ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

33 метра уюта
Готовятся к приемке жилые дома на 240 квартир в микрорайоне Кузнецовский затон, ...

«Национальный выбор-2014»

У Уфы есть все шансы стать  победителем проекта «Город России. Нацио...

Экспозиции - в новом формате

В конце февраля на территории нового выставочного комплекса «ВДНХ-ЭКС...

«Максимовка» - без огня

Пожарная часть «Максимовка» расширится до уровня депо: здесь возводит...

Церетели в Уфе
28 февраля в выставочном зале Академии наук РБ открылась выставка произведений ...

Секрет топонима
Одиннадцатиклассник школы №112 Евгений Изибаев стал победителем Всероссийског...

Венский вальс и не только

Старшеклассники уфимской школы № 45 отметили свой 17-й литературно-музы...

Чувашской школе быть
Состоялся аукцион на право заключения договора аренды памятника архитектуры - ...

Школа весельчаков
5 марта в Городском Дворце культуры пройдет финал «Шаяниума», который давно ста...

Выставочная весна
Первые месяцы весны в галерее «Мирас» пройдут под знаком сразу двух уникальных...

Уфимский «АртБрат»
В конце марта столица республики принимает у себя первый фестиваль спектаклей ...

Делаем оперу
Воспитанники детской оперной студии при Башкирском государственном театре оп...

Ждем новых медалей!



     №03 (148)
     март 2014 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"

Частный театр в разрезе


Любой мало-мальски грамотный бизнесмен, услышав о сочетании слов «театр» и «бизнес», скептически ухмыляется. Мы привыкли считать, что театр убыточен сам по себе и без госдотаций пропадет. Но, вопреки всему, в разных городах России, и даже не в самых крупных,  открываются частные, заполняя ту нишу, которую не смогли заполнить государственные учреждения. Ведь, если верить статистике, лишь 19 процентов российских городов имеют свои стационарные коллективы.
На Западе, между тем, принята такая мерка: если в городе есть театр, то в этот город можно вкладываться, открывать новые производства. Уфа в этом разрезе идеальна, у нас шесть государственных театров. Найдется ли среди них местечко для частника?

