ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №9 (250)
     Сентябрь 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЭКОНОМКЛАСС"

Уфимский домострой


Уфе - 430. Хорошая дата и не менее хороший повод вспомнить, как она строилась и обновлялась. Конечно, в одной статье нельзя объять необъятное - все четыре с лишним века истории города. А потому ограничимся экскурсом с 20-х годов двадцатого столетия, с того времени, когда облик Уфы еще определяла дореволюционная застройка, а от обретения подлинного блеска центр республики, казалось, отделяло не одно десятилетие. Уфа и тогда была столицей, но внешне по-прежнему напоминала обычный провинциальный город.

Смена вех (1920-40-е)


В 1920-е гг. столица Башкирии строилась не самыми быстрыми темпами. Обычная норма - домов 35 в год и не более того. Основные объекты - частные и барачные строения, общежития и разного рода пристройки без элементарных удобств. Особого шарма Уфе это не прибавило, но в условиях тотального дефицита материалов и финансов это был естественный, и, пожалуй, единственно возможный выбор.
Однако говорить о полном упадке строительства в первое послевоенное  десятилетие будет не верно. Хотя бы потому, что именно двадцатые дали нам несколько знаковых объектов, существующих и поныне. Практически все они созданы архитекторами-конструктивистами, и их главной приметой была и остается кажущаяся простота форм и слегка угрюмая завершенность стен и фасадов.
Один из характерных примеров - здание "Башжелдорстроя" (архитектор  неизвестен)  на перекрестке улиц Пушкина и Карла Маркса, ставшее затем одним из корпусов авиационного университета. На радость уфимским эстетам, денег на более масштабное строительство в то время в казне не нашлось, а потому конструктивистская волна пошла на спад, так и не набрав полную силу.
Реальное изменение городского ландшафта началось в 30-е годы.  Именно в это время появились четырех- и даже пятиэтажные здания. Тогда же на улице Сталина лег первый асфальт. Его черпали прямо из чана и разбрасывали вручную. А растирали при помощи дощечек, как обычную штукатурку. Всего к исходу десятилетия удалось изменить покрытие чуть более трети улиц.
Строили тогда в простом, но величественном стиле, придавая особое значение возведению административных сооружений. В 1938 году закончилось строительство Дома правительства (архитектор Н. Зарубин) на Пушкина. На образовавшейся перед ним площади сразу стали проводить демонстрации и митинги. В квартале от неё появилось суровое четырехэтажное здание наркомата легкой промышленности (Г. Вагин, Б. Калимуллин) на улице Октябрьской революции, ныне одна из составляющих учебного комплекса педагогического университета. Чуть раньше ввысь вознеслись Главпочтамт (архитектор неизвестен) и самый высокий в предвоенный период дом Башсоюза (Д. Коршунов).
В начале тридцатых началась и реконструкция центра. Чаще всего она заключалась в увеличении числа этажей. Так, подросло одно из крыльев медицинского института. Иногда в результате переделки творения прошлого утрачивали первоначальную красоту. Искусственность такого рода надстройки и сейчас можно заметить в бывшем здании городского Совета  на углу Ленина и Коммунистической.
Определенные подвижки были сделаны в области жилищного строительства. Но малые темпы, около 35 тысяч квадратных метров в год, естественно, не успевали за растущим населением города. В большей части жилых новостроек отсутствовали канализация и водопровод, не говоря уже об электричестве. И лишь редкие многоэтажные дома отвечали нехитрым довоенным жизненным стандартам.
Жилье для партийцев, чиновников и специалистов строили в центре. При этом новая власть не забывала и об интеллигентской прослойке. Именно для неё в 1932-м был сдан 66-квартирный дом (архитектор неизвестен)  на улице Маркса, 17/19. Кроме местных писателей и драматургов здесь одно время проживали и знаменитые иностранцы, включая отца будущего офицера Красной Армии, а после скромного шефа восточногерманской разведки Маркуса Вольфа. Несколько лет спустя на той же улице недалеко от здания нынешнего управления "Башкирэнерго" была выстроена еще одна скромная обитель для новой советской элиты - дом актеров и медиков (Б. Калимуллин).
От улицы Социалистической до Аксакова простирался район новых жилых домов Наркомата внутренних дел. Из значимых построек того времени можно также выделить пятиэтажный Дом специалистов на Ленина, 2. Его сделали в два приема. Первый и второй корпуса (Г. Вагин, А. Филонов) возвели к 1937-му, а третий (Г. Топуз и Плеханов) уже к 1942 году.
В тридцатые значительно увеличилась и общая площадь городских застроек. Прежде всего, за счет строительства нового индустриального района по линии Черниковка-Инорс-Сипайлово. Это было связано с возведением уфимского крекинга и моторного завода. Кроме бараков для рабочих на окраинах появились и многоэтажные дома, а на улице Фурманова первые коттеджи для командиров производства.
Основные изменения в те годы связывали с разработкой генерального плана т.н. Большой Уфы. Утвержденный в 1938 году документ был нацелен на превращение нашего города в один из крупнейших промышленных и культурных центров СССР. Общую площадь новостройки определили в сотню с лишним квадратных километров.
Начавшаяся война поломала не только обширные планы градостроителей, но и не дала завершить уже почти готовые объекты. В числе пострадавших - важнейший с точки зрения архитектурной классики  Дворец социалистической культуры (В. Кокорин), позднее переработанный в известный всем Дом профсоюзов.
Но жизнь брала свое, и в августе 41-го была сдана в эксплуатацию крупнейшая городская гостиница "Башкирия" на 175 мест (В. Максимов). В связи с масштабным притоком эвакуированных граждан не было заморожено и жилищное строительство. В течение первого года войны на территории Черниковки были отстроены бараки и дома для рабочих, заложен 56-квартирный дом для специалистов рангом повыше. Появлялись новые жилые дома и в центре Уфы.

Имперские мотивы (1940-50-е)


Без всякой натяжки в первые послевоенные десятилетия на карте столицы появились лучшие творения уфимских зодчих. В архитектуре господствовал стиль победителей, получивший впоследствии звучное наименование - "сталинский ампир". Первой ласточкой стало отстроенное руками немецких военнопленных здание кинотеатра "Победа" (С. Якшин) образца 1946 года.
В конце сороковых широкомасштабное строительство переместилось на территорию бывшего Сталинского района, ставшего на короткий период самостоятельным городом. При этом объемы местных новостроек на порядок превосходили собственно столичные темпы. Только с 1948-го по 1950 год в Черниковске было сдано 135 тысяч квадратных метров жилья, в 6,5 раза больше, чем по всей остальной Уфе.
С небольшим интервалом к исходу первой послевоенной пятилетки были разработаны и утверждены новые генпланы застройки и реконструкции северной и южной частей столицы. Кроме вывода промышленной зоны за жилую черту, в частности, предполагалось застроить пространство вблизи основной магистрали, соединяющей временно обособленные куски города.
Строительные проекты тех дней были направлены на создание парадного  и максимально удобного для обитания человека городского ансамбля. Более всего в этом плане повезло все той же Черниковке. Именно здесь были отстроены нормальные жилые кварталы с уютными дворами, разбиты парки и бульвары, возведены величественные здания с колоннами и лепниной. Особенно удался центр с монументальным Дворцом культуры имени Орджоникидзе (Н. Шабаров) и прямая линия улицы Первомайской с двумя силуэтами первых городских восьмиэтажек (М. Лысогорский, В. Голосов и другие).
Исторический центр Уфы застраивался гораздо медленней. А потому реализовать здесь масштабные проекты по подобию черниковских так и не удалось. Единственное исключение составил комплекс зданий на Советской площади, где удалось соединить как архитектурные памятники прошлого, так и современные административные сооружения. Общий облик не испортили даже построенные в разное время вставки и пристройки к Дому правительства и к самой "Башнефти".
Главной составляющей нового ансамбля должен был стать Дом промышленности (А. Любарская, В. Любарский, А. Козлов, М. Хомутов), проект которого утверждался союзным правительством и лично вождем народов И. В. Сталиным. Для его создания пришлось снести большое число одноэтажных строений и даже несколько каменных зданий. К сожалению, не все задумки уфимских проектировщиков удалось воплотить в жизнь. Так, пришлось вписывать прямо в фасад вынесенные было вперед колонны. Но в целом  дом  со  шпилем  стал  подлинным  украшением  старого  центра столицы.
До конца пятидесятых в Уфе появилось еще несколько домов, максимально приближенных к классическому стилю. В 1952  появился культовый для многих поколений уфимцев кинотеатр "Родина" (С. Якшин), несколько лет спустя - Дворец пионеров имени Комарова (В. Кондрашков) и главный корпус Башкирского госуниверситета (С. Калимуллин), а в 1959 году - мощное здание Управления железной дороги (А. Исаченко).
Однако в полную силу имперскому домостроению в Уфе развернуться не пришлось. Все сломала начавшаяся во второй половине пятидесятых кампания борьбы с архитектурными излишествами (Н. С. Хрущев). И если, к примеру, те же колонны не были изготовлены и завезены на строительные площадки, то новый объект был заведомо обречен на упрощение, а сам город - на типовую застройку.
В июле 1956-го Уфа и Черниковск были вновь объединены в единое целое. Общая площадь столицы увеличилась до 250 квадратных километров, а число жителей - до полумиллиона человек. Одновременно возникла потребность в новом генеральном плане развития столицы, который был разработан институтом "Ленгипрогор" и утвержден в сентябре 1958 года. Основным местом новой застройки стал нынешний проспект Октября с центром в районе площади имени Ленина.

Индустриальные пейзажи (1950-70-е)


Конец пятидесятых запомнился старожилам Уфы нарастающими темпами жилищного строительства. На что раньше уходили десятилетия, сдавалось теперь в течение года. Только с 1956-го по 1958-й жилфонд города увеличился сразу на треть и достиг отметки в два миллиона квадратных метров. Основной упор был сделан на возведение пятиэтажных зданий  по  единому проекту.
В 1962 году в Уфе был взят новый рекорд высоты - на углу улиц Ленина и Революционной была возведена первая столичная девятиэтажка
(М. Мазин). Одновременно вводится запрет на индивидуальное строительство. В течение последующего десятилетия проводится массовая застройка проспекта и параллельной ему улицы Зорге. Находившийся здесь уфимский аэропорт, наконец, выносят далеко за пределы города, где отстроена обычная бетонная коробка с огромными окнами.
Однообразная хрущевская архитектура постепенно съедает былое очарование и индивидуальные черты нашего города, как, впрочем, и многих других населенных пунктов России. В том числе и за счет сноса исторической застройки. Появившийся в то время жилой массив в конце Первомайской ничем не отличается от обычных кварталов той же Перми. А демские пятиэтажки напоминают в деталях дома чебоксарских улиц. Более того, унификация затрагивает и сооружения общественного назначения.
Знаковые здания того периода стандартны и просты своей исключительной целесообразностью. И как тот же Дворец культуры машино-
строителей (А. Тарасов) особых чувств у горожан не вызывают. Конечно, интересен для второй половины шестидесятых Дворец спорта (М. Мазин), но он не уникален, как и его собратья в Нижнем Новгороде и Казани.
В то же время нельзя не сказать и о попытках уфимских архитекторов хоть как-то разнообразить улицы своего города. В первую очередь за счет мозаики и декоративной живописи. Уже в 1962-м таковая появляется на фасаде нефтяного института. Затем настанет очередь Дворца культуры завода резиновых технических изделий, одного из домов возле гостиницы "Россия": Даже с учетом явной идеологической нагрузки получалось вполне в духе времени. В общем, неплохо.
Однако иные идеи местной архитектурной школы поддержки со стороны не нашли. Хотя еще за год до первого полета человека в космос специалисты именно башкирского проектного института  поразительно точно предсказали увеличение численности Уфы до одного миллиона человек к 1980 году. Равно как и необходимость значительного расширения площади столицы и её выхода за левый берег Белой в направлении того же Затона.
Прогноз уфимцев в центре не оценили. Там по-прежнему полагались на мнение головного института "Ленгипрогор", предсказывавшего приостановку дальнейшего промышленного строительства в пределах столицы и сохранение числа жителей на уровне 600, максимум 700 тысяч человек. Время было упущено, и лишь спустя пять лет в Уфе начали разворачиваться проектные работы, основанные на точных данных.
Убогость основных архитектурных принципов хрущевского домостроения начали осознавать уже в конце шестидесятых. В течение следующего десятилетия начинается постепенный отход от стандартных строительных проектов. В 1971 году утверждается новый Генеральный план развития Уфы, рассчитанный почти на тридцать лет вперед. Планируется полностью застроить весь уфимский полуостров, где должно разместиться до 80 процентов жителей столицы.
Всю большую долю в общем объеме вводимого жилья начинают набирать действительно высотные объекты. В 1972-м на перекрестке Фрунзе и Воровского возводится здание сразу в четырнадцать этажей. А в первоначальный исключительно пятиэтажный проспект успешно вписываются девяти- и двенадцатиэтажные здания. Включая, к слову, и нынешний Дом печати.
Сюда же к концу семидесятых перемещается и официальный центр города. Именно площадь имени Ленина, вокруг которой расположены Уфимский городской Совет, лучшая для того времени столичная гостиница "Россия" (Ю. Пацков, Э. Павлова), а позднее и здание Русского драмтеатра (А. Печенкин), становится местом проведения праздничных демонстраций и митингов.
Одним из самых значительных проектов, реализованным во второй половине 1970-х, становится Дворец культуры нефтяников (М. Мазин, О. Новиков, В. Фирсов, П. Петров). По первоначальному замыслу он должен был стать точной копией аналогичных сооружений в Тюмени или Альметьевске.  Но Уфе все-таки удалось отстоять право на оригинальное строение. Более того, уже в ходе строительства в 1,5 раза была увеличена сама стоимость работ. В результате появилось одно из интересных зданий, без которого трудно представить облик родного города.

Демократическое строительство (1980-2000-е)


В восьмидесятые в дело пошли административные творения новой волны. Более человечные, менее типовые, более белоснежные. Ярким примером стал дом Комитета государственной безопасности
(М. Мазин, О. С. Тадиашвили). К слову, один из крупнейших на территории России. Явный прогресс по сравнению даже с недавно возведенным типовым зданием обкома и правительства БАССР (В. Залегаллер, Ю. Паечкин и другие). Так же, как и Республиканский общественно-политический  центр (М. Мазин, М. Батырова).
Из этой же серии, кстати, принадлежащей руке того же архитектора, и вытянутая прямоугольная восьмиэтажка (М. Мазин) на улице Фрунзе, появившаяся уже в середине девяностых. Интересно, что первоначально здесь должен был разместиться проектный институт "Гипротрубопровод-строй". Тем не менее, сегодня в ней расположился Дом Государственного Собрания республики.
В последнее десятилетие советской империи в Уфе не забывали о реконструкции уже отстроенных ранее зданий. Это неравноценные как по объему, так и по историческому значению Дом Союзов (Р. Кирайдт, Р. Авсахов) в начале улицы Кирова и, конечно, Торговые ряды (С. Голдобин), о реставрации которых заговорили еще при Горбачеве. Как известно, полную перестройку Гостиного двора завершили уже на стыке второго и третьего тысячелетий.
Примета времени - в середине девяностых столица впервые сталкивается с масштабным банковским строительством. Целая категория зданий из стекла и новейших стройматериалов размещается в самом центре Уфы. Первый и самый амбициозный офис - "Башпромбанка" (М. Дубинский) - вы-
строен напротив дома ФСБ в 1995-96 годы. Одновременно с ним появляется новое здание Национального банка (А. Расулев) на Гашека (теперь улица Театральная), а затем и "Социнвестбанка" (В. Соловьев и другие) на перекрестке Фрунзе и Матросова.
Мощнее всех разворачивается строительство колоссальной высотки "Урало-Сибирского банка" (С. Голдобин и другие) на улице Революционной. На первый взгляд, новое здание вполне удачно стыкуется с памятником архитектуры девятнадцатого века. Правда, от последнего строения, в буквальном смысле этого слова, остаются исключительно стены. Сама коробка полностью переделана людьми и временем. Но так или иначе, новые обители финансистов придали современный вид старому центру, очертив район делового мира столицы.
С изменением названия нашей страны в Уфе значительно изменились принципы, да и сами контуры жилищного строительства. Не в последнюю очередь это было связано с проявившимся спросом на элитные городские квартиры. Место их появления не ограничено каким-то конкретным местом. Дома повышенной комфортности строятся теперь практически в любой точке города. От Дорофеева до Чернышевского, от улицы Горбатова и до самых дальних уголков проспекта.
Последний пример - снос старых домов и возведение современных многоэтажек на Цюрупы и прилегающих улицах центра. Наиболее активно жилье начинает возводиться и в ранее не особо чтимом уфимцами Сипайлово. Здесь формируется вполне уютный "спальный" район с постоянно развивающейся инфраструктурой. Начинают менять свой привычный вид и остальные районы Уфы.
Застройка постепенно уплотняется. И кажется, что огромный город пытается наверстать упущенные в разное время возможности. Реконструируются и строятся новые театры, храмы, гостиницы и другие неотъемлемые атрибуты современного мегаполиса. Меняется время, меняются принципы. Не меняется только очарование старинных улиц и зданий, в каждом из которых застыла частица истории. История людей и самой Уфы, города и столицы.

Журнал "Уфа" // Рустем ВАХИТОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости