ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Ориентир - на Стратегию
На последнем в ушедшем году заседании правительства республики главной темой ста...

Лучшие доктора
В Доме республики глава Башкортостана Рустэм Хамитов встретился с участковыми вр...

Завершая год
На заключительном в 2016 году пленарном заседании Госсобрания -  Курултая РБ депу...

Настроения уфимцев
Радуются ли горожане изменениям в облике Уфы? Результаты опросов показывают поло...

Особый Дед Мороз
114 школьников из Башкортостана, в том числе 11 из Уфы стали гостями общероссийской ...

Дом в миниатюре
В детском доме №9 на средства депутатов Горсовета сделают капитальный ремонт в ми...

Город детства
В Совете Федерации наградили победителей конкурса «Город детей – город семей». У...

Урок без опозданий
Ребята из поселков Аэропорт, Цветы Башкирии, Зубово, Металлобаза теперь будут усп...

Подарок от сердца
Одна из двух главных елок района, расположившаяся на стадионе «Нижегородец», пода...

Новая площадка
В микрорайоне Кооперативная поляна, на территории школы №34 появилась новая много...

Гиганты слалома
Три медали этапа Кубка Европы в дисциплине параллельный слалом-гигант завоева...

Серебряный лед
Уфимский скороход Семен Елистратов снова взошел на пьедестал почета.
Это произо...


Премия за пение
Подведены итоги российской оперной премии «Casta Diva». Наш земляк Ильдар Абдразаков ...

Возвращение «Салавата»
На сцену Башкирского государственного театра оперы и балета триумфально вернула...

Ретрокалейдоскоп
130. 28 января 1887 г. начато строительство Эйфелевой башни.
95. В январе 1922 года в Уфе о...





     №1 (182)
     январь 2017 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "БУДНИ МЭРА"

Разделим твою боль


Мы провели с ее сотрудниками  один день, чтобы  немного приоткрыть завесу тайны. В службе работают четыре психолога  и супервизор Лилия Шарафутдинова. Она выступает в роли психолога для своих сотрудников, анализирует их действия, дает методические рекомендации, а в самых кризисных ситуациях подключается к разговору.
Место действия: две  комнаты в одном из офисных зданий в центре Уфы. Минимум мебели: шкаф с книгами, в основном по психологии, стол с телефоном,  несколько стульев, место для отдыха с  микроволновкой и посудой.  
9.00
Сегодня дежурит Ника. На вид – около 30, работает в службе шесть лет. Лилия Магсумовна  на год больше.  Психология – ее второе образование, по первому она – инженер: окончила авиационный институт, работала на заводе. Училась и в России, и в  Германии у знаменитого профессора Фишера в институте травмотерапии.
­ Все наши специалисты постоянно совершенствуют свои теоретические и практические знания, имеют статус кризисного психолога. Я и сама   провожу для них обучающие семинары.
Телефон доверия – единый на всей территории России, но если вы звоните из Башкортостана или в телефоне сим­карта нашего региона, то непременно попадете к нашим собеседникам.
Звонок в среднем длится  18­25 минут, но лимита времени нет. Абонент  сам определяет, когда его завершить. Психолог может предложить закончить разговор, тактично осведомившись:  вам достаточно, как себя чувствуете. В случае необходимости клиент может перезвонить в другой день, узнать, когда работает «его»  психолог.
В ожидании первого звонка обсуждаем недавний случай – самоубийство подростков в Псковской области, транслировавших свои действия в прямом эфире с помощью Periskope.
­ Появляются все новые технологии в сфере Интернета,  и трудно сказать, хорошо это или плохо, ­ говорит Шарафутдинова. ­  Мы работаем только по телефону. Что там произошло, мы знаем из СМИ, вся правда нам не известна. Могу только заметить, что в подростковом возрасте авторитет взрослых сильно падает, а доверие к своим сверстникам многократно возрастает. Поэтому у родителей и полиции было немного шансов их убедить.
Но социальные сети – в зоне пристального внимания сотрудников службы. Двое из них вступили в так называемые группы смерти под видом подростков. Чтобы продвинуться дальше в этой опасной игре, необходимо выложить фотографии с порезанными венами и имитацией суицида.  
­ Почему ребята попадаются в эти ловушки?
­ Они получают там поддержку и понимание. Ваш ребенок влюбился, а его объект не отвечает взаимностью. Что мы обычно говорим своим детям  в такой ситуации? Хватит ныть, у тебя еще будет сотни таких. А у подростка нет маленьких переживаний, для него они все огромны,  ему больно, он страдает. А там его утешат, подберут ключик: я тебя понимаю, переживаю за тебя. Вот и еще один попался на удочку. Какую цель преследуют так называемые руководители групп смерти? Власть над жизнью и смертью другого человека.   И когда СМИ смакуют детали, они не думают о том, что психика в таком возрасте неустойчива и притупляется чувство самосохранения.  
9.20
Девочка. Судя по голосу, лет 8­10. Звонит из школы с перемены:
­ У нас сейчас  контрольная  будет, очень боюсь, что не смогу ее решить…
Честно говоря, мы не ожидали, что в службу  звонят и по такому поводу. Но оказывается, что  звонки из школ в утренние часы  ­ обычное дело.
­ Сегодня же у всех сотовые, а наш номер известен, ­ поясняет Ника, успокоив ребенка (предложив глубоко подышать и тем самым сбить волнение). –  Конец  четверти, начинаются  итоговые контрольные, и мы, как обычно, ожидаем шквал звонков по этому поводу.
Знают телефон доверия даже малыши. Самым маленьким  абонентом стал   четырехлетний мальчик, который заболел, не пошел в детский сад, а когда проснулся и мамы рядом не оказалось, испугался.
Часто дети хотят удостовериться в существовании тех, кто должен быть на другом конце провода: «Ой, а вы правда существуете?».  Бывают и розыгрыши. «А у меня под кроватью покемон!» ­ «Здорово, как тебе повезло!». Обычно  такая реакция психолога ставит шутника в тупик, и он кладет трубку.
 Большинство розыгрышей позитивные, но бывают и неприятные, когда взрослого дядю интересуют весьма пикантные вещи.
11.00
Пять звонков  за два часа. Не густо. Но, как нам объясняют, раз на раз не приходится. Во время каких­то катаклизмов их  количество резко возрастает. Свою роль играют беспокойство, чувство тревоги, страх.
А мы  пьем чай (покидать рабочее место даже в обеденное время запрещается) и продолжаем разговор…
­ Какими качествами должны обладать ваши сотрудники? ­ обращаемся к Лилии Магсумовне.
­ Самое важное – стрессоустойчивость, умение держаться  в установленных рамках, как тяжело ни было бы. Мы не можем потонуть в проблеме вместе с клиентом. Второе – компетентность. Психолог должен уметь переключаться. Сейчас позвонила бабушка, через пять минут – ребенок, через 20 – взрослый.  
Порой сразу непонятно, зачем звонит человек. Расскажу об одном случае. Взрослый мужчина. Сначала ничего не значащий разговор, в котором промелькнула фраза: женщинам доверять нельзя.  В процессе беседы  выясняется, что за ней стоит: пока мужчина служил в одной из  «горячих точек», зарабатывая деньги на семью, его жена крутила роман с другим.  Военный, рисковавший ради нее жизнью, не может справиться с обрушившимся на него предательством. Очевидно, ему не с кем обсудить свою боль, и он звонит нам. Когда у человека кризис, мы стараемся снизить градус эмоционального напряжения, вместе с ним ищем ресурсы, чтобы преодолеть гнев, обиду – словом, прожить с ним эту ситуацию. Наша задача – показать варианты ее   развития, расширить так называемое тоннельное видение.   Не принимаем  решение за него, а  обсуждаем: что будет, если ты так поступишь или иначе…  Все, что человеку надо – есть в нем самом, мы лишь помогаем пережить его боль. Мужчина  сам сделал вывод: «верить бабам нельзя», но, оказывается, с ними можно нормально поговорить. Теперь буду знать, что некоторым женщинам нельзя доверять, и буду избегать таких.
13.45
На том конце провода захлебывающийся от рыданий женский голос. Речь сумбурная, понять, что случилось, невозможно. Поток сознания: «У нас такая хорошая семья… я специально не работала, чтобы уделять внимание единственному ребенку и не уберегла… меня муж убьет».
Инициативу берет в свои руки Шарафутдинова.
Суть такова: на страничке ВКонтакте  11­летней дочери мама увидела порновидео, которое выслал девочке «друг».  Этому предшествовала достаточно длительная переписка между ним и девочкой, где некто «подготавливал» ребенка к  свое­образному общению.  Мама в ужасе: она день и ночь в заботах о  дочке, а та…
­ Ваш ребенок ни в чем не виноват, ­ говорит супервизор, ­ педофилы ловко маскируются, зная детскую психологию – создают ситуацию, в которой просят о помощи. И  даже взрослый человек не сможет понять, к чему это в конечном итоге приведет.
Проанализировав  переписку, Лилия Магсумовна  объясняет маме,  что ровесник не может писать столь развернутыми предложениями без единой ошибки.  Ребенка ввели в заблуждение, и он не сделал ничего плохого.
Такие звонки, к сожалению,  не редкость.  Ника рассказывает о другом случае с девятилетним ребенком, которому тоже прислали подобное «кино».  Оно стало последним звеном в цепочке: сначала предлагают дружбу под видом сверстницы, потом исподволь интересуются: знаешь ли ты, что такое любовь и дальше по схеме.
Шарафутдинова и ее коллеги часто бывают в уфимских школах, беседуют и с родителями, и с детьми, объясняя, что Интернет – зона повышенной опасности, а мамы и папы должны знать, с кем общаются в соцсетях их дети, и по каким признакам  можно вычислить педофила.  
15.12.
После такого звонка психолог должен прийти в себя.  Он имеет право на 40­минутный отдых.  Но те, кому в этот промежуток времени  понадобится помощь, могут набрать номер параллельной службы.
Мнение,  что чаще  звонят в экстренных случаях,  или  говоря профессиональным языком, ­ в кризисных ситуациях, ошибочное. Это далеко не так. Таких звонков только 3­4 процента от общего числа.  Остальные, что называется, про жизнь:
­ У мамы день рождения. Что ей подарить?
­ Я один дома, мне скучно.
­ Новый год скоро, помогите написать поздравление, сделать подарок, приготовить праздничный обед…
­ Мне нравится один мальчик. Как узнать его отношение ко мне?
­ Меня не пускают на свидание! Как уговорить родителей?
­ Получил двойку! Что делать?
­ Я татарка – он русский, родители против наших встреч.(Такие звонки чаще из сельской местности, где еще сильны традиции).
­ Мы с мужем разводимся…  Как сказать детям?
­ Мама родила сестренку. Она меня будет теперь любить?
­  Могу я поцеловаться с мальчиком на первом свидании?
Словом, вопросы про обычную жизнь.
Но звонят не только с проблемами, спешат поделиться и радостью.
Запомнился один  такой звонок из Белебея. Девочка – ученица музыкальной школы, сообщила о своей победе в конкурсе. Очевидно, ей не с кем было разделить столь важный момент в ее жизни. Когда психолог спросила о родителях, она замялась.
18.00  
До конца  дежурства три часа. Это ­ время старшеклассников  и взрослых («С моим ребенком что­то творится! Помогите!»).
У психолога есть и свои постоянные собеседники. Это, как правило, те, кто из­за болезни заперт в четырех стенах, например, люди с ДЦП.
Есть и такие, общение с которыми длится месяцами, а иногда  годами. Среди них – Руслан. Первый раз парнишка позвонил, когда учился в 9 классе. В это время вернулся из армии его старший брат, который там, попросту говоря, сошел с ума.  И мальчик очень переживал: ведь  ему тоже придется идти на службу, а он беспокоится за маму – как ее оставить. Потом парня призвали в  войска. Он звонил даже оттуда. Слава богу, все  обошлось.  У  сотрудников службы до сих пор остались о нем теплые воспоминания.
19.30
Звонит 14­летняя девочка. Влюбилась в одноклассника, а он ее не замечает. Как дать понять, что мальчик ей симпатичен?
Ника пытается выяснить, что больше всего смущает школьницу? Ответ: вдруг он надо мной посмеется?!
Психолог разбирает варианты: ты можешь написать ему записку, СМС­ку, сказать лично, написать ВКонтакте. Девочка выбирает  СМС.
Через 10 минут снова звонок от нее: «Спасибо! Он ответил, что я ему тоже нравлюсь».
Самые тревожные звонки – от тех, кто решил свести счеты с жизнью.
У Ники есть опыт общения с парнем, который находился на крыше девятиэтажного дома. Он просил передать близким его последние слова.
­ Когда человек в таком состоянии, надо его отвлечь, незаметно отвести от края пропасти: «Тебе, наверное, там холодно? Ты замерз? Не мог бы ты отойти куда­нибудь, где ветер не такой сильный?». Парень согласился. Мы проговорили с ним два с половиной часа. Причиной, чуть было не толкнувшей его на самоубийство, стала измена девушки: он увидел, как она целуется с другим.  Увиденное потрясло его, а в таких случаях сознание сужается, наша задача – расширить его. В этот раз это удалось.
Но иногда служба доверия бессильна. Психолог не может требовать назвать адрес, самый главный принцип работы телефона доверия – конфиденциальность,  уважение к личности. Порой сделать это очень сложно. Позвонил 12­летний мальчик из райцентра. Мама жестоко наказывает его за малейшие провинности. Недоглядел за сестренкой, опоздал из школы – может избить, даже ногами. У ребенка нет сил терпеть. Но психолог должен разъяснить ему, что последует за тем, если мальчик хочет конкретную помощь. Ему объясняют, что  сотрудники опеки придут домой, посмотрят, в каких условиях живет семья, расспросят соседей, учителей и, вполне возможно, определят ребенка в приют. Готов ли подросток  к такому развитию событий?  И 12­летний парень должен решить: терпеть дальше или…
Немало и нерадивых  родителей.
Вот, например, мама звонит из деревни: у сына кровь из носа, не могу остановить… В разговоре выясняется, что это повторялось не один раз в течение года, а ей некогда отвести ребенка на обследование. Причины разные ­ дом, скотина, далеко от  райцентра. Тут уже психолог дает четкие указания родительнице: ваш ребенок в опасности, немедленно везите его к врачу.
21.00
Вот и еще один день службы позади. Наши последние вопросы к Лилии Шарафутдиновой.
­ Изменилось ли ваше отношение к людям за семь лет работы здесь?
­ Я стала их  больше понимать, видеть многогранность личности. И уже не додумываю, а знаю, почему человек так поступил. И когда он кроет меня матом, понимаю почему: ему очень тяжело и злится он сейчас не на меня. И вывожу его на нормальный разговор.
­ За что любите ваше работу?
­ Я на своем месте, умею и  могу быть полезной, востребованной,  понимаю людей, они мне интересны.
­ У вас четверо детей. Используете свои профессиональные навыки  в общении с ними?
­ У меня три сына и дочь. Младшему – 11, самому старшему – 25. Я со своими детьми – мама, и позволяю себе быть неправильной и непонимающей. Могу запретить: ты никуда не пойдешь. Это другой тип общения. Но высшая степень доверия ко мне со стороны семьи, когда они звонят мне  и просят помочь своим друзьям в трудной ситуации. Они знают: я смогу это сделать.  

Комментирует завкафедрой психологического сопровождения и клинической психологии БашГУ, медицинский психолог Республиканского психотерапевтического центра Минздрава РБ, кандидат психологических наук Ирина Хох:
­ В ситуации, когда количество суицидов среди подростков в России  возросло на 13 процентов, телефон доверия – один из способов оказания психологической помощи. Не все решаются на прямой разговор, к тому же дети до 15 лет по закону могут обратиться к психологу или психотерапевту только в сопровождении родителя или опекуна. Телефон выполняет роль «спутника по купе», когда ребенок  может откровенно рассказать о проблеме.  К тому же можно контролировать ситуацию, в любой момент повесив трубку. Анонимность  касается и специалистов –  абонент слышит только их голос и сам дорисовывает  комфортный для него образ.
В волне самоубийств среди несовершеннолетних во многом виновата негативная информация в СМИ,  дети не могут ее переработать адекватно. Как правило, эти случаи имеют большой резонанс, и «популярность» смертников носит побеждающий характер.
У подростка мало жизненного опыта, а так называемый пояс безопасности отсутствует, критическое мышление слабое.
А когда к тому же с экранов льются потоки крови,  то его восприятие меняется: мир опасен, как я выживу в нем? И любая проблема ведет к тому, что ребенок с ситуацией не справляется, эмоциональный порог снижается. Недостаточность внимания со стороны взрослых – и вот он уже зарегистрировался в группе смерти. Нужна очень серьезная работа, чтобы переломить тенденцию ухода из жизни.

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости