|
РУБРИКА "БУДНИ МЭРА" Андрей Носков: «Мужчина слишком часто взбирается по лестнице, чтобы затем обнаружить, что он приставил ее не к той стене».
Рядовой Корнилов получает приказ своего командира отправиться на охрану военного объекта, который располагается далеко от части. Объектом оказывается экскаватор в карьере – в глухом лесу. Неделя проходит, но смена не появляется, у Корнилова заканчивается еда; проходит месяц… Однако идея режиссера киностудии «Башкортостан» Андрея Носкова - не в том, чтобы продемонстрировать пример российской безалаберности.
- Все очень просто. Мне нужно было снимать дипломную работу. Такая история действительно произошла на Дальнем Востоке, мне об этом рассказали друзья. Но меня интересовало не столько даже выживание, а что происходило с сознанием человека, когда он остался один на один с Вселенной. (Роль Корнилова блестяще исполнил известный актер Национального молодежного театра Андрей Ганичев). - Он же мог бросить экскаватор и уйти еще раньше. Ведь с ним поступили вопреки всем инструкциям. - В них есть такой пункт: оставить объект разрешается, если условия нахождения на нем несовместимы с жизнью. И он уходит, но приходится вернуться - после встречи с медведем. А на самом деле потому, что по моей задумке он еще не пережил всего. Ему еще предстоит защищать объект от недружественных посягательств. Он должен был полюбить это место. - Значит, вот почему мы должны любить Родину? Потому что деваться больше некуда? - «Но она нам нравится, пусть и не красавица»... Нужно потому, что эти качества - ненависть, злость - являются преградой на пути к самому себе. И полюбить Родину (а она еще всегда связана с образом матери) нужно для того, чтобы встретиться с самим собой. - Хорошо, что наша Родина намного больше, чем тот карьер, экскаватор и лес вокруг, те обстоятельства, в которые тебя запихнула жизнь; и ее есть за что любить. - Ну и потом, не полюбишь себя - никогда никого не полюбишь. Не сможешь спасти себя - никого не спасешь. Спасти себя - не обязательно означает выжить в глухом лесу. Большинство современных мужчин должны соответствовать определенным ожиданиям: обеспечивать семью, стремиться к успеху, враждовать с соперниками. У него нет учителя, наставника. Его не учили прислушиваться к зову собственной души. Он не проходит многих ступеней развития, в частности, мужской инициации. Роль отца в воспитании мальчика свелась к минимуму, им занимаются в основном женщины. И он лишен опыта быть мужчиной. - Выходит, вот этот опыт и получает в карьере рядовой Корнилов. - И часто бывает, - продолжает собеседник, - как было хорошо сказано, что мужчина всю жизнь карабкается по лестнице - чтобы однажды заметить, что он приставил ее не к той стене. Ведь еще есть то, зачем он сюда пришел. И когда это внутреннее, с чем он пришел из Запредельного, не монтируется с внешним - начинается кризис. И мужчины интуитивно это чувствуют, мне кажется, я вижу вокруг немало подобных примеров... Разорвать этот круг очень сложно, страшно: встать со стула, уже насиженного, и выкинуть его. И мужчины начинают выбирать эту игру как единственно приемлемую и возможную, как все, на что они способны. А внутренний разлад только усугубляется. Отсюда начинается неприятие себя, а вражда с собой будет порождать и вражду с другими. - И как же осознать свое предназначение? - Наблюдать. Прислушиваться к себе. - В одной из рецензий на ваш фильм его сравнили с «Левиафаном». И автор пишет, что вы превзошли Андрея Звягинцева. А вам этот фильм понравился? - Я его не принял. Левиафан и вообще наш авторский кинематограф сейчас (те фильмы, которые я видел, по крайней мере) - это о смерти России. В них говорится, что мы в тупике. - Может быть, лучше это признать и начать искать выход? - Вопрос не в том, чтобы признать, вопрос - где выход? Во-первых, Звягинцев взял американскую историю - хорошую, но она вылилась в нечто другое. Там человек так же прошел все инстанции, чтобы защитить себя, и нигде не добился правды. Он заперся в своем гараже, сделал из трактора броневик - и снес все здания, в которых его дело «завернули». Ясное дело, тут подключилась полиция... в итоге он застрелился, но больше ни один человек не пострадал. Звягинцев вместо танка вкладывает в руки героя бутылку водки. Он не оставил ему никакого выхода, как и другим персонажам. Я могу рассматривать этот фильм скорей как документальный; вообще у меня было ощущение, что режиссер Звягинцев считает, что мне 15 лет, и я ничего этого не знаю и не видел. Мне ближе позиция Андрея Тарковского: даже негодяю, любому опустившемуся, попавшему в тупик человеку нужно дать хотя бы 10 секунд, чтобы побыть человеком. Потому что, кроме грязных луж, есть небо. - Конечно, мы предпочитаем смотреть кино, которое внушает надежду, а еще лучше - веселую комедию. - Я не говорю об обязательном хэппи-энде. Страдания, кризисы необходимы для развития. - А мне кажется, что иногда режиссер обязан показать всю жестокую правду. Кирпичом, так сказать, по голове, чтобы в голове произошло осознание чего-либо. - Кирпич, прилетевший на голову - это следствие, причину для которого ты создал сам. Он обязательно прилетит. Вопрос в том - готов ли ты не врать себе, будешь ли ты переосмысливать ситуацию, перевязывать эти завязки? В противном случае в следующий раз прилетит что-нибудь потяжелее. - Тогда какие фильмы вы любите? - Недавно пересматривал фильм «Пугало» с Джином Хекменом и молодым Аль Пачино. Герой Пачино едет к девушке, которую он когда-то бросил беременной. Он даже не знает, сын у нее или дочь. Он еще не мужчина, не инициированный человек. И встречается с героем Джина Хекмена - бродягой, бывшим преступником, который все вопросы решает кулаками. Они вместе переживают многое. Разговор с девушкой заканчивается очень плохо - так, что Пачино оказывается в в больнице. И кажется, что плохой парень сейчас его бросит. Но в аэропорту он заказывает билет не «в один конец», а «туда и обратно» - и достает для этого последнюю заначку. Вот я - за такое кино. Оба героя прошли все, но сумели сохранить в себе свет. А ведь герой Пачино мог отомстить девушке, пойти на самоубийство, его приятель тоже мог совершить многое - ситуация провоцировала; могло быть все, что мы и видим постоянно на некоторых телеканалах. Возможно, для некоторых это как допинг. Но есть и режиссеры, которые не нанимались в официанты для публики: какой жанр вы сегодня предпочитаете? Больше мелодрамы или драк? - Сейчас вы снимаете фильм «Двое встретили козу», где встречаются оптимист из деревни и пессимист-горожанин. Что такого город делает с человеком? - Герои - сводные братья. Один был вынужден уехать, потому что почувствовал себя чужим. Таких людей много, в том числе и зрелых мужчин, которые чувствуют себя одинокими - хотя могут улыбаться, нормально общаться. Либо в браке, с виду благополучном, мужчина и женщина чувствуют себя очень несчастными... Никто не показывает, что у него на душе, потому что, во-первых, он сам не готов в себе это признать - и тем более не готов показывать другим, обнажать эти оголенные провода. - А много ли вы видели оптимистов, которым все нипочем? - Я видел и знаю людей, которые любят жизнь и радуются ей. К сожалению, их мало. Но есть вещи, которые шире этих понятий. Главное - что ты с этим пессимизмом или оптимизмом готов делать? - По жанру ваш новый фильм - трагикомедия... - Я сам еще не знаю, что получится. Но что касается моего чувства юмора - ведь вы на этот счет хотите читателя просветить? - мне ближе юмор Данелии, а не Рязанова. У Эльдара Рязанова больше лирики, а у Данелии - как раз реализма. Как он сумел в те годы снять «Кин-дза-дзу», я просто не понимаю... - Какое кино вы считаете воспитывающим нравственность, патриотическим? - А должно ли кино что-то воспитывать? Что воспитывает «Джоконда» да Винчи, «Троица» Андрея Рублева? Мне ближе точка зрения японцев: есть полет птицы, а куда она летит, зачем - неважно. Сам полет прекрасен. Искусство для искусства - вот моя позиция. А что такое патриотизм, любовь к Родине? - Это когда ты считаешь место, где живешь, хорошим (хоть и не идеальным) и хочешь что-то для него сделать. - Так иди и сделай. Вся беда в том, что обязательно нужны какие-то лозунги. В прекрасном нет места говорению о прекрасном. И воспитать патриотизм одними лозунгами не получится. Но это мое мнение. - Говорят, легче отработать месяц в шахте, чем снять кино… - Нужно понимать: режиссер - это всегда профессия «на преодоление», и трудности в нашем кинопроизводстве были всегда. Даже в «золотой век» советского кино, когда на режиссерское отделение ВГИКа отбирали всего по десять человек и тратили на их обучение кучу денег. Читаешь «Мартиролог» Тарковского, лекции Ромма и других мэтров - написано как про сегодняшний день, как про нас. Но если уж ты встал на этот путь - нечего жаловаться: если есть что сказать, сегодня можно снять кино хоть на мобильный телефон.
Андрей Носков - выпускник Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, высших режиссерских курсов (мастерская Сергея Овчарова). Автор документального фильма «Фотолик» (совместно с Татьяной Перцевой), показанного на телеканалах БСТ, «Культура», документального фильма «Кэмпо. История одного клуба». Фильм «Личное дело» снят на средства самих участников проекта; авторы сценария - Андрей Носков, Александр Скутин, Розалия Шигапова. Фильм стал победителем в номинации «Начало» телекинофорума «Вместе», также получил Гран-при Фестиваля студенческих фильмов Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения «ПитерКИТ», был отобран в конкурсную программу полнометражных картин Международного фестиваля независимого кино «Чистые Грезы».
Екатерина КЛИМОВИЧ |
|
|