РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА""Дембельский поезд" отправился
Сдача "Дембельского поезда" в Национальном молодежном театре стала неожиданным продолжением окончившегося уже театрального сезона. До премьеры еще четыре месяца, она запланирована на середину октября как открытие сезона русской труппы и одновременно камерной сцены, но решение "опробовать" спектакль уже сейчас нельзя назвать спешкой. Это не просто сдача очередной работы, это - заявление о новом проекте. Постановка "Дембельского поезда" по пьесе Александра Архипова осуществлена в рамках экспериментальной программы сценических поисков "Сказки для взрослых". Режиссер Искандер Сакаев назвал этот проект попыткой пойти по пути освоения пространства камерной сцены и любых других помещений театра (фойе, репзал, да вообще, где только можно). Камерный зал изначально застраивался как трансформируемое пространство, но его экспериментальная направленность использовалась далеко не всегда. Теперь такая возможность появится. К тому же, намекает режиссер, в молодежном театре пробовать что-то проще: здесь можно делать то, чего нельзя у других, и есть право на ошибку - все-таки молодые еще. У Сакаева это первый спектакль после стажировки в Москве. Почему именно "Дембельский поезд", который идет в девяти театрах России, стал первым вагоном нового проекта? - Он попадает в нынешнюю боль, не спекулируя на ней, - считает молодой режиссер. - Это попытка врачевания раны. Я считаю эту пьесу не столько пьесой, сколько криком. Фантасмагория в одном действии заключает зрителя в объятия надежд и страха, геройских юношеских желаний, которые никогда не сбудутся. Ваня, Женя и Тихон ожидают в палате военного госпиталя отправления хоть куда-нибудь: домой ли, обратно ли на службу. Потом, кажется, они ждут уже любого конца: только бы кончился госпиталь, и началось что-то еще. Но дни идут за днями, сны за снами. Никто не помнит, как попал сюда. А вот она уже и смерть, и вот их уже хоронят... Мальчики провожают взглядом свою похоронную процессию. Оказывается, конец наступил уже давно. Но только сейчас он тяжело свалился, а было-то у них в жизни всего ничего - игра в паровозик. По словам Салавата Нурисламова, сыгравшего роль Тихона, труднее всего с самого начала было уйти от штампов: - Я боролся с ними. Не знал, как зрители отреагируют на эту роль. Но потом прозвучала песня - и роль пошла. Песня - "Прекрасное далеко" - паутинка из прошлого, за которую герои пытаются ухватиться. В спектакле играет не фонограмма, а живой голос: юный исполнитель Артур Хисамов, ученик композитора Лилии Баярс, три раза появляется в палате. Во второй раз - пропевая стихи самого Тихона. Они звучат, как заупокойная молитва. В чем же экспериментальность спектакля, чем он отличается от остальных? Возможно, смешением техник, стилей, литературных реминисценций: в визуальной композиции воспроизводятся этюды биомеханической системы Мейерхольда "Бросок камня" и "Выстрел из лука", в литературной композиции читаются тексты из "Илиады" Гомера, из воинской присяги Вооруженных Сил РФ, утонченная роботоподобная медсестра напоминает персонал из "Пролетая над гнездом кукушки"... Из зрительного зала за отправлением "Дембельского поезда" наблюдала руководитель театра Тансулпан Бабичева. - Это горячий пирог, к осени он отстоится, - сказала она после сдачи. - Конечно, что-то изменится, но я уже сейчас могу сказать, что спектакль получился. Я была тронута как зритель, а не как руководитель театра. "Сказки для взрослых" задуманы, чтобы вывести театр из стабильного состояния ТЮЗа. Конечно, - подчеркивает Тансулпан Дагиевна, - на сцене должны идти и детские спектакли, и хрестоматийные произведения. Но театр ждет с нетерпением не столько организованного зрителя, сколько зрителя пытливого, который захочет получить уникальный продукт. Пока проект задуман на два сезона, но сколько он продлится точно, никто не может сказать. Это не будет проект одного Искандера Сакаева, здесь смогут попробовать себя молодые режиссеры, актеры, которые хотят заняться режиссурой. И программа будет продолжаться, как только появится новый спектакль: в отличие от большой сцены, где существует план, на камерной можно реализовываться практически в любое время. Но самая главная задача, которая лежит на проекте - выращивание собственных бесценных кадров в режиссуре. Сейчас модно приглашать в театры заявленных, раскрученных режиссеров. В молодежном считают, что пора бы готовить своих.
Журнал "Уфа" // Оксана КУЗЬМИНА |