ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Резонанс ялтинской встречи
Врио главы Башкортостана Радий Хабиров принял участие в расширенном заседании...

Миллиарды из Москвы
Федеральное дорожное агентство выделит республике 2,5 млрд рублей на строитель...

Бюджет – наше все
Публичные слушания по проекту бюджета Уфы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021...

Сказано - сделано
Как и обещал Радий Хабиров, в Уфу начала поступать снегоуборочная техника. Перв...

Педиатр рядом с домом
В конце марта первых пациентов примет филиал детской поликлиника №2, что по ули...

«Скорая» успеет
Служба неотложной помощи получит в этом году 25 автомобилей за счет федеральных...

Мустай пришел в театр
Национальный литературный музей организовал цикл «Вековые параллели», посвящ...

Кисельные берега
В Екатеринбурге на Международном театральном фестивале современной драматург...

«Идель» собирает друзей



     №12 (205)
     Декабрь 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Стратегия – 2030


Развитие современного города все больше зависит от правильного стратегического планирования. Это особенно актуально для Уфы, которую отличают сложный рельеф, наличие крупной агломерации и комплекс накопившихся за последние годы разнообразных проблем. Стратегия развития до 2030 года, учитывающая текущее состояние и перспективы главных аспектов жизни Уфы, после доработки и утверждения станет важным подспорьем в разработке и принятии нового Генерального плана и важнейших городских программ, которые определят будущее столицы Башкортостана. 

Стратегия социально-экономического развития Уфы до 2030 года содержит пять основных блоков: анализ социально-экономического развития, стратегическое видение развития города, приоритетные направления, проекты и прогноз социально-экономического развития до 2030 года, организационно-экономический механизм управления реализацией Стратегии. 
Одна из главных задач стратегического планирования – определение перспектив застройки и развития территории, а также повышение жилищной обеспеченности горожан. В настоящее время при численности населения в 1 миллион 131 тысячу человек Уфа находится на последнем месте среди российских городов-миллионников по жилищной обеспеченности, составляющей всего 23,7 квадратных метра на человека. То есть увеличение объемов жилого строительства является приоритетной задачей. 
Прогнозируемое в соответствии с инерционным сценарием развития Уфы сохранение объема жилой застройки на уровне 2017–2018 годов позволит к 2030 году достичь роста обеспеченности жильем населения города до 27,6 квадратных метра на человека. Если строительный сектор будет расти более интенсивно, показатели обеспеченности жильем также окажутся выше, но интенсивная застройка городских территорий потребует решения комплекса сложных задач. 
Как отмечает Стратегия, особенность территориального расположения города между двумя судоходными реками Белая и Уфа обусловила дефицит свободных площадок внутри исторически сложившегося ядра и необходимость выхода застройки за пределы Уфимского полуострова. Также стоит вопрос реконструкции сложившейся застройки с повышением ее эффективности. Эта задача относится ко всем районам столицы. На территории Забелья в ближайшее время предстоит строительство жилых районов «Затон-Восточный», «8 Марта», «Романовка», «Яркий», восточной части жилого района «Дема». На территории Зауфимья строительство ведется, в основном, в малоэтажном формате. Однако комплексное освоение территорий Забелья и Зауфимья связано с необходимостью создания новых инженерных и транспортных коммуникаций. Также в плотно застроенной центральной части Уфы стоит задача поиска альтернативных вариантов инженерного обеспечения, эффективных как с позиций строительства, так и последующей эксплуатации. 

Периферийные сложности 
Современные крупные города выступают центрами притяжения, формируя вокруг себя агломерации, где ядро и районы-спутники оказывают друг на друга все более сильное воздействие. Уфимская агломерация вместе со столицей-ядром включает в себя в общей сложности около 1,45 миллиона человек, что делает ее одной из крупнейших в России. 
Стратегия развития Уфы уделяет этой теме особое место, поскольку районы-спутники оказывают все большее влияние на жизнь и развитие столицы Башкортостана. На основе учета транспортной доступности, интенсивности маятниковой миграции, плотности населения Уфимскую агломерацию можно разделить на два пояса. 
Внутренний пояс образуют 6 муниципальных районов (Благовещенский, Иглинский, Кармаскалинский, Уфимский, Кушнаренковский и Чишминский), связанных с городом-ядром тесными производственными связями и удобным транспортным сообщением. От административных центров этих районов до Уфы на автомобильном транспорте можно доехать не более чем за час. Внешний пояс формируют районы, до которых можно добраться в пределах полутора часов. К ним относятся Архангельский, Нуримановский и Благоварский районы. 
Основную проблему представляет низкая бюджетная обеспеченность районов агломерации и связанный с этим дефицит социальной инфраструктуры. В результате население стремится получать недостающие услуги в Уфе, что создает серьезную нагрузку на социальную сферу столицы, в первую очередь здравоохранение, образование и спортивные объекты, ведь нормативы выделяемых на «социалку» бюджетных средств, как правило, рассчитываются исходя из числа официально зарегистрированных в городе людей. Так, ежегодно в уфимских роддомах рождается более 25 тысяч детей, из них только 18 тысяч - уфимцы. Схожая ситуация наблюдается и во многих других социальных сферах столицы республики. 
С учетом проблем, возникающих в крупных агломерациях, на первый план выходит разработка единой стратегии развития центра и периферии, а также создание специальных органов управления для координации действий уфимских и районных властей, необходимых для совместного решения возникающих сложных вопросов, прежде всего касающихся земельных отношений и оптимального распределения весьма ограниченных финансовых ресурсов. 
Для формирования органов управления агломерацией возможно применение нескольких организационно-правовых форм, к примеру, Ассоциация муниципальных образований или автономная некоммерческая организация, учреждаемая муниципальными образованиями и субъектом РФ. 
- Наиболее оптимальной схемой является вторая, когда органы управления формируются в рамках автономной некоммерческой организации с участием субъекта РФ, - считает директор Института социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра РАН Дамир Гайнанов. - Органы власти республики будут выступать как инициаторы агломерационных проектов, арбитры при решении спорных вопросов, кроме того, это позволит привлечь средства республиканского бюджета. Структура управления развитием агломерации будет строиться на основе межмуниципального сотрудничества в рамках договорной модели. 

Транспортная связь 
Серьезную проблему стратегического развития Уфы представляет транспортный вопрос – город стоит на большом полуострове, окруженном весьма широкими судоходными реками, а перспективы застройки охватывают все новые отдаленные территории, вызывая ежедневную маятниковую миграцию населения. 
На сегодняшний день в зоне активного пригородного развития Уфы проживает порядка 230 тысяч человек, еще порядка 170 тысяч уфимцев – жителей Демы, Затона, Забелья, Зауфимья, Шакши - проживает за пределами Уфимского полуострова, ежедневно перемещаясь на его территорию для работы или учебы. При столь масштабной маятниковой миграции повышенную нагрузку испытывают практически все подъездные пути и мосты, многие из которых в часы пик работают на пределе своей пропускной способности. Особенно ситуация обостряется во время массовых пятничных выездов и воскресных заездов в город, ведущих к появлению масштабных заторов. 
С учетом постоянного роста 
въездного и выездного автомобильного трафика жизненно важным вопросом перспективного развития города становится строительство новых мостов. Наиболее проблемный участок - выезд из Уфы в сторону аэропорта, где из-за возросших транспортных нагрузок в дополнение к двум существующим нужен еще один, третий по счету мост. 
Другой приоритетной задачей может стать строительство моста в створе улицы Интернациональной и автодороги, обеспечивающей альтернативный доступ в Забелье, на Федеральную трассу М-7 и прилегающие к ней районы Уфимской агломерации.  
Третьим направлением развития перспективной дорожной сети станет так называемый Восточный выезд, предполагающий создание транспортного коридора от развязки на проспекте Салавата Юлаева в створе улицы Бессонова до Федеральной трассы М-5. Из-за сложности и дороговизны данный проект может быть реализован только с привлечением федеральных средств и инвестиционного финансирования. 
Наряду с перечисленными актуальными задачами стратегического развития транспортной системы остается строительство второй очереди проспекта Салавата Юлаева, способного заметно улучшить связь севера и юга столицы, а также магистралей Восточного и Западного обходов Уфы. 

Человеческий фактор 
Демографическая ситуация - один из факторов, оказывающих значимое влияние на социально-экономическое развитие любого современного города. Уфа занимает 10-е место по численности населения и 6-е по площади среди пятнадцати городов-миллионников страны, концентрирует 27% жителей Башкортостана. Важнейшими факторами, влияющими на демографическую ситуацию, выступают уровень рождаемости и миграции населения. 
В области демографического развития прогнозируется формирование противоречивых тенденций. В частности, в соответствии с инерционным сценарием, к 2030 году численность постоянного населения Уфы возрастет до 1 миллиона 156 тысяч человек, что лишь на 2,2% превышает значение 2017 года. Умеренно-оптимистичный и опережающий сценарии развития предполагают обеспечение роста численности населения города соответственно до 1,172 и 1,182 миллиона человек.
Все три сценария прогнозируют снижение доли населения трудоспособного возраста до уровня 55,4–55,9% по сравнению с 58,5% в 2017 году. При этом доля уфимцев старше трудоспособного возраста увеличится до 25,1–25,4%, а младше – сначала возрастет до 20,2%, а затем снизится до 19,4%, что фактически соответствует уровню 2017 года. Подобное изменение возрастной структуры населения повлечет за собой рост демографической нагрузки (отношение жителей нетрудоспособного и трудоспособного возраста) на 11,4–13,7% по отношению к уровню 2017 года. Тенденция старения населения уже в недалеком будущем может оказать значительное влияние на экономику и социальную сферу города, которая будет перестраиваться с учетом интересов и потребностей старших возрастных групп. 
Для положительной демографии очень важны меры стимулирования рождаемости, которая, как показала практика, обычно напрямую связана с уровнем жизни. В основном такие меры направлены на рост доходов граждан. Кроме того, строительство новых детских садов позволяет женщинам раньше приступить к трудовой деятельности, возведение и модернизация перинатальных центров обеспечивают сохранение здоровья матери и ребенка. 
В значительной степени на изменение общей численности населения башкирской столицы окажут влияние процессы миграции. Сохранение достаточно высокой привлекательности Уфы в сравнении с другими городами республики создаст условия для миграционного прироста в среднем на уровне порядка 2,6 тысячи человек в год в соответствии с инерционным сценарием, и 3-3,4 тысячи человек ежегодно в умеренно-оптимистичном и опережающем вариантах развития ситуации. 

Тонкости исполнения 
Срок реализации Стратегии социально-экономического развития Уфы, которая будет осуществляться в два этапа, составляет 12 лет. Первый этап (2019–2024 гг.) предполагает улучшение базовых условий для устойчивого экономического роста и повышения качества жизни уфимцев. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций, развития малого и среднего бизнеса, активизации инновационной деятельности, создания новых, модернизации и расширения существующих производств. Будут продолжены работы по благоустройству города, развитию инженерной и логистической инфраструктуры, ремонту дорог не только в центре, но и на окраинах. 
Второй этап (2025–2030 гг.) предполагает завершение намеченных в Стратегии приоритетных проектов, что позволит совершить рывок в обеспечении качества жизни населения благодаря экономическому росту, сопровождающемуся увеличением производительности труда, доходов населения, наращиванием темпов ввода жилья, активным развитием потребительского рынка и социальной сферы Уфы.
По словам разработчиков, Стратегия и конкретные аспекты ее исполнения при необходимости могут быть скорректированы с учетом изменения внешних и внутренних факторов жизни и развития города. 

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости