ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА




     №6 (199)
     июнь 2018 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ПЕРСОНА"

Старшая мать Башдрамы


В Творческой мастерской имени Мустая Карима отметили 40 лет со дня создания фильма «В ночь лунного затмения». На встречу со школьниками и студентами была приглашена народная артистка СССР Гюлли Мубарякова, исполнившая главную роль Танкабики.

...Дочь двух знаменитых актеров, ветеран башкирской сцены, «старшая мать», любимая актриса Мустая Карима, почетный гражданин Уфы Гюлли Мубарякова вот уже много лет остается для своих молодых коллег образцом преданности профессии, активной гражданской позиции, потрясающей работоспособности и неувядаемой элегантности. Сейчас Гюлли Арслановна репетирует главную роль Эухении в спектакле «Деревья умирают стоя» по пьесе Алехандро Касона, которую театр имени Гафури ставит специально «под нее». О новой роли и не только мы побеседовали с актрисой.

- Почему выбрана именно пьеса испанского автора?

- Она очень хорошо «ложится» на мои возраст, статус, творческую судьбу. Мы долго искали, и, наконец, нашли. Я играю любящую бабушку, долгие годы живущую ожиданием внука, которого они растили вдвоем с мужем и который 20 лет назад ушел из дома. Это очень эмоционально захватывающее произведение, с множеством психологических перипетий.

- Вас называют любимой актрисой Мустая Карима. Вы сыграли большое количество ролей в инсценировках его пьес. Чем вам запомнилось общение с народным поэтом? 

- Дружба и творческое общение с таким автором и личностью - мое человеческое и актерское счастье. Глубина и романтизм его образов меня всегда необычайно притягивали. Работа в постановках по произведениям Мустая Карима сильно повлияла на мое мировоззрение, актерскую судьбу. Можно сказать, Мустафа Сафич - мой крестный отец в искусстве. Он принимал мою игру, мою трактовку образов, некоторые работы оценивал даже с восхищением, никогда не скупился на добрые слова. И вообще - он очень доброжелательно и бережно относился к чувствам актеров, никогда не рубил сплеча, резко не критиковал, не делал замечаний - скорее, это были пожелания: «Хотелось бы этот момент усилить, а этот более мужественно сыграть». 

- Как он принял фильм «В ночь лунного затмения», которому на днях исполнилось 40 лет?

- Опять же - со своей сдержанностью, деликатностью - принял хорошо, ему было приятно, что его произведение было экранизировано, фильм вышел на широкий экран, его увидели по всей стране, за пределами, узнали, что есть такая республика, такой народ. 

Но я как человек весьма самокритичный, могу сказать, что фильм мог быть лучше. Если бы режиссер был из Башкортостана, лучше знал творчество автора, быт, особенности, менталитет нашего народа. А в фильме были заняты актеры из других республик, что все-таки немного другое. Если говорить о роли Танкабике, я удивилась, что выбор пал на меня, тогда еще достаточно молодую актрису. Теперь я еще больше понимаю, что на тот момент у меня еще не было достаточного женского опыта. Можно было выбрать из многих актрис старшего поколения. До меня роль Танкабике на сцене нашего театра блестяще играла Зайтуна Бикбулатова, мне до нее было еще расти и расти… Но я выплыла… 

Общение, в том числе творческое, с Мустафой Сафичем - истинное наслаждение: его позитивом, мудростью, остроумием, четкостью его мыслей и меткостью афоризмов.

- Вы работаете на одной сцене не с одним поколением своих учеников. Чувствуете себя мэтром, педагогом?

- На сцене грань стирается, мы испытываем партнерские чувства, сознаем взаимную ответственность. Я рада тому, что мои ученики серьезно относятся к профессии, значит, любовь к актерскому ремеслу, связанную порой с самоотречением, я сумела им привить.

- А вам ее привили родители?

- Мои родители, актеры (народный артист СССР Арслан Мубаряков и заслуженная артистка РСФСР Рагида Янбулатова. - ред.) были плотно заняты в театре, мы с братом получали от них мало внимания. Время было трудное, нянек не было. Мы росли за кулисами, видели, как актеры преображаются перед выходом на сцену, настраиваются на роль. Этого было достаточно, чтобы заразиться магией театра. Родители не хотели, чтобы я выбрала их стезю. Но к моменту окончания мною школы в Москве набирали башкирскую студию, и я махнула в столицу. Тот период - яркая страница моей жизни. Поэты-шестидесятники, знаковые театральные постановки, выступление Вана Клиберна на конкурсе им. Чайковского - все это навсегда врезалось в память. 

- Всю жизнь живете в центре Уфы и видите происходящие в ней изменения. Они вас радуют?

- Я родилась в первом роддоме на улице Пушкина. А квартиру отцу выделили в доме специалистов на Ленина, 2, где в то время жили многие видные деятели искусства, науки. Мое первое воспоминание, связанное с этим домом, только по счастливой случайности не стало трагическим. Мне было около двух лет, жарким днем мы с мамой спали на диване, балкон был открыт. Точнее, это была открытая площадка, по какой-то причине перил еще не было. Я проснулась, как-то выскользнула из рук мамы и направилась к открытому проему, - а это был четвертый этаж! Помню ощущение бетонного пола и шлепанье своих босых стоп. Вышла на площадку и, держась за подоконник, приготовилась шагнуть на соседний «балкон» - из той комнаты доносилась музыка, распевался наш сосед, оперный певец. Только занесла ножку - и тут меня схватила мама. К счастью, она проснулась, по ее словам, словно от толчка. 

- Мимо каких достопримечательностей пролегает ваш путь в театр? 

- Сейчас живу на улице Энгельса. Я хожу разными маршрутами, в зависимости от сезона, настроения, наличия времени. Та же Софьюшкина аллея - какая красота: чугунные фонари, скамейки, ковка. Люблю аллею у Медуниверситета - правда, мне кажется, ее испортили этими фигурами - поставили бы лучше классические статуи или оставили свободной. Прекрасны фонтан и сквер «Семь девушек», удачный синтез национального колорита и европейского шарма. Когда находишься там, что-то щемящее рождается в душе, особенно если знать историю этих девушек. 

Конечно, мой путь лежит мимо памятника Арслану Мубарякову, и я каждый раз мысленно благодарю скульптора Владимира Дворника. Он очень тонко передал образ отца, а через него дух башкирского народа, его мощь и свободолюбие. Охватывает такая гордость за людей, которые нам оставили богатое духовное наследство, и понимаешь, что мы должны передать это наследство следующим поколениям.

- Вы очень трепетно относитесь к сохранению родного языка. Что вас особенно беспокоит?

- Для меня это болезненный вопрос, не могу игнорировать его, видя, как умаляют роль моего родного языка: в школах снимают обязательные часы, многие родители выступают против изучения, и власти идут на поводу. Даже в исконно башкирских районах прекратили обязательное преподавание. Разве не нонсенс? Не хотят русские, татарские дети учить башкирский язык в полном объеме - пусть, но для элементарного общения с соседом нужно знать определенный минимум, в школе, хотя бы в начальной, давать какие-то азы.

К сожалению, такое испытывают и другие языки, в том числе русский: его засоряют сленгом, иностранщиной. Видя это, дети теряют к нему вкус, перестают дорожить. Считаю, нужно найти какой-то компромисс, чтобы вернуть уважение к родным языкам.

При этом у меня самой в жизни был период, когда я почти забыла родной язык. Во время учебы в Москве, где преобладало русское окружение. По возвращении в Уфу пришлось учить язык заново. А в раннем детстве, наоборот, я, выросшая в национальной среде, совершенно не понимала по-русски. Поскольку башкирских школ тогда в Уфе не было, меня отдали в русскую - ныне это гимназия № 3. Замечательный педагог Вера Федоровна Евлампиева привила мне любовь к языку и литературе. Она занималась с нами, нерусскими детьми, у которых были проблемы: оставляла после уроков, мы много читали вслух. Чтобы избавиться от акцента, я прочла вслух «Войну и мир», ничего при этом не понимая. Потом перешла к Тургеневу, Чехову, Гончарову.

- Способен ли национальный театр стать хранителем родного языка?

- По идее да, но увы, даже в Башдрамтеатре есть такие постановки, где половина реплик - на русском. Одно дело, если в этом есть необходимость, но чаще всего явный перегиб. Может, это неизбежно, но считаю, что башкирский театр должен быть хранителем родного языка. Замечу: наши коллеги из Казани, из Татарского театра никогда себе не позволяют «разбавлять» язык, они очень ревностно берегут его. Мы как-то более лояльны. А жаль.

- В новом спектакле вы играете бабушку. Но в жизни не тянете на возрастную роль - стать, макияж, прическа… Звание актрисы обязывает?

- Не только. Женщина в любом возрасте должна оставаться ею, что бы ни происходило. В этом смысле мне многое дала мама - она была очень хороша собой, изящна, следила за модой. Но я до нее не дотягиваю, я больше в отцовскую породу: полнею-худею… Но, даже не будь актрисой, я все равно следила бы за собой, не позволяла расслабиться, выходить на люди в чем угодно. Считаю, это показатель уважения и к себе, и к окружающим. Там колет, здесь болит - не надо того показывать, это никому не интересно. В любой ситуации надо взять себя в руки и помнить, что ты - Женщина. 

Хотя, конечно, когда наступает определенный возраст, понимаешь, что запал уже не тот, надо уступать дорогу молодым. Но желание выходить на сцену, высказаться через роли в душе горит, не дает покоя. Любой актер со мной согласится. И я очень благодарна Олегу Закировичу Ханову, что мне предоставили такую возможность - еще раз встретиться со зрителем, донести до него свое искусство.

Светлана НИКОЛАЕВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости