ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Первый в России
Глава Башкортостана Рустэм Хамитов встретился с международным экспертом Глоб...

Дома-долгострои
В Доме Республики состоялось совещание по вопросам защиты и восстановления пр...

Мост открыт!
26 июля после ремонта возобновлено движение по старому Бельскому мосту. Проезд ...

Исторический дебют
Впервые башкирский футбольный клуб «Уфа» принял участие в международном матче...

…А победили наши!
В Москве на территории музея-заповедника «Коломенское» прошел татаро-башкирск...

Молочные реки
Ферма в центре города и тонны целебного напитка… 25 августа Уфа вновь на один де...

Миниатюры от «Rudy Dance»
С 15
 августа по 2 сентября в Театре оперы и балета пройдет второй этап хо...

Французские гастроли
Ансамбль песни и танца «Мирас» вернулся с гастролей во Франции. Коллектив прин...

Статус - особый
В список объектов культурного наследия Башкортостана включены здания Училища ...

У Конгресс-холла – 1000 музыкантов
25 августа в парке «Ватан» пройдет масштабный флешмоб - День 1000 музыкантов.


Битва шахматистов



     №8 (201)
     август 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

Арт-объект — как вишенка на торте


В последние годы в Уфе появилось много новых скульптур, и у них уже образовалась целая история отношений с горожанами. Стоило ли красить Дворника на «Фирме «Мир» в золотой цвет? Кто украл корзинку с яблоками у Дачника на остановке имени Города Галле? Недавно на проспекте Салавата Юлаева справили новоселье медведь, лев, волк и рысь. 


Но и они, возможно, вызовут ожесточенные споры - совсем как 13-метровая соломенная белка, подаренная недавно жителям Алматы. Почему белка, почему соломенная? Изяществом не блещет, да еще потратили на нее 23 миллиона тенге! 
Вот и мы решили устроить серию встреч с молодыми профессионалами - архитекторами и скульпторами - и спросить их: чем бы они украсили Уфу?

Реализм против головы Терминатора
С архитектором Инной Тарасовой, чтобы глубже проникнуть в тему, мы решили совершить экскурсию по городу. Первым пунктом нашей высадки стал Лайфстайл-центр «Башкирия». Пространство вокруг него превратилось в собрание скульптур на любой вкус: тут вам и элегантная Баба-яга, и страшноватый механический конь с головой терминатора, и стройные гипсовые девушки и юноши «а-ля советский спорт»…
- Вообще в России мы немного застряли в советском понимании скульптуры, когда реализм был главным и единственным официально одобренным направлением. Теперь существует две крайности: либо пытаемся сделать 100-процентное подобие объекта, либо полную абстракцию - как этот металличес-кий конь, - считает Инна. - Исключение - военная скульптура: с ней в Уфе как раз все хорошо, ведь в этом случае создается обобщенный образ, ставится задача передать эмоцию. Например, мне нравится памятник Скорбящей матери на улице Комарова. Женская фигура обрамлена арочкой с металлическими пластинками, и мне хочется сделать так, чтобы эти пластинки двигались на ветру и издавали звук плача. Памятники А. Матросову и М. Губайдуллину, Клавдии Абрамовой замечательные. 
Следующее место, которое мы решили посетить - ТРЦ «Мир».
- Мне почему-то симпатичен этот памятник Дворнику, хотя он и реалистичный, - Инна становится рядом с Дворником и оказывается даже чуть выше. - Будь он чуть больше или меньше, стоял бы на постаменте - получилось бы совсем не то. А так - это оживленное место, и возникает ощущение, что человек на минуту застыл, а мог бы и на самом деле здесь убираться. И он заслуживает внимания: делает нужное дело.  
А вот другие статуи того же типа - бронза-реализм - мне кажутся безнадежно устаревшими. Из материалов сегодня более актуальны дерево, металл, пластик. К примеру, памятники Учительнице есть во многих городах, но везде они выполнены именно в этом стиле. На мой взгляд, эти образы не являются той данью уважения, которую можно было бы выразить. Это как раз легче было бы сделать, отойдя от реализма. 
Вдохновляющий пример? Пожалуйста. В Москве недалеко от Третьяковской галереи есть скульптурная группа «Дети - жертвы пороков взрослых». Это круг не очень симпатичных персонажей -  естественно, выполнены они далеко не в духе реализма (исключая фигурки детей). В центре - скульптура выше других, в плаще; если непонятно, что она обозначает, есть надпись: это равнодушие - самый главный порок. Эмоциональное воздействие композиции огромно, к ней возвращаешься еще и еще раз.

