ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Достойная победа
Рустэм Хамитов, выдвинутый избирательным объединением «Башкортостанское реги...

Инвестиции в ЖКХ
На XIII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2014» с участием премьер-минист...

С высоты птичьего полета

В  парке имени Мажита Гафури состоялась торжественная церемония от...

Китай становится ближе

В рамках визита делегации администрации Уфы в Китайскую Народную Рес...

Мэр - за Совет

На Общественном совете по сохранению культурного наследия и памятник...

Молоко от нэнейки

В Уфе на улице Революционной, 70/1 открылся первый фирменный магазин «П...

Молодым в Уфу - дорога

7-10 октября Уфа станет центром инноваций и науки на пространстве ШОС. Н...

На Вологодской - новоселье!

В Калининском районе после масштабного капитального ремонта, который...

К нам едет Спиваков

Приезд маэстро в Уфу - всегда знаменательное событие. На этот раз он вы...

Курбан-байрам

4 октября мусульмане Башкортостана отметят один из главных празднико...

«Муслим-сити» - наш бренд

Получено разрешение на планировку и межевание территории площадью 20 ...

Под овации москвичей

Впервые в московском Концертном зале имени П.И. Чайковского с больш...

За фасады - на все четыре стороны

С каждым днем преображается фасад дома №21 по улице Ленина. Торцевая с...

Праздник книгочеев

В Городском Дворце культуры подвели итоги конкурса «Лето и книга», ко...

По скале за золотом

На первенстве мира по скалолазанию, которое прошло в Новой Каледонии (...

Ретрокалейдоскоп

140. 9 октября 1874 г. учрежден Всемирный почтовый союз.

100. В...




     №10 (155)
     октябрь 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Технологический рывок


По объемам отгруженной продукции Уфа занимает третье место среди российских городов-миллионников после Омска  
и Перми и первое место – в Приволжском федеральном округе. Однако около 70 процентов промпроизводства приходится на нефтепереработку и нефтехимию. На фоне последних событий во внешней политике и санкционной войны особое значение приобретают высокотехнологичные и инновационные производства, способные выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью, востребованную как в России, так и за рубежом. Журнал «Уфа» попытался оценить перспективы столичной промышленности в сфере высоких технологий.

Вторая по значимости после «нефтянки» отрасль промышленности Уфы - производство транспортных средств, дает почти 6 процентов общих объемов. По итогам первой половины текущего года в этом сегменте наблюдалась положительная динамика – объем отгруженной продукции вырос на 4,6 процента. Основная доля прироста пришлась на 
УМПО - крупнейшее машиностроительное предприятие республики и Уфы, ориентированное, прежде всего, на выпуск реактивных двигателей для истребителей. 
После длительного периода спада, связанного с распадом СССР и началом постсоветского кризиса, УМПО резко наращивает объемы – в его портфеле контракты и договоры на поставку продукции вплоть до 2020 года, а на развитие и техническое перевооружение производства только в этом году планируется направить более 9 миллиардов рублей.
Залогом успеха стали двигатели для новейших сверхманевренных истребителей, способных составить конкуренцию лучшим европейским и американским моделям. Наиболее высокотехнологичный продукт, выпускаемый сегодня на УМПО, - двигатель АЛ-41Ф1 с полностью цифровым управлением и плазменной системой зажигания, устанавливаемый на сверхманевренный истребитель Су-35 поколения 4++, а также перспективный истребитель пятого поколения Т-50. Последний призван обеспечить военно-воздушный паритет с США и в случае успешного запуска в серийное производство может стать весьма востребованным экспортным товаром, способным принести стране многомиллиардную прибыль. 
Стоит отметить, что АЛ-41Ф1 рассматривается лишь в качестве двигателя первого этапа производства истребителя пятого поколения. В дальнейшем на него будет устанавливаться еще более совершенный силовой агрегат, разработка которого уже началась в Уфе. 
- Это двигатель поколения 5+, создаваемый с использованием перспективных материалов и технологий, в том числе системой управления на полностью российской элементной базе, который будет обладать улучшенными основными параметрами – тягой и удельным расходом топлива, - отметил генеральный директор Объединенной двигателе-
строительной корпорации Владислав Масалов. 
В прошлом году УМПО получило статус головного разработчика перспективного двигателя для истребителя Т-50. Спустя два месяца его технический проект прошел защиту перед комиссией заказчика - Минобороны РФ. В настоящее время УМПО и его филиал ОКБ имени Архипа Люльки ведут подготовку к изготовлению демонстратора перспективного авиамотора, который эксперты называют одним из самых высоко-
технологичных проектов современной российской промышленности. 
Новые рынки 
Перспективы уфимских моторостроителей связаны не только с разработкой и производством продукции для боевой авиации, но и освоением принципиально новых высокотехнологичных изделий, которые до сих пор вообще не производились в Уфе – двигателей для гражданских авиалайнеров и вертолетов.   
Первое направление связано с разработкой и запуском в производство авиадвигателя ПД-14 для перспективного пассажирского авиалайнера МС-21 (магистральный самолет 
XXI века), который должен стать заменой Ту-154 и потеснить господствующие в российском небе «Аэробусы» А-320 и «Боинги-737». По планам, МС-21 в различных модификациях вместе с еще одной новинкой отечественного авиапрома - лайнером «СухойСуперджет-100» в обозримом будущем составит значительную часть парка гражданских самолетов России и будет активно экспортироваться за рубеж. 
Коммерческий успех МС-21 во многом зависит от нового двигателя, который должен быть как минимум не хуже зарубежных аналогов. В этой программе УМПО определено как центр компетенции по нескольким ключевым технологиям, а его общая доля в серийном  производстве ПД-14 составит 47 процентов. Серийный выпуск планируется с 2016 года, с ежегодной поставкой не менее 20-30 единиц. Более мощные модификации двигателя могут устанавливаться на авиалайнеры Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т и находящийся в стадии разработки транспортный Ил-214, что многократно повышает его коммерческую востребованность. По расчетам Объединенной авиастроительной корпорации, в 2019-2020 годах потребность в авиамоторах типа ПД-14 может составить до 200 единиц в год, и это без учета перспективы его использования в промышленных газотурбинных установках. 
Вертолетный задел 
Не менее масштабным может стать участие УМПО в производстве двигателей для вертолетов. Во времена советской плановой экономики выпуск силовых установок  для вертолетов семейства «Ми» и «Ка» был налажен в расположенном на Украине Запорожском  моторостроительном заводе (ныне «Мотор сич»), который до сих пор обеспечивает около 90 процентов потребности России в вертолетных моторах. Однако конфликт в российско-украинских взаимоотношениях поставил это сотрудничество под вопрос, кроме того, закупая столь высокотехнологичную продукцию в другом государстве, наша страна лишается многомиллиардных доходов и нескольких тысяч квалифицированных рабочих мест.
Для решения этой проблемы была разработана программа «Вертолетные двигатели», в рамках которой в России разворачивается производство двигателей ТВ3-117 и его улучшенной модификации ВК-2500, устанавливаемых на гражданские и военные вертолеты, летающие более чем в восьмидесяти странах мира. УМПО было включено в программу в апреле 2009-го - за предприятием закреплено освоение и серийное изготовление ремонтно-группового комплекта для двигателей ТВ3-117 и ВК-2500, а также серийное производство «ВК», которое на первом этапе будет идти в  кооперации с петербургским ОАО «Климов» и Московским машиностроительным предприятием имени Чернышева. По данным официального сайта УМПО, проект по выпуску наиболее востребованного вертолетного двигателя ВК-2500 может выйти на производственную мощность уже в 2015 году. Отметим, что только в этом году потребность вертолетных заводов России оценивается в 600 новых двигателей, а с учетом поставок для машин, ремонтируемых в нашей стране и за рубежом, эта цифра может возрасти еще на несколько сот единиц.    
В продолжение темы авиационного двигателестроения нельзя не упомянуть об уфимском заводе «Гидравлика» - главном поставщике вспомогательных силовых установок (ВСУ) для российской авиатехники. Эти высокотехнологичные изделия представляют собой небольшую турбину, обеспечивающую запуск основных двигателей самолетов и вертолетов, электропитание бортовых систем, а также кондиционирование салонов и кабин. По данным холдинга «Авиационное оборудование», в состав которого входит завод «Гидравлика», уже в этом году доля ВСУ для самолетов Ил-76МД, тяжелых вертолетов Ми-26 и других воздушных судов в общем объеме производимой продукции может вырасти с 20 до 45 процентов. 
- Холдинг намерен расширить участие в проектах по созданию перспективной российской и зарубежной авиатехники. Поэтому мы планируем, что к 2020 году количество ВСУ, выпускаемых на базе «Гидравлики», достигнет 150 изделий в год, - заявил гендиректор «Авиационного оборудования» Максим Кузюк. 
В целом можно заключить, что ведущие машиностроительные предприятия Уфы преодолели затяжной постсоветский кризис и в ближайшие годы будут осваивать новые высокотехнологичные изделия с параллельной модернизацией успевшей изрядно устареть производственной базы. 
Уфимская электроника 
Наряду с производством транспортных средств важную роль в промышленности Уфы играет производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Предприятия этой сферы можно разделить на две основные категории: производители систем наземной связи и управления, и электронных устройств для космической индустрии и авиации. И в той, и в другой группе наблюдается существенный рост – в январе-июне этого года по сравнению с тем же периодом 
2013-го предприятия отрасли увеличили объем отгруженной продукции более чем на 30 процентов! Выпускаемое в Уфе оборудование наземной связи поставляется военным и гражданским заказчикам. И если первые в рамках гособоронзаказа волей-неволей получают продукт отечественной разработки, то успех на гражданском рынке с его жесткой конкуренцией иностранных производителей говорит о неплохом потенциале и качестве уфимской электротехники. 
Но наиболее высокотехнологичные изделия выпускаются для космической и авиаиндустрии. Здесь также отмечается значительный рост, связанный с общим  оживлением российского авиапрома. Так, в прошлом году выпуск гражданских самолетов вырос сразу на 60 процентов – с 20 до 32 единиц, а в этом планируется собрать уже 46 машин. Военное авиастроение даст еще около 100-110 новых самолетов, против 60 в 2012 году, а запланированное на текущий год производство боевых и транспортных вертолетов составит порядка 300 единиц. 
Все это обеспечивает положительную динамику профильных предприятий. Уфимский завод УППО, специализирующийся на выпуске автопилотов, систем автоматического управления, бортовых вычислительных устройств, электронных блоков транспортных космических кораблей и исследовательских модулей МКС, по итогам 2014 года планирует получить чистую прибыль более чем в 30 миллионов рублей. УАПО (Агрегатный завод), выпускающий системы зажигания авиадвигателей и различные агрегаты бортовой электроники, только в этом году намерен увеличить объемы отгрузки продукции на 20 процентов и вложить в реконструкцию производства 80 миллионов рублей.  
Плюсы переноса
Новый толчок развитию высокотехнологичной электронной промышленности Уфы даст перенос в столицу республики производств из других регионов и освоение новых компетенций. 
Так, на УАПО переносится производство продукции, выпускавшейся московским авиационным конструкторским бюро «Якорь». С этого года в компетенции московской площадки останется исключительно разработка инновационных продуктов и производство опытных образцов, а выпуск серийных изделий и освоение новых технологий будет идти на мощностях УАПО. К 2015 году в Уфу перенесут серийное производство 15 изделий, что позволит увеличить общие объемы выпуска продукции почти вдвое. Кроме того, до 2018 года в техническое перевооружение УАПО планируется вложить более 765 миллионов рублей, что выведет завод на качественно новый уровень работы.  
Холдинг «Авиационное оборудование» также  планирует создать три инновационных центра на базе своей «дочки» - Уфимского научно-производственного предприятия  «Молния» - ведущего российского разработчика систем зажигания и управления двигателей летательных аппаратов. Один из центров займется разработкой электрических систем зажигания для всех видов авиадвигателей, другой - созданием электронных блоков управления системами пожарной защиты и обеспечения кислородом, а также противообледенительных систем. В будущем на базе «Молнии» может быть создан третий центр для испытаний устойчивости авиаоборудования к воздействию электромагнитных помех, молний и полей высокой интенсивности. 
Дело за малым 
Высокотехнологичное промышленное производство Уфы формировалось еще в советские годы, поэтому в его основе – крупные предприятия, на каждом из которых трудится по нескольку тысяч человек. В то же время в развитых странах все больше инновационной продукции выпускается силами небольших фирм со штатом от нескольких десятков до нескольких сотен сотрудников. Этот подход тем более актуален, что в условиях глобальной конкуренции создавать крупное производство с нуля крайне сложно и, главное, дорого, а небольшие производители вполне могут найти себя на мировом рынке. Такие примеры есть и в Уфе, наиболее яркий – основанная в 2009 году компания ЕСМ, специализирующаяся на производстве инновационных электрохимических станков. Принцип их работы основан на том, что электроток слабого напряжения в 
5-30 вольт, проходя через электроды и раствор минеральной соли, как бы растворяет заготовку, придавая ей нужную форму и не изменяя свойств обрабатываемого материала. На электрохимических станках можно изготавливать детали любой сложности, при этом качество обработки практически не зависит от твердости и прочности материала. 
Электрохимические станки востребованы в самых разных отраслях: от производства имплантатов и хирургических инструментов до сложных деталей из высокопрочных сплавов для авиадвигателей и энерготурбин. К примеру, изготовленные на уфимских электрохимических станках скальпели для микрохирургии дешевле импортных аналогов, а процесс заживления после проведенных с их помощью операций идет намного быстрее. По итогам всего пяти лет работы клиентская база ООО «ЕСМ» насчитывает сотни предприятий в России и за рубежом, а в прошлом году ее станок закупила Япония, что стало лучшим признанием труда уфимских ученых, сумевших создать 12 серийных моделей электрохимических станков. При этом штат компании, способной выпускать около 50 уникальных станков в год, насчитывает всего 53 человека, из которых 8 - кандидаты наук. 
Повторить успех ЕСМ может и намеченная в Уфе организация производства биологических чипов, способных по одной капле крови выявить предрасположенность человека к 100 с лишним наследственных заболеваний. Сейчас генетики работают над следующим поколением биочипов, которые смогут выявлять склонность человека уже к нескольким сотням наследственных патологий. 
Инновационная 
компетенция
Дальнейший рост числа небольших, но высокотехнологичных  производств напрямую связан с созданием в Уфе центров коллективного доступа (ЦКД) и прототипирования для различных производственных направлений. Наш журнал уже писал, что в феврале 2014 года в Уфе начал работу ЦКД радиоэлектронного кластера, на который из бюджета РФ было выделено 80 миллионов рублей. Здесь малые фирмы смогут пользоваться всем необходимым для работ в области инновационной радиоэлектроники - мощными компьютерами со специальным программным обеспечением, оборудованием для климатических испытаний электронных изделий, нанесением защитных покрытий на монтажные платы и рядом других уникальных устройств. Уже этой осенью начнут работу центры коллективного доступа в сфере малотоннажной химии и биотехнологий, на которые было выделено соответственно 225 и 51 миллион рублей. При этом республика предоставила помещения центров и профинансировала их ремонт. 
И это только первый этап работы – в текущем  году Башкортостан получит из федерального центра около миллиарда рублей на создание в Уфе центров прототипирования для кластера малотоннажной химии (505 миллионов рублей) и радиоэлектроники (282 млн). Еще 100 миллионов будут направлены на создание инжинирингового центра биотехнологий. 
Центры прототипирования позволяют пройти самый сложный этап от появления инновационной идеи до создания готового продукта. В них будет все необходимое для изготовления опытной партии инновационного продукта и проработки технологии его массового производства с последующим выводом на рынок. Все это создаст необходимую базу для инновационно ориентированного малого и среднего бизнеса, который в последнее время берет на себя роль главного генератора прорывных технологий в промышленном секторе развитых стран.



Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости