|
РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Мой оберег - родительская фатиха
Окрыленный и счастливый, он быстро поднимался по улице Октябрьской революции к трамвайному кольцу, что находилось на площади перед нынешним Гостиным двором. 15-летнему юноше казалось, будто сам город почувствовал его настроение - улыбаются прохожие, ярко светит сентябрьское солнце. На первом занятии по вокалу педагог музыкального педагогического училища №2 Надежда Чернышова заявила ему, скромному студенту: «Деточка, у вас золотой голос! Берегите его». И вот спустя 40 лет наш гость - заслуженный артист России, народный артист Башкортостана и Татарстана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева Идрис Газиев вспоминает, насколько для него было важным тогда получить первое одобрение, а по сути благословение профессионала.
- Мне повезло в жизни: в самые ответственные моменты на моем пути встречался человек, который давал какое-то наставление. Первый раз в Уфе оказался жарким летним днем. Вместе с сестрой и братьями приехал подавать документы в училище искусств. А секретарь приемной комиссии вдруг огорошила: «Ой, да вы еще маленький, вас даже слушать не будут!» Дело в том, что у меня тогда началась мутация голоса. От ее слов у меня сердце упало: «Как ни с чем вернуться домой? Что скажут односельчане?». Посоветовали попробовать свои силы в музыкальном педагогическом училище №2. Там я и встретил свою первую «музыкальную маму». Надежда Михайловна Чернышова всячески оберегала мой голос, не позволяла кричать и даже находила какие-то справки, чтобы освободить от хора. Благодаря ей я без потерь прошел переломный период. И сейчас, когда прохожу мимо музпеда, всегда заглядываю в окна нашего маленького класса. Перед отъездом в Кишинев Надежда Михайловна перепоручила ныне, увы, покойной Лилии Каримовой, которая буквально за руку отвела меня к Миляуше Галеевне Муртазиной. - Ходят байки, как вы под дверью муртазинского класса дожидались дополнительных уроков… - Тогда у нее учились Радик Гареев, Шамиль Хамадинуров, Хамид Ижболдин, Венер Мустафин, Надежда Воробьева. И я один такой - птенчик с маленьким голосочком небольшого диапазона. Как-то на занятиях сидел пятикурсник Раиль Кучуков и все подтрунивал надо мной: «У него какой-то ультрафиолетовый голос». С кипой нот ходил по пятам за концертмейстером Эммой Израйлевной Олиной (ныне профессор Йельского университета в США), упрашивая разучить песни к конкурсу. В итоге прошел полный курс обучения в классе у Миляуши Галеевны в училище и вузе. Дай бог ей здоровья: удивительный человек, наставник, преподаватель, профессор. Через ее руки прошло несколько поколений вокалистов. И сегодня я ежедневно открываю двери нашего класса, но уже в качестве профессора Института искусств. Миляуша Галеевна и Эмма Израйлевна в моей нынешней работе - образцы, своеобразные маяки. В сложной ситуации всегда думаю: а как бы поступили они? - Но вам удалось получить и одобрение родителей, хотя в те годы профессия артиста в глубинке воспринималась как несерьезная… - Я с детства пел и очень много танцевал. Еще в 7 классе вместе с братом Робертом, который аккомпанировал мне на баяне, выезжали в соседние деревни - добирались по морозу на огромных санях, укутанные в тулупы. В 15 лет заявил, что буду певцом, мама и отец сразу одобрили мой выбор и дали свое благословение - фатиху. Очень важный момент для меня. Когда родители искренне желают добра своему ребенку, понимают его стремления и желания, считаю, что это - счастливая семья. К сожалению, в жизни часто бывает несовпадение взглядов отцов и детей. В результате получается конфликт, и представитель младшего поколения занимается нелюбимым делом. Кстати, несостоявшихся людей сегодня очень много. Ведь у каждого из нас есть призвание. Но большинство предпочитают поставить на нем крест в угоду материальным благам или из-за собственной лени и инфантильности. - Возможно ли сегодня таланту пробиться на большую сцену без крупных финансовых вложений, без именитых и влиятельных продюсеров? - Меня этот вопрос очень беспокоит. Вот завершат мои студенты учебу и куда пойдут? Да, в наше время существовали некоторые рамки для творчества, но были и гарантии, к примеру, концертные ставки, место в общежитии. А что сейчас? Если у легких эстрадных жанров еще есть какие-то шансы, то в таких направлениях, как классика, фольклор, народная музыка, нужна хорошая поддержка, чтобы молодые люди с творческим потенциалом могли реализовать себя. Уфе необходим музыкальный театр, где могли бы ставиться мюзиклы, оперетты, эстрадные программы, фольклорные и этно-проекты именно начинающих режиссеров, музыкантов, вокалистов. В искусстве нельзя все ставить на коммерческие рельсы: это может аукнуться в будущем. - Как оцениваете полюбившийся многим проект «Голос»? - Смотрю эти программы ради профессионального интереса. Во всяком случае можно услышать действительно способных людей. Туда попадают одаренные ребята: за короткое время сделать столько программ и номеров разножанровых и разностилевых направлений - нужны такие способности, будь здоров! Конечно, мне иногда что-то не нравится, не соглашаюсь с некоторыми оценками судей. В эстрадном жанре мы всегда равнялись на Элтона Джона, Фрэнка Синатру. И студентам своим говорю - слушайте Синатру, на этом можно учиться. Но не все на нашем телевидении складывается удачно. Сегодня прочитал в Интернете высказывания Ильи Резника о «новогодних огоньках». Он справедливо назвал данные шоу «шабашем». - Возвращаясь к вашим сегодняшним проектам. Известно, что вы много времени посвящаете народной музыке. Над чем работаете сейчас? - Как кандидата искусствоведения меня очень интересует музыкальная культура татар начала XX века: этот пласт мало изучен. Особенно много белых пятен в исследовании старинных граммофонных записей. К сожалению, в Уфе сохранились пластинки, которые выпускались, начиная с 30-х годов прошлого века. Более ранние экземпляры ищу в архивах Казани, Москвы и за рубежом, прослушиваю их и объединяю в картотеки. Даже удалось сделать ряд открытий. Наладил сотрудничество с французской библиотекой, где впервые обнаружил 54 уникальные записи. Это песни в исполнении известных музыкантов и певцов начала XX века Мариам Искандеровой, Камиля Мутыги-Тухватуллина, Мирфайзы Бабажанова. На мое счастье познакомился с английским дискографом Аланом Келли, проработавшим в Лондоне более 50 лет в архивах звукозаписывающей компании EMI (это правопреемник известного «Граммофона»). Он передал не только каталоги редких пластинок, но и ознакомил с договорами, которые заключались с исполнителями, показал бухгалтерские ведомости с указанием гонораров. Это все невероятно интересно! Я слушаю эти старинные записи, расшифровываю и реконструирую. Иногда тексты совсем не понятны: через треск улавливаю слова, мелодии. Так удалось записать 11 произведений и подготовить фильм «Татарская песня - 100 лет назад». Работа в этом направлении продолжается. - А есть у вас место, куда тянет вернуться, чтобы «подпитаться» энергией? - Хорошо летом в нашей деревне Курманаево (Аургазинский район). Меня очень гостеприимно принимают мои односельчане, и при желании я всегда могу приехать в родные места. Жалко, что молодежь старается уехать в город, и деревенский быт потихоньку стирается. Вот такая грустная арифметика. Люблю бывать в мечети, которую мы построили вместе с земляками. Пятый год, как обзавелись дачей в Булгаково, куда любим выезжать семьей и где с удовольствием выращиваю цветы. И даже начал осваивать огородничество - нынче собрали небывалый урожай помидоров. Земля дает силы и успокоение. Супруга Венера Хадисовна - ведущий лектор, музыковед в Башгосфилармонии. Она не только мой близкий человек, но и помощник, советчик, критик. 30 лет вместе, и нам никогда не скучно вдвоем. Общие интересы, уважение друг к другу. Важно в совместной жизни понимать друг друга с одного взгляда, собраться за вечерним чаем, обсудить новости и даже немножко посудачить. Еще одна семейная традиция - совместно готовить. Я вообще люблю кухню. Помню, как в детстве крутился рядом с мамой, помогал ей - стоял у печки с ухватом и в нужный момент поворачивал сковородку с жарившимися пирожками. Моя теща была прекрасной хозяйкой, отлично готовила. Она всегда говорила Венере: «Такое ощущение, что Идрис у нас вырос!». Так поддержка и благословение родителей стали для нашей семьи настоящим оберегом.
«Так, Газиев, в чем будешь петь?» - секретарь обкома партии по идеологии после репетиции строго оглядел молодого артиста, собирающегося на конкурс в Сочи. Оказалось, что похвастать начинающему певцу особо нечем. И уже на следующий день Идрис Газиев с заветной запиской от высокого начальства стоял у заднего крыльца универмага «Уфа». Товаровед без лишних вопросов провела его на склад, где среди тесных полок он примерял джинсы, брюки, рубашки и туфли. Надо сказать, что старания партийных боссов и самого Идриса не прошли даром - в 1984 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса исполнителей советской песни, получив вторую премию и специальный приз «За лучшее исполнение песен композиторов автономных республик».
Альфия РАИМОВА |
|
|