Чьи лошади?
Мы с Инной как раз проезжаем сначала мимо группы оленей на Спортивной (сами по себе олени, надо сказать, довольно трогательные), затем мимо лошадей, «пасущихся» на углу проспекта Октября и Шафиева. Может, их автор хотел такими патриархальными образами отвлечь горожан от бесконечного мелькания мест и дел?
- Главное - понимать, для чего ставится статуя, а здесь этого нет, - считает Инна. - Почему именно здесь, как это связано с историей города? Что делают лошади именно в этом месте? Или у входа в «Башкирию»? То же касается и гипсовых скульптур у Лайфстайл-центра: никакой связи с местом. Если большая или малая архитектурная форма возникла на данном месте без особых причин, кроме чисто функциональных, - это одно, и совсем другое дело, когда городское пространство сначала анализируется. К примеру, в данном районе есть производство, и люди занимаются какой-то профессией уже несколько поколений - именно в честь этого можно было бы сделать скульптуру. И у тех, кто там живет, это будет находить отголосок в душе.
Вообще искусство - это не просто красивая вещь. Настоящее искусство всегда несет с собой больше, чем просто эстетическое наслаждение, его миссия - развивать нашу душу, делать человека лучше. Мне вспоминается музей Либескинда в Берлине, где я была на стажировке. Он посвящен холокосту. Это большое зигзаго-образное здание, внутри - разные пространства, каждое из которых что-то символизирует. Есть комнаты, в которых очень высокий потолок и темно, - там возникает ощущение одиночества и загнанности. Еще есть темная комната, где пол покрыт как будто маленькими замочками, на которых символически нарисованы лица, и когда идешь по ним, они звенят - как будто ты идешь по людям, а они плачут. Вот так - без демонстрации газовых камер и всего прочего - посетитель практически переживает это страшное время. А в самом конце наверху стоит «Дерево надежды», и нужно написать на бумажке пожелание миру и человечеству и повесить на него.
Скамья

с глубоким смыслом
Конечный пункт нашего путешествия - площадь перед Горсоветом. Здесь оказывается, что малые архитектурные формы - это не только скульп-туры, но и скамейки, фонари, ларьки, даже урны - все, чем наполнена городская среда. 
- И хочется, чтобы любая такая форма была наполнена идеей, создавала вокруг себя какую-то жизнь, несла смысл, - говорит Инна. - Вот, скажем, в Англии есть «скамейка-завитушка»: металлическая полоса, на середине которой вы сидите, так и завивается с обеих сторон. Скамейка-ладони, скамейка-книга, скамейка-электрокабель (с лампочками!) - правда, создают настроение? 
А здесь, на Горсовете, такие большие открытые пространства, что летом хочется спрятаться от солнца. Здесь я бы поставила перголу. Она похожа на навес, но защищает только от солнца, а не от дождя, зато смотрится красиво и легко. Она могла бы стать красивой вертикальной доминантой, под ней можно было бы разместить качели…
Идея самой изучить процесс изготовления всего этого пришла мне в голову, когда я работала в архитектурном бюро. Занимаясь благоустройством двора, берешь то, что предлагает рынок: серийные изделия всегда дешевле. Но выбор отечественных детских игровых элементов, скамеек, вазонов невелик. И сейчас все чаще архитектор рисует все это самостоятельно. Но проблема в том, что он не всегда знает, каким образом нужно обработать дерево, чтобы оно было долговечным, какой эффект в итоге получится. Поэтому теперь я работаю в столярно-мебельной мастерской - именно для того, чтобы понять, как сделать качественную малую форму. 
Сегодня европейцы в этом плане ушли далеко вперед - по образам, фактуре, материалам. Немцы, например, очень любят необработанное дерево: они оставляют его некрашеным, и это дает очень приятный эффект натуральности. Кстати, для этого лучше всего подходит лиственница сибирская: древесина у нее прочная, плотная и очень влагостойкая. И за счет этих свойств ее можно не покрывать плотной эмалью, как сосну - сохранить красоту ее фактуры, обработав только маслом. Потом дерево стареет, становится естественно-серым, и это тоже отдых для глаз: городская среда и так перенасыщена цветами. Но русский человек к этому еще не готов. А когда у нас покрывают дерево или фанеру эмалью - все под толстой пленкой, таких тактильных ощущений нет. И цвета я бы использовала более изящные, гармоничные, а не только синий-красный-зеленый, к которым мы привыкли. А что касается антивандальности… какие-то этапы нам нужно пережить, чтобы на следующем уровне стать культурнее. Как сказал один директор парка: «Я чинил и заменял скамейки три раза. Только на четвертый их перестали ломать».

Футуризм от Медведевых
Офис скульпторов братьев Медведевых, скромно разместившийся в подвале, - это вам не офис торговой компании. (Кстати, несмотря на молодость, они члены Союза художников республики.) Тут и там - изва-яния, которым не сразу подберешь название; дверь, густо усаженная ручками, превратилась в арт-объект, на стенах - загадочные маски и философские изречения. Мечта - установить у входа статую медведицы. А потом каждый год прибавлять к ней по медвежонку в разных стилях. В том, чем следует украшать нашу столицу, Медведевы - решительные сторонники футуризма. 
- Нужно сохранять, восстанавливать старинные дома: это наша история. Кстати, в одном городе пошли по интересному пути: чтобы увеличить этажность старинного дома, не надстраивали, а сделали подземные этажи, а в них - магазинчики всякие для туристов… - говорит Дмитрий. -  Ну а если делать, чтобы удивить - пусть будет креатив без оглядок на старину и традиции. Тогда Уфа, возможно, и развиваться станет по-другому. Но люди боятся пробовать новое. Особенно это видно на детях: что-нибудь, чего еще не пробовали, им дашь - они даже не откусят, сразу скажут: «Невкусно». Вот и горожане, и люди, принимающие решения, нередко так же себя ведут.
И еще в Уфе у некоторых людей с возможностями есть привычка притаскивать сюда чужие культуры со всего мира. Но местные суши все равно никогда не будут настоящими! Своей, оригинальной культуры этим не заменишь. Ездить по миру нужно, чтобы вдохновляться, а не устанавливать здесь то, что уже где-то есть. Например, статую Дворника. Вот если бы около «Фирмы «Мир» посадили швею за машинкой - в честь всех тех, кто трудился в здании изначально… 
Теперь перейдем к конкретным идеям. Их у братьев множество, но меня больше всего привлек «Пруд частот».
- Это пруд, где плавают емкости, увенчанные колокольчиками различных тональностей, - объясняет Александр. - Нужно рассчитать, чтобы они не тонули, даже когда идет дождь, и не переворачивались - тут нужна целая команда: не только дизайнеры, но и инженеры, кузнецы, музыканты. Для колокольчиков надо очень хорошо подобрать металлы и тональность. Разместить где-нибудь в районе бывшей Радиовышки - там как раз сейчас сносят гаражи. На этом склоне замечательное эхо. Между прочим, колокольный звон из местной недостроенной церкви жителям очень нравится! Правда, камеры слежения, наверное, придется поставить, чтобы все это не растащили… Но было бы круто.
Или «Аллея зонтиков с памятниками вещей». Зонтики – не один, не два-три - висят как бы в невесомости, а на них льется вода. Звук воды, стихия воды… Возможно, летом под такой зонтик можно будет встать: едешь, скажем, на велосипеде, залез под него, освежился - поехал дальше. И памятники вещей. Например, гуляют бабушка с внучкой, присели на скамеечку - и вдруг внучка видит странного вида башмачок. Что это? А бабушка говорит: «Посмотри, какие у тебя туфельки. Ну а у меня в детстве вот такие сандалии были». 
- А еще в каком-нибудь парке установить такой арт-объект: как будто едет крутая тачка, из нее - шансон на всю округу, и вдруг по ней пушка - бух! Чтобы не имели привычки досаждать всем своим «Умц-умц-умц».
- А как насчет более масштабных проектов? 
- У нас есть эскиз: ниже Монумента Дружбы - там, где были всякие шашлычные - поставить высотное здание в виде куска скалы -  скалодром, - предлагает Дмитрий. - Самый высокий на сегодня - 37 метров, в Голландии, можно было бы и выше сделать. И проводить соревнования. Мы же столица, должны развивать туризм! И смотрелось бы около воды интересно. 
- А как насчет детских площадок и городков? В детстве я очень любила городок в виде средневекового замка рядом с Театром кукол. Там были качели, деревянные фигуры стражников… Такая красота - недаром до сих пор до конца не снесли, хотя никаких качелей уже нет. 
- Мы бы сделали так: можно придумать детали типа конструктора. Но из них - разные городки, а не одинаковые, как сейчас. Это зависит  от желания заказчика и производителя, но тут мы всегда приходим к одному: производитель хочет прежде всего зарабатывать, поэтому упрощает все донельзя и тиражирует.

Не гонитесь за «вау-эффектом»
С архитектором и предпринимателем Александром Ильиным мы встретились в сквере под памятником Героям Октябрьской революции и гражданской войны (народное название - «Без пяти шесть»). Мощный спуск специально (и правильно!) оставлен незастроенным, чтобы громада памятника смотрелась как надо.  Больше никаких арт-объектов, чтобы о них спорить, здесь нет. Мы садимся на удобную скамейку в тени…
- Заметьте: все деревья молодые, но нижние ветви у них убраны, нижний ярус выкошен, - замечает Александр. - Между прочим, это одна из традиций паркового искусства. И красиво, и безопасно: местность хорошо просматривается. Комфорт горожанина в парке или где-либо еще складывается из многих подобных приемов. Причем ему и не нужно о них знать - это дело специалистов. 
Что касается арт-объектов, скульптур - я считаю, что, может быть, не стоит придумывать темы для них специально: должно что-то такое происходить, чтобы люди сами хотели оставить с собой надолго. События, пережитые городом, вошедшие в нашу генетику, знаменитые деятели, дела – и вот появляются Салават, «Семь девушек», Мальчик с кураем и многие другие памятники, вошедшие в ткань города.
Очень круто, когда арт-объект рассказывает некую историю, хорошо вписан в контекст и вообще отражает некий дух этого места. Классно сделать экскурс в историю: что было на этой улице когда-то? В путевых заметках об одном из городов прочитал: здесь было кафе с неофициальным названием «Выгодное», поскольку продававшиеся там карамельки чрезвычайно долго не рассасывались! Было очень смешно, и сразу возникло ощущение какой-то близости, причастности к этому месту.
- Многие еще помнят продавца мороженого дядю Мишу, который работал на улице Ленина в 1960-х, около «Макдональдса» (тогда - «Детского мира»). Всегда улыбчивый, приветливый, но копеечку сдачи мог и недодать. Другие говорят: иногда, наоборот, добавлял, если не хватало. Так что есть желающие увековечить его память.
- Ну что ж, если он у многих вызывает шлейф ярких воспоминаний - почему бы и не увековечить? Но при всем нашем желании украсить город хочется, чтобы в плане размещения скульптур соблюдалась некая диета. Арт-объект - как вишенка на торте (или, если угодно, перец чили в блюде). Их не может быть много. 
Не стоит забывать, что многие наши города насыщены еще советскими арт-объектами - и я могу сказать, что большинство из них по крайней мере выполнено на высоком художественном уровне: люди похожи на людей, кони - на коней. Уровень скульпторов, которые ваяли горниста, пионера с планером, девушку с веслом, как правило, был очень высок. А кроме того - и это очень важно для городского арт-объекта - они выглядят жизнеутверждающе. Их хочется показывать детям.
Что касается мировых тенденций, мир сегодня тяготеет к большим размерам и абстракции. Мне, например, понравились Фламинго и Облачные врата в Чикаго (или Чикагский Боб). Чикаго - город, наполненный черными и темно-серыми небоскребами, - и тут на центральной площади стоит нечто ярко-красное, своеобразно изящное (не в реалистическом духе, конечно). Очень интересный контраст. Второе - сооружение в форме боба 10 метров в высоту и 20 в длину, состоящее из 168 листов нержавеющей стали, отполированных настолько, что поверхность не имеет видимых швов. Все это дает такие многократные и необычные отражения смотрящего и всего, что вокруг, что только успевай фотографировать. Однако перетаскивать к нам изобретенное там часто бывает непродуктивно. 
Стоит помнить: важной составляющей городского пространства, визуального комфорта также являются целые газоны, ровные дорожки и отсутствие луж. Если это не в порядке, дела не исправит никакая скульптура. 
Я вообще редко «западаю» на какие-то отдельные объекты - я люблю сформированные места. Приходишь и удивляешься строгости, продуманности ансамбля - вот это классно! Больше всего меня радуют элементы благоустройства, удачно вписанные в окружение и решающие ряд задач: например, красивые качели на набережной - очень романтично. Совершенно по-другому, комфортно чувствуешь город, прогулявшись по Крымской набережной в Москве в районе Новой Третьяковки.
Могу подытожить: все хотят быть героями, создать некий «вау-эффект», для этого поставить необычный объект. Я же хотел бы, чтобы, формируя уютные места в городе, они не гнались за этим. А имели бы долгосрочный план создания ливневой канализации и выступающие части коммунальных объектов маскировали бы ландшафтными и ботаническими методами. Тогда будет красиво. Как новые скверы, аллеи, скамейки, фонари, обновленные кварталы, которые город получил к саммитам ШОС и БРИКС. Вот это было здорово! 

Текст: Екатерина Климович








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости