ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №9 (250)
     Сентябрь 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"

Зугура Рахматуллина: Физкультуры станет больше, А физики - меньше...


В правительстве Башкортостана одну из серьезных должностей занимает женщина. Это министр образования РБ Зугура Рахматуллина. Каково ей на этом посту? На этот и другие вопросы Зугура Ягануровна сегодня отвечает корреспонденту журнала "Уфа".


- Чиновник есть чиновник. Будь ты мужчина или женщина. Спрос тот же, требования те же, фронт работы тот же. К слову, недавно республика принимала иностранных гостей, и один из американских коллег после знакомства со мной с восхищением сказал, что теперь везде и повсюду будет рассказывать о том, что в Башкортостане сферу образования возглавляет женщина. Это, конечно, приятно.


- Похоже и на за рубежом проблема женщин у власти стоит остро...


- Похоже. Я думаю, то что у нас в республике сферу образования возглавляет женщина - это правильно. Ведь образование - это не только обучение, но и воспитание подрастающего поколения. А сфера воспитания, как правило, считается прерогативой женщины. Женщина - мать, женщина - воспитательница, женщина - учительница - это те звенья, которые формируют в человеке духовность.


- Как вас единственную женщину-министра восприняли ваши коллеги мужчины?


- Очень тепло и доброжелательно. Я ощущаю постоянную поддержку с их стороны. Министерство образования требует серьезного внимания к себе, ведь здесь основным объектом являются наши дети - будущее республики. Приятно что они это прекрасно понимают.


- Зугура Ягануровна, когда вам поступило предложение возглавить министерство образования, были ли у вас какие-либо сомнения?


- Подобный же вопрос мне задают учителя в районах. Вы знаете, я прошла очень хорошую школу комсомола и партии. Была и комсоргом курса, и командиром строительного отряда, и депутатом городского совета и так далее. В этой школе было заложено такое мобилизующее начало... Дисциплина, умение общаться, распределять свое время, находить выход из даже безвыходных ситуаций - все это оттуда.
Каждый вечер я составляю план работы на день и неукоснительно его выполняю. Потому что если полетит одно звено плана, то полетит и вся цепь.


- Вы доктор философских наук, профессор возглавляли в БГУ кафедру этики, эстетики и культурологи. Вообще, интерес к науке - это у вас откуда?


- Тяга к исследованиям у меня с детства. Я всегда любила докапываться до истины и в школе, в педучилище, в университете. Любила всегда докапываться до истины.
А философией я увлеклась на 3-ем курсе университета. Помню тогда преподавал у нас философию на филфаке Валерий Николаевич Финогентов (ныне заведующий кафедрой философии УГИС). Прекрасный ученый и педагог. Наши занятия по философии превращались в бесконечные споры. Это было очень интересно. У Валерия Николаевича я многому научилась: умению завоевать аудиторию, заинтересовать студентов своим предметом. Я ему очень благодарна. Когда я заканчивала университет, открылась новая кафедра этики эстетики и культурологи. Я стала ее первой аспиранткой. Меня волновали проблемы духовности. Начала я с осмысления этих вопросов и заинтересовалась философским пониманием башкирского духа. До меня были разработаны лишь отдельные фрагменты этого вопроса, а вот в целом проблема национального духа башкир не поднималась. Докторскую диссертацию я посветила именно этому интересному вопросу. В ней затронуты такие проблемы как мировоззрение башкир, особенности национальной психологии, культуры, традиций и так далее.


- Эта высокая научная база пригодилась  вам в работе в министерстве, или все-таки здесь все другое?


- Во-первых, системно мыслить надо было. Мне кажется, этот навык необходим и в управленческой практике.
Я рада, что наконец-то появилась возможность мои теоретические знания реализовать в жизнь.
Система образования в республике - она одна из лучших в России. Но поскольку мы - один из субъектов федерации, то и все больные проблемы системы образования России касаются и нас. И вот результат этой, на мой взгляд, основной проблемы отрыва обучения от воспитания у нас в обществе сегодня налицо. Если я раньше занималась теоретически этой проблемой, то теперь мы работаем практически над тем чтобы вернуть воспитанию - второму полюсу образования свое надлежащее место. Этот баланс непременно нужно восстановить.


- На сегодня в области образования проводится очень много экспериментов. Мне даже жалко нашу молодежь...


- Да, сегодня молодежь живет во времена реформ и перемен.
Я согласна, реформы и эксперименты нужны, жизнь так изменилась, что иногда мы не  удерживаемся в тех рамках, которые были нам заданы много лет назад. Но гармонизируя наше общество с миром, опасно потерять некоторые особенности его (Они кстати в конечном счете и оказываются конкурентными преимуществами), в том числе и в образовании. Я часто задаю себе вопрос: не теряем ли мы за экспериментами нашу отечественную систему образования, считающуюся одной из самых лучших в мире? Все эксперименты идут с запада. Не переборщить бы нам. Во всем должна быть мера. Как-то на одной из научных конференций по проблемам образования мне возразили: зачем нам изобретать велосипед, если он уже давно изобретен? Надо его просто привезти к нам. На что я ответила: "Но ведь этот велосипед еще должен по нашим дорогам ездить". Действительно, эти новые инновационные методики и эксперименты иногда у нас не срабатывают  Почему? Да у нас психология, менталитет совсем другие.


