РУБРИКА "СВЕЖО ПРЕДАНИЕ"Башкирский Сезанн
История рождения её искусства уникальна. Имея за плечами только начальную школу в глухом селе и написав свою первую картину почти в 50 лет, Адия Ситдикова сумела стать вровень с ведущими мастерами живописи не только нашей республики, но и всей страны. Я дружила с этой удивительной женщиной больше тридцати лет.
Мойщица стекол -Адия Хабибулловна, когда вы в первый раз услышали слово «художник»? - В 9 лет. Тогда состоялось моё первое знакомство с карандашом. Отец как-то принёс с работы отточенный деревянный сучок, внутри которого оказался тоненький уголёк. Мы с сестрёнкой и братом ссорились из-за него, отнимая друг у друга. Когда у них интерес к нему пропал, я стала хозяйкой этого чуда. На обрывках бумаг можно было рисовать разные предметы. Я полюбила это занятие, и однажды за ним меня застал заночевавший у нас дома проезжий мужчина. Рассматривая мои рисунки, он, улыбнувшись, сказал: «Ты, наверное, будешь художником!». В 23 года я уже жила в Уфе. Развешивала белье во дворе, и ко мне подошли двое молодых людей из художественной мастерской, находившейся рядом. И говорят: «Девушка, идёмте к нам работать, нам люди нужны!». Отвечаю: «Я не умею делать гармошки». (Думала, что художники занимаются именно этим). Молодые люди рассмеялись и сказали: «Мы не делаем гармошки. Мы рисуем и тебя научим». Я пришла туда и увидела, что они переносят на стёкла, лежащие перед ними, портреты людей, известных всей стране, – Сталина, Ворошилова, Будённого. Подумала: «Вот, фотографируют без фотоаппарата!». Начала работать мойщицей стекол. Однажды мне дали стекло и попросили что-нибудь нарисовать. Я нарисовала то, что очень любила - цветы. Им понравилось. Потом попросили срисовать с фотопортрета какого-то члена правительства. После этого перевели в портретный цех, где я проработала до 1958 года. Первая работа В первый же отпуск поехала в родную деревню. Там в поле я нарисовала красками на холсте свой первый натюрморт с васильками. - Это тот самый, который до сих пор в вашей мастерской? Очень красивая работа. Даже не верится, что ее создала начинающая художница. - Но мне она не очень нравится. Мне хотелось найти своё понимание национальной красоты. После долгих раздумий показала свои первые работы Александру Пантелееву, который в Союзе художников заведовал выставочным сектором. Саша мне сказал: «Адия, вы будете хорошим художником. Какие искренние работы! На душе тепло от ваших васильков. Красоту земли вы умеете передавать. Я верю в вас». Мне не верилось. Ведь я уже была пожилым человеком. Не верилось ей, что может начаться совсем другая жизнь. Особенно после испытаний, которые выпали на её долю: разлад с мужем, одиночество, менингит, которым заболел маленький сынишка. Только вытащила его - обоих свалил туберкулёз. (Сырая комната в подвале, где они жили, сделала своё дело). Но вокруг были люди - добрые, хорошие люди, и они ей очень помогали. …Истинный художник всегда неповторим. Она нашла свою нишу. О чём рассказывать ей на холсте, как не о том мире, в котором она выросла? О ярких красках природы, о родном доме, в котором так много милых сердцу предметов. А среди них - изумительной красоты изделия, созданные талантливыми руками народных мастериц: она посвятила много времени изучению народного творчества. Все это на картинах передает радостное, восторженное восприятие жизни и родины, которым удалось пробиться наружу сквозь беды и лишения. Сокровища в мастерской - Адия Хабибулловна, вы как-то открывали вот этот красивый сундучок, и я успела заметить, что там находится целый клад. Можно посмотреть? - Я бы не сказала «клад». Здесь в основном полотенца – тастымалы. Вот это, например, подарили мне в Янаульском районе, когда я ездила по республике с экспедицией, организованной Художественным фондом. Я побывала и во многих башкирских деревнях Челябинской, Курганской, Оренбургской, Тюменской областей. А как-то раз ко мне пришла девушка из Казани и подарила мне полотенце с татарским орнаментом. А вот эти полотенца мне особенно дороги, потому что их соткала моя мама. Ей предстояло выйти замуж. По традиции девушки нашего села ткали к свадьбе такие вот красивые полотенца. - И сколько же она их выткала? - 70 штук. Она ведь выходила замуж за состоятельного человека! А это - полотенца с русским народным узором. Я рисовала интерьеры не только башкирского, но и русского дома – с куличами, самоварами. Единственная в свом роде - Адия Хабибулловна, а вам никогда не подражали? - Нет. Молодые люди, выросшие в городе, - они же никогда не видели ту красоту, которую видела я. - А молодым, я знаю, нравятся ваши работы! - Просто они не хотят меня расстраивать. - Нет. Просто вы умеете из обыкновенных, простых вещей создавать маленький праздник. А какие художники нравятся вам самой? - Когда начала работать с красками, мне очень нравился Пётр Кончаловский. Мои первые натюрморты я написала под впечатлением его работ. Нравится живопись Ивана Машкова. Однажды в Москве побывала на выставке французских импрессионистов – там тоже мне полюбились многие картины. Ну а наши художники – Борис Фёдорович Домашников, который одно время работал в соседней мастерской, Рашит Бареевич Нурмухаметов, Алексей Васильевич Храмов… Я многому у них научилась. - Вы, конечно, знаете, что вас часто сравнивают с Сезанном… – Это, конечно, приятно, но сама я думаю, что мы не очень похожи. Однажды на выставке в Пушкинском музее я очень внимательно рассматривала картины Сезанна. Он писал тонкой кистью, легко, быстро. Я пишу более плотной кистью. И мой сосед по мастерской Алексей Васильевич Храмов говорил: «Нет, она работает не легко, мучительно колдует над красками». …Да, признание пришло к ней с самых первых её произведений. Адия Ситдикова быстро пошла в гору. Ею восхищались, удивлялись, завидовали. Но какой ценой доставалась ей каждая работа, знала только она сама. Долгие годы приходилось работать ночами. Как ей не хватало знаний! Сколько слёз пролила после того злополучного собрания, когда обсуждался вопрос о предоставлении ей первой крошечной мастерской. Один молодой выпускник Академии с возмущением вопрошал: «Как? Мастерскую - этой самоучке?». Легче было с цветом, гораздо труднее - с композицией. И ни разу тему для своего холста не взяла она из увиденного в одном доме. Порой было так трудно, что от отчаяния душили слёзы. Сердце останавливалось. И однажды, сказав себе: «Правда, недоучка-самоучка», изрезала ножом почти готовую работу. Но на помощь приходил закалённый в жизненных невзгодах характер. Не позволяла Адия, чтобы чувства отчаяния, безысходности взяли верх. О красках - Кто учился, тот знает правила работы с красками. Я же доходила до всего сама. И взяла себе за правило: никогда не смешивать краски. Когда так делаешь, они не темнеют, не сыплются. И получается чистый, ясный цвет. - А чем, по-вашему, отличаются тёплые краски от холодных? - Наши художники говорили: «Адия, у тебя такие тёплые краски». Холодные я не люблю. Но, работая, не думаю о том, какую краску положить. Я смотрю: живёт она на холсте или нет. Если живёт, я её оставляю, нет - убираю, ищу другую. Краски ложатся на холст через мои чувства. Вот и весь секрет. Ахмат Лутфуллин о живописи Адии Ситдиковой Когда члены выставкома зональной выставки «Урал социалистический» впервые увидели привезённые нами в Свердловск картины Адии Ситдиковой, все ахнули. А председатель выставкома Борис Васильевич Павловский спросил: «У вас появился новый молодой, талантливый художник?». Я ответил: «Этому «молодому» художнику - за 50». Все дружно восхищались тем, как в её работах сочетаются непосредственность, декоративность и какая-то интуитивная грамотность. Но я должен сказать, что Адия Хабибулловна - мастер не только натюрморта. Она прекрасный пейзажист. Портреты - Адия Хабибулловна, давайте поговорим ещё об одном вашем жанре. У вас много прекрасных портретов, репродукции с них печатались в центральных журналах. Сколько тепла, нежности в вашем холсте «Будущий батыр»! Его фото было напечатано в журнале «Работница» вместе со статьей Ариадны Жуковой. Там есть такие строки: «Это само изображение счастья. Это целительный дом, где человек чувствует себя легко и свободно, дом, за который поднимали в битве знамёна, и за мир в нём отдавали свои жизни». - Когда писала, я об этом не думала. Просто я хотела изобразить простой деревенский дом из тех, которые я видела в очень многих местах, дом, в котором живёт молодая, счастливая семья с ребёнком. - Не могу не сказать ещё об одной работе. Это портрет вашей мамы - такой живой, трогающий душу. Она послушно позирует своей строптивой дочке. - А сколько тревог я ей доставляла своим отчаянным характером! Но она была очень терпеливым человеком, никогда меня не наказывала, очень ласковая была. Мама ведь для любого - самый родной человек. Но для этого портрета она мне не позировала. Её тогда уже много лет не было в живых. Я писала по памяти. ...Отклики на свои картины она получала не только от близких людей. Ей часто писали люди, которых за живое взяли её работы, увиденные на выставках или в журналах. Из письма одной из читательниц журнала «Работница»: «Милая Адия Хабибулловна! Пишет Вам незнакомый человек Людмила Павловна Филина. Гляжу на Вашу «Нежность» в журнале - и сердце щемит. Это больше, чем нежность, ваша картина. Это вся моя жизнь – моя радость и боль. Господи, как Вы смогли это узнать? Спасибо Вам!».
P.S. Картины народного художника Башкортостана, лауреата Государственной премии имени Салавата Юлаева Адии Ситдиковой имеются сегодня не только во многих музеях нашей страны, но и во Франции, Канаде, США, Японии, Италии, Финляндии.
Альда ВАЛЕЕВА |