ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Не для галочки

Глава Башкортостана Рустэм Хамитов принял участие в заседании Совета ...

Лидеры в инвестициях
В Уфе реализуются более 100 инвестиционных проектов стоимостью более 170 миллиар...

Вот эта улица, вот этот дом!

Уфимцам, победившим в конкурсе на лучший частный дом, подворье и улицу, ...

«Дети разные важны!»
Уфа стала победителем во Всероссийском конкурсе городов «Дети разные важны!», ...

В сказочном хороводе
Первыми отметили Новый год около 800 отличников учебы, подопечные Благотворител...

Каникулы - не только отдых
В зимние каникулы уфимских школьников помимо новогодних представлений ждет мн...

Город, где хочется жить
В Международном смотре-конкурсе городских практик Уфа победила сразу в трех но...

Равнение - на Знамя Победы!

Стартовала республиканская общественная патриотическая эстафета «Вс...

Добро пожаловать в Оперный!
После масштабной реконструкции в канун Нового года распахнул свои двери Больш...

Золото, а не дети



     №01 (158)
     январь 2015 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Платежный баланс


В последнее время в Уфе, как, впрочем, и во многих других городах страны, резко обострился вопрос задолженности управляющих жилищных компаний перед поставщиками коммунальных ресурсов. Сумма общего долга за поставку электроэнергии, тепла и воды измеряется сотнями миллионов рублей и имеет стабильную тенденцию к росту, хотя уровень оплаты населением коммунальных услуг, по официальным данным, составляет 96 процентов. В причинах сложившейся ситуации решил разобраться журнал «Уфа».

На сегодняшний день приборами учета горячей и холодной воды оборудовано, соответственно, 77 и 72 процента уфимских квартир, газом – около половины, остальные платят по нормативам. Такая ситуация создает благодатную почву для злоупотреблений с учетом коммунальных ресурсов, особенно электроэнергии, горячей и холодной воды. Начнем со счетчиков. При осмотрах квартир неоднократно выявляются случаи, когда жильцы используют всевозможные способы уменьшения показаний от банальных магнитов и подключения электропроводки, минуя прибор учета, до весьма сложных технических средств. Некоторые открывают кран так, что из него течет тонкая струя воды, которую счетчик не фиксирует. Там, где ресурсы оплачиваются по нормативу, жильцы обычно специально не экономят, серьезно превышая лимит. Нередки ситуации, когда в квартире прописан один человек, а проживает намного больше, что ведет к неучтенному расходу ресурсов, масштаб которых иногда просто поражает воображение. 
Поскольку практически все многоквартирные жилые дома Уфы оснащены общедомовыми приборами учета, от их показаний отнимаются данные квартирных счетчиков и начислений по нормативам, а получившийся остаток частично ложится на плечи всех жильцов, но прежде всего управляющих компаний, приводя к убыткам и росту задолженности перед поставщиками.       
- В прошлом году мы проводили анализ по многоквартирным домам Уфы, в ходе которого выяснилось, что всего за один месяц в категорию неучтенной, а лучше сказать украденной, попало 25 тысяч тонн воды, - обрисовал проблему заместитель министра ЖКХ РБ Альфред Зинатуллин. – Часть украденной воды оплачивается добросовестными жильцами как общедомовые нужды. Но большая часть ложится на управляющую компанию, которая не может начислять ОДН выше определенной границы, что ведет к убыткам и постоянному росту долгов перед «Водоканалом». В прошлом году убытки управляющих компаний Уфы только по горячей и холодной воде составили около 50 миллионов рублей в месяц. При этом все упирается именно в правильный поквартирный учет. Я знаю дома, где инициативная группа жильцов выявляла все факты махинаций с приборами учета и проживания в квартирах без регистрации, в результате чего объем ОДН резко падал. К сожалению, таких примеров у нас немного. 

Вопросы точности 
Поставщики коммунальных ресурсов, уставшие от постоянно растущих хронических неплатежей, склонны искать причину в лишних посредниках, в связи с чем стали переходить к прямым расчетам с жителями каждого дома, исключив из цепочки управляющие компании. Эффективность такого шага покажет уже будущий год, но пока для жильцов это вылилось в увеличение числа платежных квитанций, которые к тому же часто приходят неодновременно. 
В то же время прямой расчет потребителя с поставщиком не снимает проблему точности учета, остается и вопрос регулярности платежей – многие собственники квартир по разным причинам предпочитают снимать показания счетчиков и оплачивать коммунальные счета не в определенные числа каждого месяца, а, к примеру, раз в квартал, при том, что поставщикам деньги нужны, что называется, здесь и сейчас. 
В развитых странах клубок вышеназванных проблем успешно решается установкой в каждой квартире счетчиков с системой дистанционной передачи данных (телеметрией). Необходимость таких шагов понимают и наши ресурсоснабжающие компании. Поскольку наиболее остро проблема учета стоит по воде, МУП «Уфаводоканал» прорабатывает возможность установки квартирных счетчиков, способных передавать показания по беспроводной сети. Вопросом точности учета озабочены и энергетики. Большая часть электросчетчиков уже выработала нормативный ресурс, и их показания могут различаться как в большую, так и меньшую сторону. В рамках реализации проекта «Умные сети» (Smart Grid) «Башкирская энергосетевая компания» планирует за пять лет установить в Уфе 80 тысяч новых электросчетчиков как в многоквартирных домах, так и в частном секторе. 
Правда, планы организации централизованного учета всех потребителей, особенно в сегменте воды, могут столкнуться с дефицитом финансов. Обычный водосчетчик стоит около 500 рублей. Прибор, способный к дистанционной передаче данных, должен иметь специальный импульсный выход и стоит намного дороже своего механического аналога. Сейчас в Уфе насчитывается около 380 тысяч лицевых счетов на поставку коммунальных услуг, что соответствует числу квартир. С учетом расходов на закупку и установку счетчиков, оборудование центров приема и обработки полученных данных, создание системы дистанционного учета использования воды в масштабе Уфы может обойтись в сумму более миллиарда рублей. Изыскать такие средства без резкого роста тарифов будет непросто, особенно учитывая тот факт, что в начале 2014 года износ уфимских сетей водоснабжения составлял 83 процента, водоотведения –  68,7 процента, а обновление трубопроводов требует серьезных вложений. 
Ставка на самопомощь 
Решить вопрос налаживания эффективного учета ресурсов в сложившейся ситуации могут только сами жильцы, установив к квартире приборы учета. Поскольку значительная часть горожан по разным причинам не спешит устанавливать счетчики, к этому их хочет подтолкнуть государство, создав условия, когда платить по нормативам станет просто не выгодно. 
Постановление правительства РФ №344 предполагает, что с 1 января 2015 года для собственников жилья, не имеющих индивидуальных приборов учета электроэнергии и воды, при наличии технической возможности их установки могут быть применены повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг, которые планируется увеличивать каждое полугодие. Повышающие коэффициенты предусмотрены и для жильцов, чьи счетчики неисправны или имеют истекший срок поверки, а также для тех, кто два и более раза не пустит в квартиру специалистов, проверяющих правильность показаний. 
Названный комплекс мер может существенно улучшить точность учета, сократить ОДН и тем самым уменьшить нагрузку на добросовестных жильцов и управляющие компании. Но, как показала практика, даже если во всех квартирах будут установлены счетчики, это все равно не снимет вопрос значительных неучтенных расходов. Не так давно несколько уфимских многоэтажек были стопроцентно оборудованы квартирными приборами учета горячей и холодной воды с функцией передачи данных в единый диспетчерский центр. Этот эксперимент позволил точно рассчитать разницу между показаниями квартирных и общедомовых водосчетчиков, составившую около десяти процентов от общего потребления. То есть десятая часть всей воды просто уходит в никуда, хотя, казалось бы, во всех квартирах есть новые счетчики, передающие показания в дистанционном режиме. 
Как выяснилось, причиной сохраняющегося 10-процентного перерасхода стали небольшие, но многочисленные утечки. Если из крана вытекает менее 250 граммов воды в минуту, квартирный счетчик этот расход не фиксирует, а имеющий больший класс точности общедомовой замечает. На первый взгляд, 250 граммов в минуту - не столь большой объем, но в месяц из крана может вытечь около десяти кубов. Этим нередко пользуются пенсионеры, каждый день набирая несколько ведер бесплатной воды. Не меньший ущерб могут нанести жильцы, не следящие за исправностью кранов и сантехники. Даже небольшая протечка крана или сливного бачка в две-три капли в секунду дает 30 литров в сутки или почти тонну воды в месяц, которую не видит обычный квартирный счетчик! К этому нужно добавить утечки и потери во внутридомовых инженерных сетях, модернизация которых в формате одного дома часто требует от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. 
Новое законодательство предписывает, что средства от применения повышающих коэффициентов к жильцам, не установившим индивидуальные счетчики, должны тратиться на энергосбережение и повышение энергоэффективности. Однако если счетчики будут установлены во всех квартирах дома, этот источник исчезнет сам собой. Улучшить ситуацию может лишь модернизация и замена инженерных коммуникаций в ходе капремонтов, финансируемых за счет средств единых региональных операторов. Уже в 2015 году объем капремонта жилья в Уфе должен увеличиться примерно вдвое, что улучшит состояние домовых сетей и снизит неучтенный расход коммунальных ресурсов. 
Удаленный доступ 
Наряду с учетом и правильным начислением платежей за ресурсы актуальным остается вопрос оплаты начисляемых сумм. Собираемость коммунальных платежей в Уфе официально составляет около 96 процентов. Часть из четырех процентов неплательщиков – маргинальные личности или семьи, по разным причинам имеющие крайне низкие доходы и просто не способные регулярно платить за жилье. Другую часть должников составляют вполне обеспеченные граждане, не оплачивающие квитанции из-за нехватки времени или работы вахтовым методом в других регионах, прежде всего на Севере. 
- Четыре процента неуплаченных коммунальных сборов - сумма вроде бы небольшая, но по итогам года непогашенный долг составляет более половины месячного платежа, что в масштабе города дает уже десятки миллионов рублей, - говорит Альфред Зинатуллин.
За рубежом схожую проблему успешно решают интернет-сервисы, на которых жильцы могут, находясь в любой точке Земли, где есть Интернет, самостоятельно заполнить коммунальные квитанции и оплатить счет. По словам Альфреда Зинатуллина, развитие систем оплаты коммунальных счетов через Интернет позволит во многом решить вопрос задолженности горожан, имеющих квартиры в Уфе, но работающих в других регионах. При этом общий уровень собираемости поднимется на 1-2 процента и достигнет предельно возможной величины. 
Однако здесь возникает другая сложность – большинство уфимцев пока еще не готовы не только оплачивать коммуналку через Интернет, но даже заполнять на сайтах платежные квитанции, а значительная часть собственников квартир, особенно люди пенсионного возраста, просто не обладают необходимой для этого компьютерной грамотностью. 
- На нашем сайте доступна услуга «личный кабинет», воспользовавшись которой любой владелец квартиры может сам сформировать платежную квитанцию, внеся в нее показания приборов учета, - говорит гендиректор Единого расчетно-кассового центра Уфы Ильдар Ардаширов. – «Личный кабинет» позволяет отказаться от печати и доставки бумажных квитанций, тем самым снизить стоимость наших услуг примерно на 20 процентов. Но, к сожалению, большинство уфимцев пока не готовы воспользоваться этой услугой. Из 380 тысяч обслуживаемых нами лицевых счетов «личным кабинетом» пользуются всего около шести тысяч плательщиков. 
Проблемная сеть 
Уфимцы, как и россияне в целом, весьма неохотно осваивают электронные платежи, хотя их повсеместное распространение стало мировым трендом, позволяющим сократить просрочки и задолженности, а также существенно снизить расходы на обслуживание лицевых счетов.   
Боязнь электронных расчетов подтверждают и цифры статистики. Как пояснили в Национальном банке РБ, по данным опросов граждан, регулярно оплачивающих товары и услуги через Интернет, лишь десять процентов готовы таким образом платить и за коммуналку. Представитель одного из крупнейших работающих в республике банков заявил, что 54 процента  принимаемых платежей до сих пор идет через кассы и лишь 6 процентов – через Интернет. 
Более того, большинство уфимцев не готовы принять не только относительно сложные интернет-платежи, но и более доступные схемы. Желая упростить процедуру и повысить скорость расчетов, большинство банков отказались от традиционных касс в пользу электронных терминалов. Результат оказался обратным – как выяснилось, многие уфимцы могут пользоваться новой услугой лишь при помощи банковских сотрудников. Люди старших возрастов вообще боятся нововведений, предпочитая общение с живым кассиром. В итоге резко возрос объем платежей через отделения «Почты России», кассы которой работают по старой методике. 
-  В 2013 году в Уфе число платежей за ЖКХ через отделения почты возросло на десять процентов, эти в общем-то непрофильные операции занимают большую часть рабочего времени наших сотрудников, - сетует директор Управления Федеральной почтовой связи РБ Ирек Галимов. – Когда мы стали искать причину, оказалось, что банки отказались от кассового обслуживания в пользу терминалов, и народ пошел к нам. По статистике только в Уфе через почтовые отделения осуществляется 55 процентов всех платежей за жилье. Из-за загруженности персонала мы порой не можем в полной мере оказывать свои прямые услуги.  
Взгляд в будущее 
Ликвидация долгов перед поставщиками коммунальных услуг требует комплексных мер. Прежде всего, должен заработать закон, устанавливающий более высокий уровень оплаты ресурсов для собственников квартир, где нет приборов учета, а начисления производятся по нормативам, исходя из числа прописанных жильцов. Это позволит устранить многочисленные факты сверхнормативного потребления, особенно в квартирах, где проживают граждане без прописки. Далее необходимо определить жесткие требования к моделям выпускаемых счетчиков, особенно горячей и холодной воды, для исключения самой возможности махинаций с показаниями, вроде подкладывания магнита и повышения класса точности учета для фиксации даже небольших утечек. 
Следующим шагом может стать создание системы дистанционного снятия показаний и передачи данных в единый учетный центр. Это требует сил и средств, но процесс можно ускорить, если строительные компании обяжут оснащать все новые дома соответствующим оборудованием или, по крайней мере, создавать технические условия для его установки. В Санкт-Петербурге и в ряде других регионов РФ предписана обязательная установка водосчетчиков с импульсным выходом, чтобы к автоматизации сбора данных было все готово, то есть сами счетчики менять уже не пришлось. В Уфе и республике таких требований пока еще нет. 
Переход к прямой оплате коммунальных ресурсов уже привел к появлению нескольких платежных квитанций на одну квартиру, что серьезно усложняет платеж. В этой связи ресурсоснабжающие компании должны создавать удобные и понятные сайты, где жильцы могут сами заполнить квитанцию и сделать платеж, а чтобы сервис был более востребован, его посетителям желательно предоставить скидку в оплате, хотя бы равную сумме, сэкономленной на печати, доставке и ручной обработке квитанций. 
Конечно, эти меры нельзя реализовать в одночасье, но их последовательное внедрение сделает процесс учета и оплаты коммунальных ресурсов более прозрачным, удобным и точным, что обязательно приведет к существенному снижению просроченных платежей.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости