РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"Живопись в камне
Среди традиционных брендов Башкирии обычно фигурируют нефть, мед и курай, однако мало кто знает, что к этому списку можно добавить уникальные картины и панно, выполненные в технике флорентийской мозаики уфимскими мастерами артели народно-художественных промыслов. На сегодняшний день уфимская мозаика считается одной из лучших в России и может успешно конкурировать с работами ведущих европейских мастерских.
Особенность зародившейся в эпоху Возрождения техники флорентийской мозаики в том, что мастер сначала рисует эскиз картины на обычном холсте, а затем воссоздает ее в камне. Для создания каменного полотна подбираются специально нарезанные тонкие куски горных пород, подходящие по цвету и фактуре к рисованному изображению. Все части мозаики подгоняются настолько плотно, что соединения между ними почти не видны, а после шлифовки и полировки каменная картина становится практически не отличимой от рукописной. По затратам времени и труда флорентийская мозаика считается одной из самых сложных. В зависимости от композиции и размеров рисунка мастер может тратить на создание мозаичного полотна от нескольких месяцев до нескольких лет, зато такие работы, в отличие от написанных на холсте, становятся практически вечными и не подвержены влиянию времени. А сам факт того, что художественная картина выполнена не кистью и красками, а набрана из камня, формирует у зрителя ее особое восприятие. Уфимская школа Флорентийская мозаика начала развиваться в Уфе в середине 1990-х годов. При этом в качестве материала для своих каменных картин местные мастера с самого начала стали использовать яшму. Хотя этот минерал значительно тверже гранита и потому весьма сложен в обработке, его отличает удивительное богатство цветов и уникальность фактуры. К тому же по запасам яшмы, оцениваемым в 17 миллионов тонн, наша республика занимает одно из ведущих мест в России. Башкирскую яшму начали добывать еще в ХVIII веке, однако долгое время она не обрабатывалась в республике, а вывозилась в другие области. Применять этот камень для изготовления декоративных предметов, вроде ваз и шкатулок, начали на Учалинском горно-обогатительном комбинате примерно 45 лет назад. Но лишь в 1990-х годах, благодаря появлению опытных мастеров и формированию собственного художественного цеха, в Уфе начало развиваться новое направление флорентийской мозайки, сумевшее за короткое время выйти на уровень ведущих мировых мастерских. - В настоящее время в Башкортостане ежегодно выпускается 30 мастеров-камнерезов, такого в России нет нигде, - говорит председатель правления творческого Союза художников-камнерезов РБ Наиль Бадретдинов. – Для подготовки профессионального мастера, способного делать качественные работы в технике флорентийской мозаики, необходимо около 7-10 лет. И сегодня у нас есть для этого все условия. Благодаря притоку молодых кадров, республика выходит на лидирующие позиции в стране по числу и профессиональному уровню камнерезов. Ценовой фактор Цена каменных картин, выполненных в технике флорентийской мозаики, колеблется от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Однако это не говорит о сверхприбылях мастеров. На создание одной картины уходит от нескольких месяцев до нескольких лет, во время которых автор практически не может заниматься другой работой. В итоге значительную часть, а именно - около 30 процентов стоимости мозаики, составляет зарплата мастера. Если он получает, к примеру, около 20 тысяч рублей, то за год накопится 240 тысяч. А ведь на производство композиционно сложных мозаичных картин времени зачастую уходит намного больше. Кроме того, обработка весьма твердой яшмы требует качественных и дорогих инструментов, прежде всего, пил и шлифовальных машин, рабочие части которых быстро изнашиваются. И все это также входит в конечную цену изделий. - Среди наших мастеров нет миллионеров, все они получают среднюю зарплату, а в их работе очень важен энтузиазм, - поясняет Наиль Бадретдинов. – Многими движет идея создания оригинальных произведений искусства, которые будут радовать глаз потомков многие сотни, а может быть, и тысячи лет. Яшмовый бренд Одной из интересных идей уфимских мастеров-камнерезов, способной дать Уфе новый, хорошо узнаваемый бренд, может стать создание яшмовой комнаты - своеобразного аналога знаменитых янтарных апартаментов, представленных в интерьерах Екатерининского дворца. - Яшмовую комнату лучше всего расположить в одной из исторических особняков центральной части Уфы, - делится планами Наиль Бадретдинов. – При этом ее стены должна украшать каменная мозаика мирового уровня. У нас уже есть опыт создания больших мозаичных панно, в том числе длиной 3,7 метра. Для яшмовой комнаты мы готовы сделать панно длиной в 6 метров, а может быть, и больше. Кроме собственно интерьера, украшением комнаты могут стать различные изделия из камня, часть из которых посетители могли бы купить. Интересным будет и размещение рядом небольшой мастерской, где можно вживую увидеть труд мастеров-камнерезов и сам процесс изготовления различных видов мозаики. По словам Наиля Бадретдинова, у проекта яшмовой комнаты есть инициативная группа, куда входят заслуженные художники, геологи, архитекторы. Однако без поддержки городских и республиканских властей, а также помощи меценатов, в столь амбициозном проекте не обойтись. И если такая помощь будет оказана, вполне возможно, что у Уфы и Башкортостана в целом появится новый, по-своему уникальный и хорошо узнаваемый бренд.
Алексей ФАТЫХОВ |