Стартап на сцене
Частный театр – он хоть и искусство, но все же бизнес-проект. И потому неминуемо переживает период стартапа. Это профессиональное словечко хорошо прижилось в нашей разговорной речи и ассоциируется с трудностями начинаний, с определенными затратами и работой в убыток. Но вновь открывшиеся театры, как правило, в первые год-полтора не ощущают этих лишений в полной мере. Потому что любой новый проект, связанный с искусством, всегда заявляет о себе относительно громко, под фанфары, при финансовой поддержке фондов, спонсоров. И аудиторию привлекать пока не надо, она уже есть – журналисты, критики, друзья, друзья друзей и их семьи. Много ли нужно альтернативному театру, который предпочитает играть в небольших залах? 
Но через некоторое время фанфары стихают, и если к этому моменту не будет в запасе трех-четырех постановок, шансы на выживание значительно уменьшаются. И вот тогда начинается настоящая стартовая прямая, которая может плавно перетечь в финишную.
Проект «The Театр», работающий на базе Центра современного искусства «Облака», как раз сейчас находится на стадии подъема. Всеобщий интерес, энтузиазм актеров, призы различных фестивалей и очень недорогие билеты (150-200 рублей). Созданный всего лишь полгода  назад группой выпускников театрального факультета отделения режиссуры УГАИ им. Загира Исмагилова, коллектив поставил уже три спектакля, оригинальных, полновесных.
Режиссер «The Театра» Алсу Галина не считает, что громкое начало обязательно должно смениться тишиной.
- Я считаю, что все зависит, прежде всего, от коллектива и команды людей, которые занимаются этим не для развлечения и не для «поиграть, потом устать», - говорит она. – Можно привести огромное количество театральных коллективов, которые избежали участи закрытия. Это, прежде всего, и самый лучший, на мой взгляд, «Коляда-Театр», который переходил из одного помещения в другое и теперь, наконец, переезжает в оборудованное здание. Это и «Liquid theatre», и Новый художественный театр в Челябинске, к которым мы недавно ездили на международный фестиваль, и многие другие. 
Конечно, мы понимаем всю трудность «выживания» в театральной индустрии, но тут нет никакой аксиомы, что вот год-два и мы исчезли.
Конечно, трудностей у молодых коллективов множество. Помимо проблем с площадками, есть еще свет, звук, необходимое техническое оборудование. И еще спонсирование, реклама, необходимость зарабатывать как-то на жизнь и при этом полностью отдаваться театру. Ну и, конечно, это зритель, который еще не знает о таких коллективах.
Театру Алсу несказанно повезло с самого начала – у него есть крыша над головой. Потому что, каким бы затратным ни был каждый новый спектакль, самое сложное – держаться на плаву из-за постоянной необходимости арендовать репетиционную базу и сцену. Статистика неумолима: у более чем 80 процентов частных театров в России нет своей площадки. Именно по этой причине большинство из них в критический момент обращаются за помощью к государству. Но получают ее далеко не все. Известный питерский драматический театр Льва Эренбурга долгое время и сталкивался со всеми вышеперечисленными проблемами. Коллектив мог готовить премьеры лишь один раз в два-три года, но при этом был отмечен на многих фестивалях. Статус государственного ему дали лишь через 10 лет. Не все частники перешагивают этот рубеж.
Уфимский альтернативный театр «Перспектива» открылся в ноябре 2010 года и стал первым частным профессиональным в нашем городе. И сразу же взял очень высокую планку и держал ее. На протяжении трех сезонов здесь шли экспериментальные спектакли, адресованные прежде всего молодежи. Именно «Перспектива» принесла в Уфу своеобразную моду на стиль «вербатим», когда актеры работают на сцене без прикрытия костюмами, декорациями, с максимальным количеством драматически сложных монологов. На один из таких пронзительных спектаклей «Наташина мечта» мамы водили дочерей, а дочери – мам. Но пресловутый «квартирный вопрос» висит словно дамоклов меч. У «Перспективы» нет своей базы. И уже достаточно продолжительное время нет премьер. На официальной странице в соцсети поклонники до сих пор вопрошают: что случилось? Где спектакли? И будут ли они вообще? В одном из последних сообщений кто-то недобро пошутил: «Театр погорел, актеры разбежались».
К сожалению, нам так и не удалось получить комментарий от директора и ведущей актрисы Анны Бурмистровой. Остается только надеяться, что если ее самобытный театр нуждается в поддержке, он ее обязательно получит.
Пирамидальные 
плоскости
Частные коллективы очень хорошо приживаются в тех городах, где люди живут в постоянной привычке познания чего-то нового, необыденного, и готовы платить за это. Потому, к примеру, так изобилует альтернативными площадками Санкт-Петербург. В Уфе это стремление породило одно очень нетривиальное явление, которое пустило ростки именно на почве привязанности к театральной среде. Речь идет о так называемом «Театр всех жанров».
Если ввести это сочетание слов в поисковике, Интернет выдаст несколько объявлений, в которых он назван первым и единственным профессиональным театром, работающим по западной схеме, отрицающей связь понятия «профессиональность» с дипломом институтов искусств. Одновременно создатель театра заявляет о нем, как о крупнейшей школе актерского мастерства, которая предлагает своим будущим ученикам «возможность создать свой бизнес», а также «самую реальную возможность выйти на доход в 500 000 рублей в месяц всего через полгода». То есть это такая организация, которая сама для себя обучает актеров, (а как выяснилось позже – еще и преподавателей), трудоустраивает их и собственными силами ставит спектакли. На страничках этого театра в соцсетях – огромное количество подписчиков.
Вот что рассказывает его руководитель (в объявлениях он именуется гранд-мастером) Артем Шестаков:
- Театр всех жанров являет собой совокупность различных течений без привязки к чему-либо. В 2010 году я преподавал актерское мастерство на курсах и, поработав немного со своими тогдашними учениками, решил, что могу начать ставить классические спектакли на высоком уровне, что и было продемонстрировано.
По словам Артема, все без исключения ученики проходят через строгую систему, состоящую из нескольких ступеней. И чем те выше, тем больше возможность заработка и уровень поддержки организации. Стоимость обучения также зависит от ступени. На первом уровне – 1800 рублей. Кстати, представители высших ступеней играют роль преподавателей для тех, кто пока еще пониже. 
- А ступеней сколько? – невольно интересуюсь я.
- Семь. Из которых четыре, где ученик проходит обучение. А остальные – ступень магистра-хранителя традиций, мастерская для преподавателей и старшая мастерская.
За три года существования в этой необычной школе обучилось около 150 человек. Задаюсь естественным вопросом: как трудоустроить всех?  И уж тем более вывести к такому большому ежемесячному заработку. Получаю ответ:
- Есть несколько вариантов. Самый простой – поиск таких же людей, которым интересны актерское мастерство и саморазвитие.
Такая вот бизнес-схема – пирамида.
В борьбе за кассу
Даже перед государственными театрами сегодня остро стоит проблема: «Как выжить?». Преданный зритель ждет качества, но его (талантливую пьесу, иногороднего маститого режиссера, хореографа, декоратора) нужно оплатить. Но ресурсы ограничены, и потому приходится параллельно ставить то, чем «питается» массовый зритель, оценивающий театр по меркам заезжих звездных антреприз. Частникам-альтернативщикам в этом плане особенно тяжко: в их бюджете нет дотаций.
Быть может, именно поэтому некоммерческие проекты сплошь пронизаны гротеском, неоднозначностью. Стало уже своеобразным хорошим тоном на афишах писать: «Осторожно! Присутствует ненормативная лексика!». И вообще на сцене сегодня можно все что угодно, и это мало кого удивит. Любой выпад находит своего признательного зрителя и своего восторженного критика. А уход от экспериментов автоматически объявляется стагнацией.
Один из наиболее часто гастролирующих за рубежом российских театров – частный. И даже не московский и не питерский. Это - упоминавшийся уже екатеринбургский «Коляда-Театр», который с завидным постоянством выезжает во Францию, Польшу, а еще в Грецию, Румынию, Словакию… «Коляду» очень любят иностранцы, хотя мнения о нем противоречивы: от признания гениальности до навешивания ярлыка «классики сценического неадеквата». Постановки носят порой нарочито гротескный характер и вызывают эмоции, далекие от приятных. 
Еще один частный театр, который очень привлекает иностранцев, - московский «Театр.Док». Это - площадка для документальных пьес, в которых реальные люди играют самих себя: свою историю рассказывают настоящие мигранты из памирского кишлака, пытается разобраться в себе настоящий парень, потерявший настоящую девушку. Если в некоторых спектаклях и задействованы актеры, то все это до того похоже на правду, что этот театр называют «театром, в котором не играют». 
Вместе с границей общепринятых представлений о сценическом искусстве частные театры давно перешагнули некую «нормативно-поведенческую» грань, стали этакой «кунсткамерой», изобличающей пороки. И что тут первично: запрос публики или само по себе искусство – разобраться не просто. И те, и другие слишком многое калькируют с Запада. Кстати, если вспомнить историю возникновения кунсткамеры времен Петра Великого, то можно заметить схожие моменты: государь, пытаясь приобщить Россию к Европе, открыл для всех то, что ранее считалось недоступным и даже недозволенным.
Невольно возникает вопрос: должен ли театр нового формата предъявлять какие-то требования к зрителю?
- Это сложный вопрос, - говорит Алсу Галина.  – Конечно, зритель, посмотрев спектакль, сам должен понять: это «его» или «не его». Например, когда люди видят афишу нашего спектакля «Рыдания», у многих возникает одна реакция: «Ой, опять рыдать что ли будем?». Хочется сказать им, чтобы не воспринимали все так буквально… По крайней мере, мы не надеваем зрителю розовых очков и не убеждаем его, что в мире все чудесно, давайте петь и плясать! Мы говорим о том, что мир чудесный, прекрасный, сложный, жестокий, но он не однобокий. И, наверное, зритель, который устал от житейских проблем и хочет, придя в театр, отдохнуть, забыться и обмануться, - не наш. Это не значит, конечно, что мы показываем чернуху и пропагандируем ее. Например, в спектакль «Где-то и около» один из персонажей по имени Толик разговаривает,  периодически используя нецензурную лексику.  И убрать ее невозможно, так как тогда потеряется характерность этого героя, и он перестанет быть узнаваемым.
На наших спектаклях (а их пока не так много, чтобы говорить о каком-то сложившемся приеме) зритель должен быть готов ко всему: и к тому, чтобы отдохнуть, и к тому, чтобы напрячь мозг, и к тому, что он может услышать не очень приятные вещи. Мы это делаем для того, чтобы человек задумался о своей жизни.
Крышу зрителю!
Театры чувствуют конкуренцию, на них распространяются законы естественного отбора. И если для Уфы с ее количеством театров это вполне закономерно, то для России в целом – парадокс. Хотя число государственных и муниципальных театров в нашей стране растет (по некоторым данным, только за период с 1993-го по 2008 годы их количество выросло с 
427-ми до 586-ти, и это еще без учета частных, которые в статистические выкладки попадают редко), в настоящий момент в России – острый дефицит театров. Посещение театра в своем родном городе доступно лишь половине россиян, на 637 городов с численностью населения до 50 тысяч человек всего не набирается и двух десятков. И даже в крупных городах соотношение потенциальных зрителей и мест в зрительных залах не соответствует нормам.
А они, оказывается, существуют. Еще в 1996 году было выпущено специальное распоряжение правительства РФ, устанавливающее минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах нашей необъятной страны. Так вот в 77 субъектах РФ «театральные нормативы» не соблюдаются.
Еще в 2011 году 41 субъект не имел Театра юного зрителя, а шесть – своего Театра драмы. Остро ощущается нехватка театров оперы и балета. 
Можно сравнить эти выкладки с другими странами. Если в России в расчете на 1 млн жителей работает 3,2 театра, то в Австрии – 24, в Швеции – более 13, во Франции – почти десяток, а в Италии – 5,9. Согласно опросу ВЦИОМ, почти половина жителей России вообще не посещает театры, а 29 процентов за всю жизнь ни разу не открыли для себя его волшебных дверей и продолжают пребывать в уверенности, что театр начинается с вешалки.
Частные театры вполне способны заполнить эти пустоты, если дать им больше пространства и позволить творить, не сильно напрягаясь по поводу того, будет ли у актеров и зрителей крыша над головой. 



Оксана КУЗЬМИНА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости