ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Достигнуто многое. Останавливаться нельзя!
- В консолидированный бюджет в прошлом году поступило  165,8 миллиарда рублей: ...

Крым-Севастополь-Россия
Годовщину со дня присоединения Крыма к России уфимцы отметили концертом-митин...

В гости просим!
На улице Гоголя, 72, открылся четырехзвездочный девятиэтажный отель сети «Атола...

Трасса вырастет в длину
Проспект Салавата Юлаева «устремится» в северную часть Уфы.
Согласно кон...

Четыре моста
Подходит к завершению строительство четырех надземных пешеходных переходов н...

Новая жизнь
Здание бывшей второй женской гимназии по улице Коммунистической, 19 отреставри...

В картинах - мамина любовь
Лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук представил в Национальной библиотеке имени Зак...

Под куполом - история
Республиканский историко-культурный музей-заповедник «Древняя Уфа» объявил к...

С ветерком - за образованием
Народный университет третьего возраста на средства гранта приобрел микроавто...

Подрастают звезды цирка
В вольере МУП «Горзеленхоз» родились пятеро медвежат. Малыши, вероятно, появились...

Учитель по жизни
Рядом с госпиталем ветеранов на улице Тукаева открыт сквер имени Зии Нуриева.

На связи - лучшие



     №4 (161)
     Апрель 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "БУДНИ МЭРА"

Работать в новом формате


Интервью с ректором БГПУ имени М. Акмуллы Раилем Асадуллиным откладывалось. «У него сейчас китайская делегация», - объяснила секретарь.
С последней нашей встречи прошло почти пять лет. Тогда состоялся откровенный и обстоятельный разговор о насущных проблемах образования и развития высшей школы. За это время многое изменилось. Не последнюю роль в повышении престижа профессии учителя в республике сыграл и ведущий педагогический вуз Башкортостана.
О том, какие изменения произошли в образовательном процессе, о международном сотрудничестве университета, не так давно вошедшего в объединение УШОС, и многом другом говорим сегодня.


- В среднюю школу пришли информационные технологии. Изменились цели образовательного процесса. Сегодня важно не только давать знания, но и учить ими пользоваться. Одним словом, учить учиться. Как в связи с этим перестраивается высшая школа? 
- Изменилась нормативная база, на основе которой мы строим свою деятельность. Если сегодня в нашу аудиторию пригласить студентов, которые обучались 10-20 лет назад, они бы не узнали образовательный процесс. За короткое время мы трижды меняли свои программы в соответствии с новыми стандартами, и каждый раз смена ориентиров задавалась, прежде всего, интересами личности, желанием студента реализовать свои образовательные запросы. Мы предоставляем молодым людям возможность широкого выбора, чтобы они сами определяли, чего хотят от высшей школы. В содержании профессионального образования сегодня увеличилась вариативная часть программы, которая в большей мере, чем прежде, позволяет выстроить траекторию индивидуального профессионального роста будущего специалиста. В прошлые годы доминировала теоретическая подготовка, порой в ущерб прикладной. На деле это выражалось в превалировании лекций и семинаров над практической деятельностью вне аудиторий. Сегодня они поменялись в объемах. Это, в свою очередь, требует изменения технологии образовательного процесса. Нам больше приходится говорить не о том, что нужно изучать и знать, а как нужно изучать и применять эти знания. Мы проектируем компетенции. Все эти новшества, прежде всего, отражаются на качестве подготовки студента, благодаря чему будущий специалист становится более адаптированным к изменяющейся социально-экономической среде, динамике производства. 

- Можно ли сказать, что средняя и высшая школы решают общую задачу?
- Сегодня вуз и школа - это единое образовательное пространство. Но вуз должен определять ориентиры для школьного образования. Сегодня очевидно, что человек не может получить профессию на всю жизнь. Особенно быстро все меняется в производстве, ведь технологический процесс не стоит на месте. Если прежде студенты получали профессиональную подготовку, дающую им возможность применить знания и умения в стандартной ситуации, то сегодня мы учим их жить и работать, ориентируясь на обстоятельства. Такая стратегия профессионального образования отвечает запросам времени. Новые требования изменили саму структуру образования. Сегодня профессиональное образование включает в себя три уровня: бакалавриат – магистратура - аспирантура. Но без обновленного понимания трансформации педагогической действительности преподавателям высшей школы было бы очень тяжело строить образовательный процесс. При этом сложно определить стратегические направления развития вуза в противостоянии приверженцев традиций и тех, кто активно внедряет инновации. Приходится очень серьезно работать с коллективом. И в этом отношении я всегда вспоминаю слова своего учителя, ректора БГПИ Рустема Кузеева о том, что в коллективе самое сложное - принимать решения и брать на себя ответственность и за успехи, и за неудачи. 

- А что является традицией для вас?
- Фундаментальная подготовка специалиста. Сегодня любой студент Педуниверситета, например, может выступить на конференции с докладом, выстроенным по всем канонам научной работы. Так и раньше могли немногие. При этом новизна связана с усилением прикладного аспекта профессионального образования. Совсем недавно завершился проект, предложенный самими студентами, - подготовка тьюторов образовательного процесса. Ребята представили реальные проекты в этом направлении. Идеи великолепные, и сейчас студенты вместе с нашими учеными доводят их до ума, разрабатывают принципы подготовки людей, сопровождающих профессиональное развитие специалистов. 
Меня радует, что современный студент готов обсуждать практику подготовки профессионалов и высказывать свои мысли на этот счет. Современные технологии таковы, что сегодня мы должны готовить специалистов не только формируя их человеческие и профессиональные качества, но и обучая их тому, как нужно действовать в той или иной ситуации. Это понимают и сами ребята. Наш вуз всегда славился открытостью в общении со студентами, поэтому мы всегда совместно обсуждаем модернизацию учебного процесса, устраиваем опросы, апробируем новые технологии.

- Как вы считаете, студент готов объективно обсуждать любые вопросы?
Нынешний студент демократичен, умен, открыт. Но, к сожалению, порой чрезвычайно рационален и прагматичен. С ним все тяжелее вести разговор «о душе» и «по душам». Реальность такова, что содержание учебников и лекций, желание за короткое время выдать больше информации, оставляют мало времени, чтобы больше говорить о человеческом, о вечном, о ценностях жизни. В век информатизации и использования компьютерной техники, дефицита общения со старшим коллегой это, конечно, становится проблемой.
Я вырос на стихах Пушкина и поэтической прозе Гоголя. Люблю Тютчева и Лермонтова. Многих из нас раздражает искажение языка в мобильных сообщениях и Интернете. Но будем объективны: темп современной жизни настолько сумасшедший, что за ним трудно угнаться даже языку. 

- БГПУ – единственный башкирский вуз, вошедший в УШОС. Более того, до этого в объединении даже не было педагогического направления. Как вам удалось стать членами сообщества?
- Из своих 62 лет жизни четыре десятилетия отданы педагогике, и я не представляю себя без нее. Поэтому первые оппоненты для меня - это те, кто слепо критикует образование, пусть и не всегда безупречного студента. Удивительно, как некоторые люди не понимают, что именно педагогический вуз определяет будущее нашего общества. Мы добиваемся уважения к профессии учителя. И то, что мы вошли в состав УШОС, – это показатель  признания международным педагогическим сообществом нашего каждодневного труда, результатов в образовательной, научной и методической деятельности. Мы три года шли к этому результату. Я трижды выступал в Российской академии образования, доказывая и убеждая, что наша стратегия педагогического образования является передовой и продуктивной. Конечно, нас поддержала республика. И мы получили право представлять Башкортостан в составе международного сотрудничества ведущих вузов стран-участниц ШОС. Уверены, что работа в составе УШОС позволит совершенствовать процессы профессиональной подготовки в стране. 

- Что дает участие в сообществе?
- Во-первых, мы можем продвигать нашу культуру, образовательные практики, позиционировать себя. Но главное, вхождение во всемирное сообщество дает студентам не только возможность академического обмена, но и получения дипломов двух университетов, один из которых - международного образца. Например, бакалавр естественно-географического  факультета БГПУ может закончить магистратуру экологического направления в РУДН, МГУ или в ведущих вузах Китая, Казахстана. Студенты станут более мобильными.
Работа в рамках Университета ШОС воодушевляет наших преподавателей делать содержание работы более инновационным, ведь теперь им придется учить не только наших студентов, но и наших партнеров из других стран, проводить совместные исследования. Недавно в составе башкирской делегации я побывал в Киргизии. Было очень приятно, когда министр образования Кыргызстана во время встречи с ректорами вузов Башкортостана отметила, что на примере БГПУ будет перестраиваться система педагогического образования в этой стране. Нас пригласили поделиться опытом подготовки учителей в Душанбе. Сегодня мы активно сотрудничаем со многими вузами, в частности, Китая, Лаоса, Вьетнама.

- Система образования в этих странах отличается от нашей?
- Сейчас предстоит огромная работа по совмещению образовательных программ на уровне целей, содержания и результатов обучения. Так, в системе подготовки учителей у нас много общего с коллегами из Китая. В свое время образовательные программы в СССР и Китае были похожи. Тяжелее согласовывать программы с вузами Казахстана. Они многое уже успели перенять у европейских вузов. Но сотрудничество идет на взаимном уважении подходов и поиске путей интеграции образовательных программ. Мы только в начале пути: нужно апробировать различные форматы сотрудничества, которые позволят нам согласовать подходы в подготовке не только учительских кадров, но и других востребованных современным производством специалистов.

- Можно ли сказать, что сегодня Акмулла смотрит только на Восток?
- Это было бы ошибкой. Разве можно отказаться от достижений мировой культуры и литературы? Жизнь гораздо шире политики. Но все же считаю, что нам не хватает спокойствия Востока. Западная культура строится на интеллекте и рациональности. Совместить рациональность Европы и душевность Востока – значит увидеть мир во всем его много-образии. 

- В Японии и Китае учитель - непререкаемый авторитет, несмотря на то, что он сегодня уже не единственный источник знаний. Почему же мы это потеряли?
- Нужно разграничить понятие учителя как представителя профессии и учителя в широком смысле слова. В культуре Востока исторически сложилось глубокое почитание старшего поколения. Даже при исторических переменах у них не было тотального свержения традиций. Японский чиновник, нарушивший традицию, покидает свой пост и даже накладывает на себя руки. Европейская культура устроена по-другому: часто вместе с историческими переменами мы пытаемся избавиться не только от негативного, но и от того хорошего, что было в нашей истории. Это серьезная ошибка. 

- Где тот интернациональный дух, который определял отношения между представителями различных республик СССР? В свете сегодняшнего сотрудничества членов УШОС возможно возродить традиции?
- Из Киргизии я вернулся воодушевленный. Меня поразил дух народа. Очевидно огромное стремление людей учиться, поднимать экономику страны. Башкирскую делегацию очень хорошо приняли. Концерт, который показали деятели культуры нашей республики, был принят восторженно. Люди обсуждали каждый номер, благодарили. Все подчеркивали наше родство - все мы вышли из Советского Союза. Нас многое объединяет – пафос произведений Чингиза Айтматова «Белый пароход», «Прощай, Гульсары» и «Долгое-долгое детство» Мустая Карима. В них наша жизнь, наша история, наше будущее. В них - гимн Учителям Жизни, ведь они -  идеологические и духовные скрепы общества и государства. Учитель связывает поколения. Велика роль его слова в единении людей, в понимании друг друга, объяснении традиции, в демонстрации будущего. Пример и слово учителя бьют по будущим поколениям сильнее пушки. 
- Какие мероприятия вы готовите к предстоящим саммитам?
- В Уфе прошла седьмая неделя УШОС, великолепную организацию форума отметил даже президент России. Образована группа по согласованию программ между вузами разных стран. Открыт кабинет УШОС, планируем открыть центры по изучению китайской и таджикской культуры. Вхождение БГПУ в УШОС и укрепление его позиций на международной арене позволяет университету использовать новые возможности по участию в международных проектах. В частности, в 2014 году БГПУ был включен в план Минобрнауки по командированию российских специалистов за рубеж в целях продвижения образования на русском языке. Организатором и координатором, контролирующим исполнение плана, выступил фонд «Русский Мир». С важной и ответственной миссией популяризации русскоязычного образования, а также установления новых контактов с зарубежными партнерами  преподаватели были направлены в Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (Казахстан), Таджикский государственный педагогический университет им. 
С. Айни (Таджикистан), Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева (Кыргызстан), Северо-восточный педагогический университет и Даляньский университет иностранных языков (КНР), Национальный университет Лаоса.
В 2015 году наши ежегодные Акмуллинские чтения ждет ребрендинг – они преобразуются в Международный Евразийский гуманистический форум. Концепция форума предполагает проведение комплекса мероприятий в форме открытой площадки для ученых, представителей базовых вузов-партнеров Университета ШОС. Изменения обусловлены расширением географии участников, вхождением БГПУ в состав Университета ШОС и многочисленными рабочими связями, возникшими на основе международного сотрудничества. 

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости