ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Точки роста
Состоялось расширенное заседание правительства республики, где было проанализир...

Два форума, одна площадка
В Уфе 21-22 сентября пройдет Между-народный форум стран БРИКС «Вовлечение граждан в ...

В ответе - хозяин
На сайте администрации Уфы заработал новый интер-
активный ресурс -  карта зон...


Под снос
С начала года в Уфе снесено около
20 киосков и магазинов, не имеющих разрешительн...


Двор как на картинке
В столице республики реализуется федеральная программа «Формирование современн...

Ухабы отступают
По приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги» ремонтируются 29 уча...

В ожидании новоселья
В ноябре  жители двух аварийных подъездов многоэтажки по Уфимскому шоссе, 4 пол...

Купеческий дом
На перекрестке улиц Ленина и Кирова, у гостиницы «Башкортостан», началось строите...

Юрта как символ
В сентябре Уфа примет Международный театральный фестиваль «Туганлык».
13 лучших...


Танец с роботом
С 19 августа до 24 сентября при поддержке технопарка Сколково в столице республики ...

Наши на пьедестале
Рустем Арсланов завоевал две золотые медали на Всемирных играх полицейских и пож...

А ты готов?
Уфа выбрана местом проведения физкультурно-спортивного форума «Готов к труду и о...

Ретрокалейдоскоп
150. 14 сентября 1867 г. вышел в свет первый том «Капитала» К. Маркса.
100. 7 сентября (25.08 ...





     №9 (190)
     Сентябрь 2017 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"

Мотоцикл - без бензина. Удобрения - без химии


- Электромотоцикл «E-Ti», созданный командой Авиационного университета, - объясняет его водитель Николай Салатов. - На самом деле он может развивать скорость до 80 километров в час. Но при мощности двигателя около двух киловатт его не нужно регистрировать как транспортное средство, и можно ездить как по дорогам, так и здесь. Правда, когда проедете Уфу из конца в конец, потребуется подзарядка, что делается прямо в обычном офисе: мотоцикл весит всего 50 килограмм, его спокойно можно туда поднять.
«E-Ti» - машина титулованная: ведомый первокурсником Тимуром Юсуфовым, он признан инновационной конструкцией и завоевал I место на студенческом форуме ПФО «iВолга-2017», к которому прилагается сертификат на 200 тысяч рублей. В прошлом же году на соревнованиях Smartmoto Challenge в Барселоне занял второе место, а после этого опередил московскую команду на Smartmoto Challenge Moscow! Вот так - без Илона Маска, без представительной команды спонсоров, в лаборатории кафедры ДВС УГАТУ прокладывают путь к личному электротранспорту под окном у каждого из нас.
- Впечатляющих обгонов на соревнованиях в Барселоне мы не совершали, регламент не позволяет, к тому же главное в другом: то, что наше изобретение - а у нас не было никаких стандартных, готовых решений - действительно функционирует как надо, - продолжает Николай. - Там мы могли развивать только 60 километров в час, но многие ехали медленнее - это был положительный момент. Мы прошли все испытания на ускорение, торможение, выносливость, маневренность, да еще и защитили бизнес-план - ведь требуется еще доказать, что созданная тобой машина действительно может кому-то пригодиться, и ее производство экономически целесообразно. К московским соревнованиям повысили мощность и скорость - как раз до 80 км/ч, поработали над управляемостью и торможением: в Барселоне, хоть и укладывались в нормативы, мы заметили, что топовые команды тормозят лучше. А к 2018-му мы хотим перейти в следующий класс электромотоциклов - с мощностью до восьми киловатт. Тогда скорость еще возрастет! - предвкушает изобретатель.
Понятно, что выполнить такую работу - от чертежей и расчетов до сборки и сварки - могла только большая и слаженная команда. UGATU Racing Team объединяет более 20 студентов со всех факультетов и организована почти как настоящий завод: капитан Максим Горшков, отдел сборки - Николай Салатов и Кирилл Шабрин, отдел проектирования - Тимур Шаймарданов, отдел электрики - Михаил Капитонов, пилот - Рамиль Калимуллин. Создатели и руководители - инженер и аспирант кафедры ДВС Максим Резяпов и Тимур Резяпов, научный руководитель и вдохновитель - завкафедрой Рустэм Еникеев.
- Ведь компания-хозяин соревнований знакомится со всеми нашими наработками, так что можно спорить, что на Smartmoto Challenge изобретается идеальный электромотоцикл, - говорит Тимур Резяпов. - А для нас смысл в том, чтобы студенты научились конструировать и собирать все то, что завтра поедет по дорогам, были в курсе всех мировых подвижек в этом направлении.
- А кто победил на соревнованиях в Барселоне? И как вам удалось обойти другие европейские команды?
- Победила местная команда. У них получился «умный мотоцикл»: с любого телефона можно посмотреть уровень заряда его батарей, каждой ячейки, скорость и другие параметры. А одной из главных наших находок стала коробчатая рама из титана. Чаще ее делают из трубок, как у велосипеда, стальных или алюминиевых, но дело в том, что нужно куда-то поместить элемент питания - аккумулятор из 149 батареек и электронику, которая им управляет, и надежно защитить, - отвечает Максим Горшков. - Все это мы и упаковали внутрь нашей рамы-коробки. Одно из испытаний состояло в том, что на мотоцикл просто три минуты льют воду, и если в нем что-то испортится - значит, конструкция нежизнеспособна. Что нашей машине никакого ущерба не нанесло.
Еще одна большая сложность - и она есть у всех - связана с самим блоком электропитания. От перегрева или при быстрой отдаче большой мощности литий-ионные аккумуляторы выходят из строя или - намного реже, но мы обязаны такое предотвратить - взрываются. Разработали ВМС-контроллер для управления ими, который при превышении рабочего напряжения просто выключает батарейку.
- Как выглядело бы передвижение на «E-Ti» по городу?
- Изобретался он как мотоцикл для полицейского патрулирования в лесопарковых зонах, чтобы чистота воздуха не страдала. Можно передвигаться по определенным маршрутам, устраивать экскурсии, особенно в южных городах. В Уфе - летом, весной, осенью: для морозной погоды требуются батареи другого типа, ну и контроллер пришлось бы переделать. Есть еще одна проблема: пока что аккумуляторы заряжаются долго - 4-5 часов. Но уже появились новые - графеновые, у которых такой проблемы нет. Только их цена пока что слишком высока.
- И все-таки, когда мы все пересядем на электрокары? По Москве они уже разъезжают, там установлено более 30 заправок и три экспресс-станции, на которых можно зарядиться не более чем за 20 минут…
- По Уфе тоже ездит Tesla, мы видели не раз. Хотя заправочных станций у нас пока нет. А вот в Европе уже 5-10 процентов водителей пересели на электрокары: для них появились специальные парковки со стойками для зарядки, из 20 мест два, как правило, отдаются
электрическим машинам, другие не имеют права ими пользоваться.
В то же время об абсолютной экологичности таких машин говорить рано: ведь для их массового распространения понадобится вырабатывать больше электричества, а значит, новые ТЭЦ. Так что нужно сначала все хорошо посчитать. Правда, есть еще АЭС и возобновляемые источники энергии: Европа сегодня вся покрыта ветрогенераторами. И если давать энергию для электрокаров будут они - другое дело.  

Вокруг света на одном литре
Знаменитый мотоцикл и еще один плод усилий команды сейчас украшают залы приемной комиссии
УГАТУ, наглядно демонстрируя силу инновационной мысли. Однако вторая машина - явно гоночная, а не средство повседневного передвижения: слишком низкая и узкая… да и где тут вообще сиденье?
- Опора есть, а полноценное сиденье слишком утяжелило бы конструкцию, - объясняет Тимур Шаймарданов. - Это болид для Shell Eco-marathon Europe в Лондоне, где мы побывали в этом году. Тоже очень престижные соревнования, а суть в том, что нужно проехать как можно больше на одном литре бензина или его эквивалента (в нашем случае - этанол). Мы прошли техинспекцию на работоспособность и безопасность, защиту проекта на английском, а затем… В первый день истратили все три попытки, но пройти трассу так и не смогли: постоянно вылезали какие-нибудь «детские болячки» конструкции. Но мы не сдавались и исправляли все на месте! А другие команды были готовы помочь и советом, и запчастью. Так что на второй день наш болид все-таки преодолел 10 кругов в 15 километров за 37 минут - результат нашей попытки в пересчете на бензин составил 133 километра на 1 литре. За что и получили награду «За стойкость и моральный дух» и денежное возна-
граждение в 2500 евро, что равно призу за первое место.
- А какое расстояние проехали победители?
- Французская команда одолела целых 2600 километров - почти как от Уфы до Москвы и обратно! Но у них и опыт огромный, и спонсор - Airbus. Нас поддерживает университет, особенно руководство кафедры ДВС, однако пока что в проекты приходится вкладывать собственные средства. Грант, выигранный на «iВолге», очень пригодится, и тем не менее мы находимся в поиске серьезных спонсоров: у нас большие планы.
- Какие именно? Когда вы откроете собственное производство электробайков? Представляю себе экскурсию по Уфе на транспорте будущего…
- Что касается мотоцикла, на нас уже выходили инвесторы. Кто-то хотел сделать партию для сдачи напрокат, кто-то - на продажу. Думаем, таким образом, предложения не закончатся, - надеется руководство команды.
- Следующий Shell Eco-marathon в Лондоне мы тоже пропускать не собираемся и даже предполагаем войти в Топ-10: есть хорошие наработки для достижения цели, - продолжает Максим Горшков. - Еще один амбициозный план - участие в соревнованиях Formula Student. Они проходят во многих странах, мы хотим съездить в Италию или Венгрию. Суть конкурса в том, чтобы студенты построили спортивный автомобиль, похожий на болид «Формулы-1», - и на нем нужно не только поучаствовать в гонке, но и опять-таки пройти ряд технических тестов, защитить конструкцию, составить бизнес-план и описать маркетинговую политику. Словом, получаешь огромный инженерный и экономический опыт. Причем можно участвовать как в классе бензиновых, так и электродвигателей - мы еще не решили, что выберем.
А еще в 2018-м хотим провести городское мероприятие на тему скорости: автогонки и праздник для уфимцев.

Огурцы, закаленные водорослями
Покупая «магазинные» огурцы, мы вполне можем догадаться: чтобы они росли большими и здоровыми, производителям наверняка пришлось применить стимуляторы роста и средства защиты от разных болезней. Возможно, это обогатило продукт некоторым количеством ненужной нам «химии». Хорошие новости: биологи Башгоспедуниверситета разработали уникальный естественный стимулятор роста тепличных культур на основе водорослей. На крупнейшей стартап-конференции РФ - Startup Village в Сколково - проект стал победителем конкурса UMNIKGenS и обладателем гранта в размере 500 тыс. рублей.
На самом деле ничего удивительного нет. Знаете ли вы, например, что одноклеточная зеленая хлорелла, обладающая высокой активностью фотосинтеза, используется, чтобы снабжать кислородом экипажи космических кораблей? А различные виды цианобактерий, или сине-зеленых водорослей, сегодня активно изучаются мировой фармакологией: возможно, именно так будет найдено новое лекарство от рака или туберкулеза, устойчивого к известным лекарствам; да и вообще организмам, населяющим Землю гораздо дольше, чем мы, и способным выдерживать самые неблагоприятные воздействия вплоть до жесткого гамма-излучения, есть чем поделиться с человечеством. Обо всем этом мне рассказали в Лаборатории экологии водорослей БГПУ, где, собственно, и зародился перспективный стартап. Кстати, здешняя коллекция микроскопических водорослей - крупнейшая в России и насчитывает более 1200 штаммов, включая обитателей Арктики и пустынь штата Юты.
- Но для первого практического применения выбрали один из самых распространенных и изученных видов - Chlorella vulgaris (хлореллу обыкновенную), - рассказывает получатель гранта - магистрант кафедры Резеда Аллагуватова. - С ней работают во всех лабораториях, ее свойства хорошо известны, безопасность не вызывает сомнений.
Теперь о пользе. Если почитать этикетки традиционных стимуляторов роста, в их основе - гуминовые кислоты плюс традиционные химудобрения, а чтобы все это не портилось, скорее всего, добавлены консерванты. Хлорелла сама выделяет вещества, которые помогают ей не портиться, а также природные антибиотики и гормоны, которые способствуют повышению собственного иммунитета растений. Чтобы выяснить реальный эффект от ее применения, провели опыты, которые показали, что после обработки суспензией хлореллы урожайность огурцов возрастает на 15 процентов.
Выяснилось, что для них достаточно двукратного полива в сезон, для получения большего эффекта можно еще предварительно замочить семена в суспензии хлореллы. Еще мы обрабатывали ею рожь и пшеницу на ранних стадиях роста - получили прибавку к урожаю. Также нам поступило предложение от Чишминского плодопитомника: они хотят обрабатывать нашим препаратом свою клубнику, ведь это одна из самых загрязненных пестицидами ягод: очень быстро подвергается гниению. Словом, возможностей применения много.

Бизнес-перспективы
Прежде чем попасть на конкурс, вся команда проекта - декан естественно-географического факультета Наталья Суханова, заведующая кафедрой биоэкологии и биологического образования Лира Гайсина, Резеда Аллагуватова и другие магистранты прошли обучение по федеральной программе GenerationS.
- Мы занимались целый год: онлайн-лекции, очные занятия, нужно было составить бизнес-план, - рассказывает Лира Гайсина. - До этого у меня не было никакого представления о стартапах, а тут мы окунулись в бизнес-среду и узнали много полезного. Например, проанализировали мировой рынок хлореллы: ее используют на корм скоту, а одна японская фирма выпускает биодобавки для человеческого рациона.
- Какими будут следующие шаги по развитию дела? К вам уже проявили интерес инвесторы...
- Необходимо оформить патент на способ получения хлореллы, и грантовые средства будут здесь как раз кстати. Остальные средства собираемся потратить на оборудование, командировки и зарплату участников проекта: до сих пор мы трудились на чистом энтузиазме. Сейчас мы выращиваем хлореллу в двух биореакторах в Региональном центре инжиниринга. Нам поступали предложения от фермеров: они хотели закупить хлореллу один раз и затем размножать ее сами. Однако создать настолько стерильные условия, чтобы культура не загрязнилась другими штаммами, или проверить ее чистоту без мощного микроскопа не получится. Внешне суспензия может выглядеть точно так же, а вот эффект будет совсем не тот - так что производить этот продукт можем только мы. Но для настоящего развития дела нужен собственный реактор, который стоит 3-3,5 миллиона рублей. Тут как раз нам мог бы помочь инвестор, но не все так просто.
Не зря говорят: лучший инвестор - ваш покупатель. Дело в том, что сегодня немногие из бизнесменов склонны к вложениям в реальное производство, для них куда удобнее интернет-стартапы - не нужно строить завод, долго ждать окупаемости.
Однако есть и другие пути, например, создать малое инвестиционное предприятие при вузе. А когда у нас будет патент и самостоятельные первые продажи, плюс цена всей проделанной до этого научной работы - я считаю, стоимость нашей компании намного возрастет. Тогда соглашение с инвестором может состояться уже на более выгодных для нас условиях.


Сокровища под ногами
В каждом комке почвы (даже загрязненной городской) обитают от 50 до 70 видов микроскопических водорослей, в чистой лесной почве их еще больше - от 100 до 200 видов, их легко выделять и культивировать, и среди множества видов вполне могут оказаться уникальные и очень полезные человеку. Школа антропогенной альгологии, изучающая все это, основана здесь профессором БГПУ Рустэмом Кабировым еще в 1978 году.
- В 2009 году университетом был закуплен мощный световой микроскоп исследовательского класса, а в прошлом году наша Лаборатория экологии водорослей имени Л. Хайбуллиной была оснащена полным комплектом оборудования для молекулярно-генетических исследований - без этого сегодня ни одна лаборатория не может считаться современной, - с гордостью говорит Лира Гайсина. - В результате наша статья о цианобактерии, обнаруженной на безжизненных отвалах сибайского карьера, произвела сенсацию в научном сообществе. Чтобы работать на мировом уровне, вовсе не обязательно уезжать в столицу - я убедилась в этом не раз. Например, мой коллега из Чехии Марек Элиаш, будучи сотрудником столичного вуза, поклялся создать собственную лабораторию в родной Остраве - и там появился мощный научный центр по альгологии. Мы сегодня сотрудничаем с ведущими лабораториями мира в нашей области: Коллекцией микроорганизмов Индии, Университетом Джона Кэрролла (Огайо, США), Карловым университетом в Праге, Университетом Остравы и Университетом Южной Богемии (Чехия). Опубликовано уже несколько десятков статей в солидных международных и российских научных журналах.

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости