ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Новая веха
Полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров 13 октябр...

Важная встреча
Врио главы Башкортостана Радий Хабиров встретился с главным исполнительным ди...

Добрый знак
Врио главы Башкортостана Радий Хабиров встретился с первым президентом респуб...

На один завод больше
Радий Хабиров провел рабочую встречу с учредителем компании Lasselsberger Йозефом Ла...

Швейцарский партнер
В Доме Республики состоялась встреча врио главы Башкортостана Радия Хабирова ...

Промцентр Шакши
В уфимском индустриальном парке «ПромЦентр» в Шакше состоялось открытие новог...

На музыкальной волне
Затонцы с нетерпением ждут открытия новой музыкальной школы № 9 им. Адигама Иск...

Апгрейд Дома Першиных
В исторической части построят новый квартал многоэтажек, ограниченный улицами...

Все ярче!
В демском микрорайоне Яркий и 
Инорсе-4 продолжается строительство шко...

Тайными маршрутами Уфы
Ежегодный городской конкурс «Уфа туристическая» выявил новые имена талантлив...

«Счастлив тем, что я дышал и жил…»



     №11 (204)
     Ноябрь 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"

Музейное закулисье


Музей имени уроженца Уфы художника Михаила Нестерова ежегодно посещают около 50 тысяч уфимцев и гостей города. Но, как и в любом крупном художественном музее, посетители видят лишь малую часть коллекции – выставленные в экспозиции несколько десятков работ, при том, что общее число хранящихся здесь экспонатов превышает 12 тысяч. Многим наверняка было бы интересно узнать, как живет уникальная коллекция живописи, и познакомиться с работой реставраторов.


Начало музейной коллекции было положено в 1913 году, когда уроженец Уфы известный художник Михаил Нестеров подарил родному городу уникальное собрание работ русских живописцев второй половины XIX - начала XX столетия: Репина, Шишкина, Ярошенко, Поленова, Маковского, Левитана, Коровина, Головина, Бенуа, Рериха и других, а также около тридцати собственных картин. Для экспозиции уфимские власти предполагали выделить специальное помещение в строившемся Аксаковском Народном доме (ныне Оперный театр). Однако строительство существенно затянулось из-за Первой мировой войны и революции, в связи с чем вплоть до 1919 года нестеровское собрание хранилось в Москве. 
В 1919 году после ухода из Уфы белогвардейцев губернский Революционный комитет специальным постановлением учредил основание в городе Художественного Пролетарского музея имени Октябрьской революции. Поскольку Аксаковский Народный дом все ещё не был готов, в качестве помещения для музея был выбран особняк купца-лесопромышленника Лаптева, построенный в 1913 году в стиле модерн по проекту известного самарского архитектора, выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств Щербачёва. 
Открытию предшествовала непростая перевозка коллекции Нестерова в Уфу из Москвы. Это дело возложили на плечи друга и земляка художника, известного архитектора Ильи Бондаренко. По приезде в Уфу ему доверили и руководство музеем, который открылся для посещения в январе 1920 года. К маю 1920 года музейное собрание насчитывало 1500 экспонатов, а в 1920-1930-е годы оно активно пополнялось экспонатами Московского и Петроградского музейных фондов. 
Особую ценность представляет коллекция древнерусской живописи, насчитывающая 150 икон XV - начала XX века. После открытия музея в январе 1920 года значительная часть икон поступила «со склада Уфимского Горхоза». Первый директор Илья Бондаренко и его ближайший помощник - художник Борис Васильев-Яников осматривали городской реквизиционный склад, кладовые и подвалы горкомхоза, банков, транспортных контор, изымая из них много ценного: мебель, ткани, картины, книги, в том числе и иконы. Все это поступало в музей. В 1921 году из Государственного Московского музейного фонда в уфимскую коллекцию поступили несколько замечательных памятников XV – XVII веков и произведения из собрания Григория Чирикова, известного реставратора и собирателя древнерусской живописи. 

Картинная кладовая 
Хранение картин требует соблюдения ряда обязательных условий, нарушение которых может привести к порче и даже полной утрате уникальных полотен. Долгое время картины запасников Музея Нестерова хранились, по сути, в обычных складских помещениях, микроклимат которых мало отличался от городской квартиры, но в 2014 году музей получил пристрой площадью 4,5 тысячи квадратных метров, где были оборудованы вместительные хранилища, оснащенные по последнему слову музейной техники. Если в старом хранилище полотна располагались на деревянных полках, а некоторые - и на полу, то сейчас все хранимые экспонаты вывешены на специальных подвижных металлических стеллажах, позволяющих наиболее эффективно использовать каждый квадратный метр помещения. 
Но главную роль в сохранности экспонатов играет микроклимат хранилища. Материалы картин - основа, грунт, красочный и лаковый слои различны по своим свойствам и по-разному реагируют на изменения температуры и влажности. Так, при повышении относительной влажности до более чем 70-75% холст выходит из состояния нормального натяжения. Длительное пребывание в такой атмосфере может привести к деформации холста, набуханию клея, содержащегося в грунте, появлению плесени. Опасен и другой вариант - высокая температура (25-30°С) и сухость воздуха, а также влажность менее 50% приводят к пересыханию волокон холста, отчего снижается эластичность и прочность. Грунт становится хрупким и ломким, что может привести к повреждению полотна. 
- На сохранность живописи в основном влияют температура и относительная влажность воздуха, которые должны быть стабильны в течение всего года, - поясняет директор Башкирского государственного художественного музея имени Нестерова Айрат Терегулов. – Идеальный режим – 18-22 градуса тепла по Цельсию при влажности воздуха 50 процентов. Соблюдение этих параметров в наших хранилищах обеспечивает специальная сплит-система. 
Поскольку картины относятся к легко воспламеняемым предметам, особую роль в любом художественном музее играет система пожаротушения. Использование воды может нанести вред едва ли не больший, чем пламя, в связи с чем для тушения огня в Музее Нестерова предусмотрена специальная порошковая система. При поступлении сигнала с установленных во всех помещениях пожарных датчиков, фиксирующих дым и повышение температуры, из баллонов в распылители начинает поступать специальный порошок, который перекрывает огню доступ кислорода и тем самым ликвидирует возгорание, не повреждая ценные художественные полотна.
 
Тонкий процесс 
Даже несмотря на создание оптимальных условий хранения, часть картин периодически нуждается в реставрации, ведь многие из них были созданы сто и более лет назад из естественных материалов, подверженных влиянию времени. В восстановлении могут нуждаться и поступающие в коллекцию новые экспонаты. 
Не случайно реставрационная мастерская играет очень важную роль в жизни Музея Нестерова. За годы работы ее коллектив в буквальном смысле вернул к жизни сотни уникальных произведений древнерусской, русской и западноевропейской живописи. Каждое полотно, попадая в руки реставратора, проходит тщательное исследование: визуальное изучение при помощи бинокулярного микроскопа, в свете видимой люминесценции, позволяющее увидеть и оценить даже самые мельчайшие дефекты. При необходимости выполняется химический анализ грунта, красочного, покровного слоя и т.д. 
- В ходе реставрации происходит восстановление утраченных красочных слоев и укрепление тех, что остались, по специальной технологии, - поясняет Айрат Терегулов. – Если нужно, реставратор выполняет так называемое дублирование – аккуратно приклеивает старый холст к новому, не допуская при этом появления коробления и растяжек, после чего можно приступать к восстановлению собственно изображения. Наши специалисты выполняют все допустимые виды консервационных и реставрационных работ: укрепление основы, грунта, красочного слоя, удаление потемневшего покровного слоя, позднейших записей и многое другое. Профессиональная реставрация - тонкий и кропотливый процесс, занимающий много времени – от нескольких месяцев до 2-3 лет. При этом специалисту очень важно знать чувство меры и сохранить эффект старины, чтобы после реставрации старинное полотно не выглядело новоделом. 
Кстати, выучиться на реставратора в Уфе нельзя. Такие специалисты обычно получают базовое художественное образование в БГПУ или Институте искусств, а затем проходят дополнительное обучение и стажировку в специальных центрах. Сначала это может быть Российский этнографический музей, а основной пласт умений и знаний специалисты получают во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени Грабаря. Но даже после получения дополнительного образования постижение всех граней и тонкостей этой редкой профессии требует еще многих лет интенсивной практики. 

Святая старина 
Особое место в коллекции музея занимает собрание икон, написанных в период с XV до начала XX века.
- Большой временной разброс произведений приводит к тому, что все они в процессе хранения ведут себя по-разному, причем наиболее старые образцы XV-XVI веков часто оказываются даже более стойкими, чем написанные в XIX-м, поскольку в поздний период авторы допускали больше отступлений от технологий, - рассказывает реставратор древнерусской живописи Анна Хардина. 
Старинные иконы написаны не привычными нам масляными красками, а темперой, которая изготавливалась из различных природных пигментов, обычно глины или земли, где связующей основой выступал яичный желток. Кроме того, само изображение писалось не на холсте, а доске, которая предварительно для лучшего прилипания краски покрывалась левкасом – особым грунтом на основе мела или гипса, размешанного на животном или рыбьем клею с добавлением льняного масла. Перед началом восстановительных работ реставратор выполняет анализ, определяющий состав грунта, что подсказывает нужные приемы и технологии. 
- В основном при реставрации икон мы используем метод укрепления исходного красочного слоя специальными компонентами, - поясняет Анна Хардина. - Но в ряде случаев изображение приходится тонировать или восстанавливать, и для этого на темперных иконописных полотнах используется акварельная краска, которая в определенной пропорции смешивается с яичным желтком. В реставрации, особенно старинных работ, очень важно, чтобы процесс был обратимым, а использование более стойких современных темперных красок сильно затрудняет удаление новых слоев, если в этом возникнет необходимость. 

Взгляд в будущее 
Коллекция живописи Музея Нестерова не только бережно хранится и реставрируется, но и постоянно пополняется новыми экспонатами. Какую-то часть из них музей получает в дар от самих авторов, их родственников и потомков, но в основном новые картины закупаются на средства, специально выделяемые Министерством культуры Республики Башкортостан. 
- Приобретение новых полотен, как правило, происходит раз в год, - говорит Айрат Терегулов. – Список намеченных к покупке картин формируется на основе посещения выставок нашими искусствоведами. Окончательное решение принимает специальная закупочная комиссия Министерства культуры республики. В среднем ежегодно для пополнения коллекции закупается около 70-100 работ. 
Такая закупочная система позволяет пополнять фонды музея наиболее интересными картинами современных художников, которые в будущем, вполне возможно, обретут статус живописных шедевров, какой сейчас имеют многие работы нашего земляка Михаила Нестерова.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости