ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Налоги на каникулах
Индивидуальные предприниматели Башкортостана получат «налоговые каникулы». Л...

Посади дерево!
25 апреля, в день очередного субботника, прошла акция «Посади сад деревьев во им...

Меценатам сказали «спасибо»
В городской администрации состоялось награждение меценатов года. Памятные зна...

Самая привлекательная
Уфа стала первой в рейтинге Агентства стратегических инициатив в городских пр...

Полонез от «Уфанет»

23 мая администрация Уфы и компания «Уфанет» приглашают всех выпускник...

С экологией порядок
Уфа, Саранск, Вологда и Москва заняли первые четыре места в рейтинге экологично...

…и 374 уфимца

Судьбу почти 4000 солдат и офицеров, уроженцев нашей республики, погибши...

100 миллионов - на детсады и школы
На капитальный ремонт уфимских детских садов и школ в 2015 году выделено 100 милли...

Черниковские близнецы
В нынешнем сезоне запланирован капитальный ремонт восьмиэтажек на Первомайск...

Фонтаны объявили лето

С первых майских дней десять фонтанов столицы заработали в летнем режи...

По зову души
Творческий коллектив Городского Дворца культуры сделал уфимцам замечательный...

«Симфонические откровения»
В Концертном зале «Башкортостан» Национальный симфонический оркестр РБ предс...

Кино – наше, приемы - гайдаевские



     №05 (162)
     май 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СВЕЖО ПРЕДАНИЕ"

Воеводское управление в Уфе XVII века (Часть первая)


Иван IV, чей образ историки не связывают с демократическими 
нововведениями, тем не менее решил снять с народа непосильное бремя. По указу царя правителями городов и уездов были назначены служилые люди, получавшие поместное и денежное жалование, независимо от рода или характера службы. Прежние поборы с населения были признаны незаконными за исключением, так называемых воеводских «поминок», сохранившихся в некоторых городах Сибири. 
Кроме того, Иван Грозный ограничил срок пребывания воеводы на службе в одном городе двумя годами. Предполагалось, что за такой короткий промежуток времени приезжий администратор не успеет придумать и осуществить всякого рода коррупционные схемы. К тому же учитывалась психология местных приказных людей, с недоверием относившихся к новым должностным лицам. Для какого-нибудь уфимского подьячего или толмача требовалось время для того, чтобы приноровиться к новому начальнику. Открыто воровать и злоупотреблять могли только те, кому удавалось попасть в ближний круг правителя. За два года сблизиться с воеводой успевали далеко не многие. 
Правда, случались и исключения. Например, первый воевода Уфы Михаил Александрович Нагой «просидел» в городе почти 
15 лет. Однако для представителя опального боярского рода воеводство считалось скорее почетной ссылкой, нежели доходной службой. В ряде случаев продлить воеводство тому или иному служилому человеку просили сами местные жители. Так, в 1649 году в Уфу был направлен опытный политический деятель и дипломат Федор Яковлевич Милославский. По истечении срока двухлетней службы, в Разрядный приказ поступили 6 челобитных от башкир. В письме содержалась только одна просьба: продлить службу Милославскому еще на один срок. Жители отмечали, что «воевода, будучи на Уфе, Бога боялся и холопам своим обид и налогов никаких не чинил». В 1664 году на правление был назначен 
Ф.И. Сомов, занимавший эту же должность во второй раз. Имели место и случаи противоположного характера, когда население требовало снять неугодного им правителя за насилие и вымогательство. Так было с предшественником Сомова – князем А.М. Волконским. Восставшие башкиры предупредили правительство о том, что не начнут мирных переговоров без его предварительного удаления из Уфы. Особенно часто это требование населения мотивировалось безмерной алчностью воевод, вымогавших взятки по любому поводу.   
Сегодня слово «коррупция» воспринимается более или менее однозначно. Однако в XVII веке, даже в правовом отношении, было принято разделять три различных по уровню ответственности варианта взяток. «Поминки» представляли собой материализованную благодарность, размеры которой, как правило, не устанавливались. Вполне естественно, что не предполагалось никакого предварительного соглашения обеих сторон. «Посулы» же заранее оговаривались. Взятка передавалась уже после благоприятного решения дела. И, наконец, наиболее тяжким с точки зрения законодательства видом коррупции являлось «лихоимство», т.е. вымогательство. Обычно в этом обвиняли судей по «губным», т.е. криминальным делам. Выходец из Литовского княже-ства служилый человек Иван Пересветов, оказавшись в середине XVI века в Московии, испытал настоящий шок от российского правосудия. Он писал, что царские вельможи выкапывали из могил недавних покойников для того, чтобы исколов их рогатиной, изрубив саблей и измазав свежей кровью, подбросить во двор богатому человеку. Согласно древнейшему русскому праву, при отсутствии прямых указаний на убийцу, за подобное преступление должен был ответить владелец территории, на которой был обнаружен труп. Несчастный хозяин был готов отдать последнее имущество, чтобы избежать плахи. 
Обычно правительство направляло свои усилия на борьбу только с «лихоимством», тогда как «поминки» или «посулы» правонарушением считались лишь при ущемлении интересов другой стороны. В 1735 году П.И. Рычков, характеризуя отношение башкир к уфимским воеводам, отметил, что «башкирцы единогласно из всех прежних воевод трех хвалят и благодарят, которые жили порядочно и безобидно в том, что кто много ли или мало принесет, тем были довольны, или ничего не принесет у таких не вымогали, и дела делали не волоча: первого Ефима Зыбина, второго - Иван Ефремова сына Бахметьева, третьего Петра Бутурлина, кои ныне в Сибири вице-губернатором, а прочих всех мздоимцами и неправедными судьями называют». 
Несмотря на строгие предупреждения, служилый человек полагал для себя вполне естественным, что воеводская должность должна приносить доход. Ведь в Разрядной документации служба так и называлась – «доходной». На нее назначали тех, кто понес убытки во время военной службы, был ранен или просто отличился. Бескорыстное исполнение обязанностей для администратора XVII века было непонятно ни ему, ни его подопечным.
В отличие от борьбы с коррупцией, контроль правительства за расходованием казенных средств был довольно эффективен и прост. Вновь назначенный воевода не приступал к исполнению своей должности, не приняв по описи все казенные деньги и имущество от прежнего админи-стратора. Если следовала какая-либо недостача, тому нужно было покрыть нехватку своим имуществом. 
При вступлении в должность воеводам давался «наказ» - своего рода инструкция по управлению городом и уездом. Поскольку в XVII веке не существовало общероссийской системы управления, то каждый получал конкретные наставления, актуальные только для данного города и уезда. При этом сами наказы не являлись истиной в последней инстанции. В случае непредвиденных обстоятельств уфимским воеводам предписывалось действовать так, что «по нынешнему делу и времени к исправлению несогласно и чего будет делать немочно, а казне убыточно, и всякого чинам людям тягостно и воеводам чинить по своему рассмотрению, как было бы казне прибыльнее и людям не в разорение, без всякого пристрастия». Сегодня такое административное наставление назвали бы «включением режима ручного управления». 
Историки обнаружили лишь один воеводский наказ, который был адресован Федору Ивановичу Сомову в 1664 году. До Уфы он успел побывать воеводой в Ельце (1650 году) и Свияжске (1654 году). Первый раз в Уфу был назначен еще в конце 1660 года и управлял уездом до сентября 1662 года. Второй раз он был послан в мае 1664 года по коллективной просьбе башкир. 
В первых строках этого документа Ф.И. Сомову предписывалось принять от прежнего воеводы «Уфинского города печать и городовые и острожные ключи, и на городе и на остроге наряд и в государеве казне зелье (порох) и свинец и всякие пушечные запасы и деньги и в житницах всякие хлебные запасы налицо». Интересно, что спустя 60 лет в Уфе продолжали пользоваться городскими печатями, отлитыми еще в 50-е годы XVII века. Так, в инструкции уфимскому воеводе Петру Бутурлину от 1728 года говорилось, что «Уфинский город» имеет две печати «сребренные, вырезанные куницы, в том числе одна золоченная, а другая без золота». 
Далее новый правитель принимал от предшественника всю финансовую документацию, в числе которой особое значение имели ясачные книги. Вполне распространенным явлением в XVII веке было отсутствие у местных воевод какой-либо грамотности. Лишь в начале XVIII века российским дворянам запретят вступать в брак без свидетельства об окончании полковой или гарнизонной школы. Впрочем, для письменных дел имелся «товарищ», назначаемый правительством из дьяков или подьячих. Вместе с «товарищем» Иваном Родионовым Ф.И. Сомов должен был пересчитать, взвесить, измерить все казенное имущество, и только в случае соответствия наличности данным документации имел право вступить в управление городом и уездом.
После отъезда предшественника созывался смотр всех служилых людей уезда для проверки «каждого на лицо». Что обычно сопровождалось выдачей людям денежного жалования, которое в XVII веке давалось только три раза в год.  
Наказ 1664 года прямо указывал на то, что все собранные в уезде денежные средства должны были расходоваться только на жалование служилым и приказным людям, а также на содержание церковнослужителей. В XVII веке приходы не имели возможности содержать своих священников, поэтому правительство назначало клиру так называемую «ругу» - хлебное жалование, выдаваемое деньгами. В середине XVII века местные служилые люди подали довольно странную челобитную, в которой просили назначить жалование юродивому Герасиму Иванову. 
Однако в казну поступали не только деньги, но и пушнина или «мягкая рухлядь», которую вносили в качестве ясака башкиры. В XVII веке именно меха представляли собой самую твердую валюту Российского государства. Поэтому куниц, бобров и черно-
бурых лисиц отсылали в специальных кожаных запечатанных мешках в Москву. В обмен на пушнину из соседних стран поступали в Россию серебро и золото, которые использовались для чеканки денег. 
Интересно то, что власти стремились расплачиваться с уфимскими служилыми людьми не серебряными, а медными деньгами, иногда даже переплачивая сверх обменного курса. Дело в том, что в уезде серебряные монеты быстро изымались из оборота местными жителями, ценившими серебряные деньги не только за их покупательную способность. В начале 
30-х годов XVIII века глава Оренбургской экспедиции И.К. Кирилов писал в Сенат, чтобы на расходы его экспедиции присылались только мелкие серебряные монеты, потому что «на крупную монету ничего купить невозможно, а башкирский народ, коим образом без мелкой серебренной монеты обойтись не может, ибо оные употребляются женскому полу на убор». На камзол и сэлтер (нагрудное украшение) нередко уходило несколько десятков рублей серебром.


Булат АЗНАБАЕВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости