядец, бродяга - всё же ближе к слову прислонять. А как загадочно звучит выражение раздача слонов: жаль, что во времена, когда одним из лучших подарков были семь слоников, оно ещё не было столь популярным. А может, стоит возродить традицию - ведь на аукционах за хорошо сохранившуюся слоновью семейку просят десятки и даже сотни долларов.
Журнал "Уфа" // Анатолий Чечуха |