- Зугура Ягануровна, каких новаций всем нам стоит ожидать в скором будущем?


- Никаких особо революционных изменений в учебном процессе не ожидается. Все новшества незначительные. С нового учебного 2006 года вся российская школа перейдет на новые стандарты школьного образования, включая профильное обучение в 10-11-ых классах. С этого времени все дети будут начинать обучение с 6,5 лет, учить иностранный язык и информатику со второго класса, обязательно изучать основы экономики, права и граждановедения. Число уроков физкультуры увеличится, зато резко уменьшится объем знаний, получаемых с 5-го по 9-й класс. Самые сложные темы по физике, химии, биологии и другим предметам будут перенесены в профильную школу.
Конечно, какие-то школы будут работать в обычном режиме, тотальная профилизация может быть как в городе, так и на селе.
А изучение иностранного языка со второго класса - это очень хорошая идея. Ведь маленький ребенок как губка все впитывает в себя. Не зря раньше аристократы с детства обучали своих детей языкам. Сегодня в мире без знания хотя бы одного иностранного языка просто будет трудно. Уверена, в скором будущем как и во всем мире наши дети будут выезжать за границу. Знание родного языка, русского языка как языка межнационального общения и иностранного - это требование времени.


- В последние годы со стороны молодежи наблюдается повальный интерес к таким профессиям как юрист, экономист...  При этом престиж рабочих профессий падает. Молодые люди считают ниже своего достоинства обучаться в средних специальных учебных заведениях и в ПТУ...


- Да, перепроизводство явное... Пора молодежи объяснить: хватит стремиться только к корочкам о высшем образовании - человеку важно иметь достойный заработок. И это не маловажный факт.
В стране возводятся новые заводы, предприятия оборудуются новейшей техникой. Она требует высокопрофессионального подхода. А у нас одни юристы да экономисты. Скоро некому будет работать... Конечно, нужно поднимать престиж рабочих профессий, создавать хорошие условия для работы, достойно оплачивать тяжелый труд.
Вообще, придерживаюсь такого мнения: любое образование начальное, профессиональное, среднее или высшее - оно бесценно, если сможет обеспечить тебя как материально, так и морально, обеспечить тебе достойное место в этом мире. Если есть желание, например, получить обязательно высшее образование, то для реализации этой мечты существуют разные формы: заочная, экстернат и так далее.
Или вот еще немаловажная проблема: государство, вкладывая немалые средства, обучает будущего специалиста на протяжении пяти лет в ВУЗе, а он после окончания учебного заведения по специальности не работает. Поэтому, думается есть смысл возродить и систему распределения, и трехгодичную отработку.
В последнее время заговорили и об образовательных кредитах - это тоже решение проблемы оплаты за получение образования. Другой прием: фирма, заинтересованная в получении хорошего специалиста, оплачивает его обучении в ВУЗе и по окончании возвращает его обратно. Словом, вариантов, в том числе заимствованных с запада, достаточно. Так что будем работать.

БЛИЦ-опрос


- После окончания Салаватского педучилища вы приехали поступать в Уфу в Башкирский государственный университет. Вспомните тот день.
- Мне очень хорошо запомнился тот день: шла ранним утром по улице Фрунзе в направлении университета и издалека в голубой дымке увидела величественные колонны здания БГУ. Я подумала, как хорошо было бы здесь учиться. Когда вошла в вестибюль ко мне подошла женщина с дочерью и спросила: "Вы наверное студентка и знаете где находится приемная комиссия." Я показала. Действительно, я, наверное выглядела старше других абитуриенток, поскольку была уже учительницей.
- Пользовались ли вы во время экзаменов шпаргалками?
- Нет. Я всегда была уверена в своих знаниях и на экзамены шла первой.
Будучи преподавателем университета, я говорила своим студентам, что всегда вижу тех, кто списывает и советовала этого не делать. Если студент хоть что-то знает, он все равно с помощью моих наводящих вопросов ответит и даже иногда на отлично.
- Встречаетесь ли со своими однокурсниками?
- Мои однокурсники почти все разъехались по районам, многие из них работают учителями в школах. Конечно, хотелось бы встретиться, но если честно, просто на это не хватает времени.
- Как относятся домочадцы к тому, что вы постоянно заняты: командировки, встречи, и так далее?
- То что я сегодня есть - это основная заслуга моей семьи. Ведь когда я поступила в аспирантуру, моей дочери было всего два месяца. Тогда мне очень помогали моя мама и мама моего мужа. А в докторантуре я училась, когда дочке было десять лет. Семья меня всегда и во всем поддерживала и поддерживает.
- Дочь пошла по вашим стопам?
- Нет, она в папу. Увлекается точными науками.
- Как вы оцениваете сегодняшнюю молодежь?
- Приходиться много общаться с молодежью, детьми. Например, в Тубинском детском доме Баймакского района, где я побывала, меня поразил один мальчик. Он соорудил макет своей будущей усадьбы: двухэтажный дом с проведенным электричеством, гараж со стоящей в нем иномаркой, теплица и так далее. И я уверенна, что, когда он вырастет обязательно построит этот дом и будет в нем жить. У человека должна быть мечта. А как же иначе?

Журнал "Уфа" // Зиля Камилл








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости