ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Поддержать имидж региона
«В 2015-м республика продемонстрировала хорошие макро-экономические показатели...

С шанхайским духом
В Уфе прошел Евразийский гуманистический форум, посвященный вопросам воспитан...

Поспешите к Кыш Бабаю
Башкирский Дед Мороз примет гостей в своей резиденции у деревни Урман-Бишкадак...

Рождественские встречи
7 января, в Рождество Христово, уфимцев и гостей приглашают на праздничные меро...

Новогодние гулянья
На площади Ленина проходит Рождественская ярмарка. На одной площадке работают зо...

Ежегодно - 200 тысяч!
На УМПО присудили ежегодную премию им. Ферина в 200 тысяч рублей «За создание и в...

Подарок от маэстро
Воспитанница музыкального колледжа Анастасия Мамяшева за свои большие успехи ...

«Зимняя Уфа»
Дом-музей Ленина представляет «Зимнюю Уфу». Выставку изобразительного и декор...

Вторая школа
В Нагаево вскоре появится четырехэтажная школа на 825 мест. 
Пока в посел...

Вас согреют «Крещенские морозы»
С 21 по 23 января Бирск примет ежегодный республиканский фестиваль эстрадной пес...

Забавы + спорт
В Калининском районе к четырем детским городкам в Шакше и Максимовке добавилас...

Кто из хозяев лучше?
По восемь уфимских подъездов, домов и дворов стали финалистами в борьбе за зван...

Отдаю на клюшку пас
И днем, и вечером на хоккейной коробке по улице Комсомольской, 79 не смолкает шум...

Награды за смелость
На торжественной линейке десятиклассник башкирской гимназии №20 Рамиль Асылгу...

Ночь Урал-батыра



     №01 (170)
     январь 2016 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

«Служу только Музыке»


Выдающийся музыкант современности, символ российской дирижерской школы, ученик  Мравинского и друг Светланова. Его   язык жеста доведен до совершенства, его  стиль - благородство и утонченность, его энергетика и магнетизм невероятны.  Рыцарь европейских королевских домов и лауреат престижных премий, маэстро  Вакульский любезно согласился на интервью нашему журналу.

- Александр Дмитриевич, вы не так давно побывали в Уфе. Что связывает вас с башкирской землей?
- Это – моя Родина. Я родился в Иглинском районе. Очень серьезно думаю о том, что могу вернуть этой земле, чем могу с ней рассчитаться. Сила настоящего искусства зиждется на тех нитях, которые связывают тебя с твоим прошлым и родиной. Мое детство пришлось на тяжелое послевоенное время. Занимаюсь музыкой с шести лет. Родители поставили перед выбором: либо велосипед, либо аккордеон. Я выбрал последний. Когда уже был постарше, мы с папой копали картошку, а мимо нас проходили учащиеся школы музвоспитанников, которая в то время располагалась в Черниковке. У них была такая красивая военная форма! Я сказал отцу: «Хочу учиться в этой школе».
- Вы уже тогда осознавали свое призвание? 
- Музыка - самое сильное искусство. Сильнее, чем литература, живопись, театр, кинематограф. Ее суть – в недосказанности, условности. В ней всегда остается пространство для мыслей и чувств каждого - и слушателя, и исполнителя. Часто говорят: «Я не понимаю классическую музыку». Так и не нужно понимать. Ее можно только чувствовать. Например, приходят люди в музей. Один думает: как бы поскорее пробежать все залы. А другой останавливается перед картиной, размышляет. Музыка - это когда нужно остановиться, когда нужно спросить самого себя: «Зачем я родился, что такое жизнь и смерть, что такое любовь?» Вот почему я выбрал эту профессию. Как заметил кто-то из моих коллег, дирижером нужно родиться. 
- Когда вы это поняли?
- В нашей школе музвоспитанников был духовой оркестр. Руководил им Леонид Маркович Иванов - мой первый наставник по дирижированию. Как хотелось стоять на его месте! Мне так нравилось изменение звучания оркестра, появление новых красок от репетиции к репетиции. Впервые выступил в качестве дирижера в 14 лет. Прошло время, я много работал, стремился к достижению своей цели, и моя детская мечта осуществилась. В свой нынешний приезд побывал в Республиканской гимназии-интернате имени Газиза Альмухаметова. Порадовали отличные условия для юных музыкантов. Мы и мечтать о таком не могли. Приятно было увидеться с однокашниками, друзьями детства. Через всю жизнь несу безмерную благодарность всем педагогам, которые учили меня. Многих уже нет. С теми, кто жив, все эти годы поддерживаю связь, звоню, стараюсь помочь моим стареньким, таким родным и близким людям
- Расскажите о встречах, определивших вашу творческую судьбу.
- Роль учителя в музыке заключается в том, чтобы наиболее полно раскрыть творческие возможности ученика, взрастить его индивидуальность до вершин мастерства. Мои наставники были самыми главными создателями того, кто я есть сейчас. Что касается дирижирования, для всех был один бог - Евгений Александрович Мравинский. В студенческие годы старался бывать на всех его репетициях. Нелегально, так как было запрещено. Это – мои самые главные уроки в профессии. Работа в оркестре Ленинградской филармонии под его управлением, игра и общение с такими артистами, как Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Кирилл Кондрашин, Натан Рахлин - те вершины, до которых нужно не возноситься - карабкаться. 
Мои учителя - не только музыканты. Михаил Константинович Аникушин - великий скульптор, автор знаменитого памятника Пушкину в Москве. Один из самых главных моих профессоров - Фердинанд Лайтнер, у которого я учился в аспирантуре в Цюрихе. Продолжив линию Мравинского, он привил мне академизм европейской культуры. Незабвенный Евгений Фёдорович Светланов официально никогда не был моим учителем. Дружба с великим музыкантом и человеком, наша совместная работа, беседы о музыке - невозможно передать словами, насколько они дороги.
- Римский-Корсаков заметил: «Дирижерство - темное дело». 
- Это – единственный человек в оркестре, у которого нет пауз. Темное дело? Вся основная, «застольная» работа - когда, зачастую ночами, с крепким кофе сидишь за партитурой. Но уже на первой репетиции должен знать все, что хочешь сделать, и «заразить» своей идеей артистов. И когда, согласно твоему замыслу и прочтению, происходит удивительное «объединение душ композитора, дирижера, оркестра и публики», является чудо, которого все ожидают, ради которого приходят на концерт.
Я считаю, что каждый дирижер начинается где-то после 50-ти. До этого времени сравниваешь себя с другими, равняешься на корифеев. Но когда пришло время, и ты уже не можешь подражать кому-либо, тогда начинается новый отсчет. И позволяешь себе делать то, что принадлежит только тебе. Если появляется чувство свободы, начинаешь смотреть на сочинения, которыми ты дирижировал много раз, совершенно другими глазами. Критически относишься к тому, что тебе говорили мэтры.
- Список ваших титулов и премий многих стран занял бы не одну страницу. Какая из наград особенно дорога?
- Есть одна, близкая моему сердцу. Я - Почетный житель города Ксабии в Испании. Звание получил за единственный концерт, когда бесплатно дирижировал для жителей города. Эта награда для меня особенно ценна, потому что она - от народа.
- Вы выступали с лучшими оркестрами мира, на самых знаменитых сценах. Расскажите об этом. 
- Начал гастролировать по Европе с 19 лет, будучи солистом симфонического оркестра Ленинградской филармонии. С 1976 года моя жизнь связана с Нидерландами - руководил Камерным оркестром г. Бреда, Симфоническим г. Амстердама, Королевским Резиденц г. Гааги. Можно долго перечислять замечательные коллективы, с которыми сотрудничал. Я дирижировал практически во всех странах Западной Европы, в США и Канаде, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Последние несколько лет живу в Париже и чаще всего выступаю в Италии и Франции.
- Вы уехали из СССР в 1976-м во времена застоя. Была политическая подоплека вашей эмиграции?
- Я уехал по простой причине. Любовь. Встретил девушку из Голландии, без которой не представлял дальнейшей жизни. Мы поженились и планировали жить в Союзе. Но тогда было другое время. Скоро начались проблемы, вынудившие нас покинуть страну.
- Ваша карьера в Европе сложилась более чем успешно. В Нидерландах вы приняты при дворе, были хорошо знакомы с королевой.
- Мне посчастливилось дирижировать первым концертом для Беатрикс в честь ее коронации. С этого момента у нас завязались очень теплые отношения. Она всегда уделяла большое внимание тому, что я делаю для культуры Голландии. С оркестрами Нидерландов мы гастролировали по всему миру. С Юношеским завоевали много высших наград на крупнейших музыкальных фестивалях. В течение 23-х лет возглавлял Королевский Резиденц-оркестр в Гааге. К моему 50-летию был возведен в Рыцари Королевского дома, получил орден Королевской шпаги. В 2009 году назначен почетным пожизненным президентом этого оркестра с правом в любое время исполнять с ним любую программу по моему выбору. 
- Почему переехали в Париж?
- Работа в Амстердаме не давала мне особой возможности дирижировать в других странах и другими оркестрами, чего мне очень хотелось. Жизнь свободного художника сейчас гораздо интереснее.
- Среди ваших наград есть Государственная премия России. Как часто работаете на родине?
- Долгое время мои выступления в России ограничивались Москвой и Санкт-Петербургом. В течение 10 лет, по личному приглашению Евгения Светланова, был главным постоянным приглашенным дирижером Государственного академического симфонического оркестра, который носит теперь его имя. Творческие узы связывают с оркестром Санкт-Петербургской филармонии и маэстро Юрием Темиркановым, симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», Государственной академической капеллой Санкт-Петербурга. Первый концерт с Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан состоялся в 1998 году. Затем меня приглашали для участия в фестивале «Рождественские встречи» в 2001-м и 2004-м. Вместе мы исполнили симфонии Брамса, Рахманинова, Чайковского, «Славянские танцы» Дворжака.
- В ваш последний приезд вы дали мастер-класс в Государственной академии искусств имени Загира Исмагилова. Приезд дирижера с мировым именем - первый в истории этого учебного заведения. 
- Мы провели открытую репетицию с Молодежным симфоническим оркестром. Работали над Восьмой симфонией Дворжака. Общение с молодежью - очень важная для меня тема. Сам я в начале своей карьеры на Западе более семи лет руководил Юношеским оркестром Нидерландов. Молодежный оркестр академии - будущее музыкальной культуры Башкортостана. Существует договоренность с ректором Аминой Асфандияровой, что такие встречи станут традиционными.
- У вас есть мечта? 
- Много лет живя на Западе, думаю о будущем моей родной республики. Общеизвестно, что наличие симфонического оркестра и его уровень являются предметом гордости каждого уважающего себя города и государства, а также показателем успешности его экономики. Крупнейшие центры Европы - Берлин, Вена, Лондон, Милан славятся своими оркестрами и оперными театрами. Убежден, что Башкортостан должен иметь право представлять свое академическое искусство и культурные ценности на европейском уровне. Но для этого необходимо ему соответствовать. Хотелось бы использовать свой опыт и возможности, чтобы способствовать подъему симфонической культуры республики.
Мы живем в очень материальном мире. Но деньги почти ничего не решают для культуры. Это – совсем другое. Великие русские творцы - Пушкин, Мусоргский, Чайковский, Достоевский, Чехов - были весьма ограничены в финансах. Их состояние - огромный талант, поднявший их на пьедестал мировой культуры. Материальное - преходяще. На Западе в этом смысле лучше все. Но там нет такой литературы, такого балета, таких музыкантов. Уровень исполнительской культуры во всем мире определяют тоже наши. Для настоящего артиста имеет значение не количество концертов и размер гонорара, а само существование в атмосфере творчества. Лично я служу только Музыке.


Ольга СТАРИКОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости