|
РУБРИКА "БУДНИ МЭРА"Удивлять и удивляться
Профессия учителя входит в топ-10 самых стрессовых. И не случайно: не каждый выдержит ежедневное общение с детьми и родителями, работу с гигабайтами различной информации, подготовку к олимпиадам и ЕГЭ. Но педагогов по призванию никогда не пугали сложности. Наоборот, они уверяют, что в школе находят вдохновение. В чем мы еще раз убедились, пообщавшись с участниками конкурса «Учитель года столицы Башкортостана-2017».
«Уберите телефоны», - сегодня с этой фразы все чаще начинаются уроки в российских школах. Ученики не желают расставаться со смартфонами ни на минуту, а учителя объявили сотовые настоящей бедой. Юлия Линдт, педагог мировой художественной литературы из лицея №52, решила взглянуть на проблему с другой стороны и пойти от обратного. И уже много лет занимается разработкой мобильной образовательной среды - телефоны и планшеты становятся помощниками в учебном процессе, делая увлекательными привычные занятия и домашние задания. - На уроках часто использую QR-коды. Ребята просто сканируют их и получают необходимую информацию. Также мы работаем с интерактивными упражнениями, проводим виртуальные экскурсии. К примеру, не просто говорим об Акрополе, а «ходим» по нему, рассматриваем вблизи величественные колонны, погружаясь в атмосферу Древней Греции. Школьники так увлекаются, что даже сами стали создавать подобные экскурсии. А для меня самое главное - вовлечь ребенка в процесс. Юлия Аркадьевна - из учительской династии. Бабушка, Елена Александровна Александрова, всю жизнь проработала языковедом в 112-й школе. Дед, Ростислав Аркадьевич, преподавал русский язык и литературу в военной академии. Очевидно, что решение нашей героини поступать в пединститут не было спонтанным или случайным. - Помню, как бабушка приносила домой кипы тетрадей и до позднего вечера проверяла сочинения. Мне это казалось чем-то необыкновенным. Когда профессия доставляет удовольствие, это не в тягость. Наоборот, читая сочинения учеников, всегда узнаешь что-то новое. Тем более, все они пишутся на проблемную тему, и дети стараются рассуждать, дискутировать. - Откуда берете силы и идеи на новые проекты? - В школу пришла работать 20 лет назад учителем русского языка и литературы. А предмет «Мировая художественная культура» - мое хобби. Я много путешествую, посещаю музеи. Очень люблю Лувр, Эрмитаж и Русский музей. Четыре года увлекаюсь бодибилдингом и фитнесом, выступаю на профессиональных соревнованиях. Екатерина Барышева на конкурсе «Учитель года-2017» выступает в номинации «Педагогический дебют». После окончания Бирского филиала Башгосуниверситета пришла работать учителем физкультуры в школу №101. Увлеченная спортсменка сразу стала примером для ребятни. - С ранних лет занимаюсь баскетболом. На своих уроках стараюсь привить любовь к физкультуре, показать, что это не скучно, занимательно. Придумываю интересные разминки, обязательно оставляю время для веселых игр. Пока никаких «липовых» освобождений мне не приносили. На уроках находится и минутка для обсуждения Олимпиады в Рио, матчей КХЛ и допинговых скандалов. Оказывается, демские мальчишки и девчонки всерьез болеют за хоккейные и футбольные команды, пристально следят за выступлениями наших национальных сборных. - К хоккею меня приобщил мой класс. Однажды пригласили в «Уфа-Арену». Игру вживую не сравнить с трансляцией по телевидению или Интернету. Испытала бурю эмоций, и теперь вместе болеем за команду «Салават Юлаев». Кстати, классное руководство поначалу давалось нелегко. У шустрых и любознательных ребят из 6 «Б» до этого не было постоянной «школьной мамы». - Долго пытались найти общий язык, но коллективом стали после поездки на Инзер. Все делали вместе: готовили еду, устраивали заплывы, фотографировали редкие растения и красивые виды. Учитель физики гимназии №16 Сергей Михайлов в прежние годы принимал участие в «Учителе года» в номинации «Педагогический дебют», а сейчас пробует силы среди маститых коллег. Мы побывали у него на уроке и увидели как нестандартно можно преподавать физику. Он «вызывал» молнию, по «волшебству» притягивались бумага, стекло, эбонитовая палочка. И за всей этой магией - наука. Если этот учебный предмет преподносить так, как это делает Михайлов, то, без сомнения, он станет одним из любимых, как это и происходит в гимназии №16. Воспитанники Сергея Николаевича успешно участвуют в конкурсах, недавно блестяще выступили в Обнинске и Стерлитамаке, занимаются робототехникой, продвигая инженерное образование. …Как очистить питьевую воду в домашних условиях, разобраться с многочисленными Е-добавками в составе любимых продуктов или выбрать удобрения для почвы? Все эти премудрости раскрывает своим ученикам учитель химии 79-й школы Татьяна Тайгильдина. - Знания не должны быть оторваны от реальной жизни, нужно научить ребят правильно применять их в семье и в быту. Химия - не только таблица Менделеева и многочисленные формулы. Она - вокруг нас. Поэтому часто проводим исследовательские, практические работы - и ученики всерьез увлекаются предметом, делая свои открытия. А есть школьники, которые целенаправленно занимаются предметом. Ведь молодежь сейчас очень продвинутая. У многих сразу есть направление, цель - быть микробиологом, химиком-технологом. - Чем будете удивлять на конкурсе? - Покажу свою методику преподавания с экологической направленностью. Давно работаю по этой теме, тем более сейчас объявлен Год экологии. Учитель информатики и математики школы №159 Гульнара Мусина всегда на онлайн-связи со своими учениками - и на каникулах, и в карантин. Компьютерные программы позволяют на расстоянии решать задачи всем классом одновременно. При этом учитель видит всю картину процесса - как ребята справляются с заданием. - А если ребенку помогает репетитор? - Возможно. Но учитель знает возможности своих учеников, и сторонняя помощь сразу заметна. - Сегодня идут разговоры об излишней компьютеризации процесса обучения... - Первое, что говорю: информатика - не наука о компьютерах, и все ваши ноутбуки, планшеты - это всего лишь средство для общения и получения информации. Мой предмет гораздо глубже. А насчет зависимости молодежи от Интернета... Так от него теперь уже все зависят, независимо от возраста, иначе уже не получается. И я лично не считаю это трагедией. Проблема в том, чтобы увлечь чем-то другим, - тогда у детей не будет времени сидеть в соцсетях. Гульнара Фанисовна работает учителем с 2004 года. Родилась в Уфе, но родители еще маленькой увезли в Сургут, где она после школы окончила пединститут. А вот профессиональную деятельность начала в родном городе. - Один из первых классов, который довелось вести, был сборным, состоящим в основном из мальчишек-сорванцов. Поначалу даже растерялась, но потом удалось подобрать к ним «ключик». Ругаться в данном случае бесполезно: ребята уже выработали иммунитет на замечания. Помогло доброе отношение. Вскоре они оттаяли и стали тянуться к учебе. Сейчас в 11-м классе с ними с улыбкой вспоминаем наши первые уроки. По признанию Гульнары Фанисовны, профессиональный конкурс помогает переоценить собственные наработки, на многие вещи взглянуть под другим углом: - Понравился подход некоторых коллег объяснять новую тему через ошибку. Дети сначала дают неверный ответ, потом после разбора материала осознают «прокол» и делают выводы. Попробую применить в своей работе. Учитель математики башкирского лицея №2 Гульзиган Газизова 38 лет отдала школе. В 7.40 она уже в классе, успевает перед основными уроками провести факультатив для выпускников. - ЕГЭ не за горами, и одиннадцатиклассники выкладываются по полной. Математика - наука, к изучению которой постоянно надо прикладывать усилия, - говорит Гульзиган Салихзяновна. - Мое личное убеждение: каждый способен освоить предмет. Понятно, что в разном темпе. Я против того, чтобы делить детей чисто на технарей и гуманитариев. Есть прекрасное изречение: «Математику за то учить надо, что она ум в порядок приводит». С царицей наук она крепко подружилась еще в младших классах: как орешки щелкала сложные задачки и уравнения. В старших - талант девочки заметили учителя и напутствовали ее: «Поступать только на физмат». Вступительные экзамены в пединститут Гульзиган выдержала легко. А вот привыкать к большому городу было непросто. - К счастью, всегда везло с коллективом. В школе №23, куда пришла молодым специалистом, директор Светлана Зиганшина стала для меня настоящим наставником. В башкирском лицее №2, где работаю сегодня, творческая атмосфера, побуждающая к новым экспериментам и проектам. Школа как живой организм: без души и энергии никак. С будущей профессией учитель истории и обществознания частной школы «Альфа» Рита Фаткуллина определилась в 10 классе: так запали в сердце уроки историка Земфиры Нурулловны Королевой. - Ученикам я предоставляю возможность высказать свою точку зрения, подискутировать на спорные темы, взглянуть на те или иные события с разных сторон, - говорит она. - Порой на уроках разгораются такие баталии, что только звонок на перемену охлаждает пыл. Современные дети интересуются политикой, смотрят документальные фильмы об исторических личностях, приходят и задают мне непростые вопросы. Увлеченность предметом не может не передаться детям. Рита Ринатовна пристально изучает XIX век: война с Наполеоном, восстание декабристов, отмена крепостного права… - Каждый урок мы становимся свидетелями того, насколько велика роль личности в истории, когда один человек может порой повлиять на жизнь целого государства, - рассказывает она. - Вот, например, Александр Васильевич Суворов, человек незаурядного ума, истинный патриот. Поразительно, но, участвуя в семи крупных войнах, он выиграл 60 сражений и не проиграл ни одного. Именно такие люди служат образцом для современного поколения. Рита - участница номинации «Педагогический дебют» - она два года работает в школе. Молодой преподаватель не боится экспериментировать, стремится привнести что-то новое на свои уроки, поэтому ее учеников, бесспорно, ждет немало открытий.
В этом году в конкурсе принимает участие 71 учитель по 16 предметам. Среди них - 20 молодых педагогов. Участникам предстоит пройти три этапа испытаний. По итогам будут определены победители конкурсов «Учитель года столицы Башкортостана» и «Учитель года башкирского языка и литературы столицы Башкортостана», победители в номинациях «Учитель года русского языка и литературы», «Учитель года татарского языка и литературы», «Педагогический дебют» и «Педагогическая надежда».
Альфия Раимова |
|
|