ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Инвестиции - в копилку
Президент Башкортостана Рустэм Хамитов провел заседание президиума правительст...

Бизнес защитят
Начала свою работу Общественная приемная по защите прав предпринимателей. Она на...

Шаг к мосту

Начаты работы по строительству второго Затонского моста. На левом берегу Белой ...


Метели не страшны
Коммунальная техника в Уфе к зиме полностью готова: это показал прошедший на площ...

Кто крайний?
В республике заработала электронная очередь для граждан, поставленных на учет в к...

Победа в Москве
Два уфимских проекта вышли в суперфинал предпринимательского конкурса «Бизнес и...

Аллеи Инорса
Во время экологической акции по озеленению микрорайона Инорс посажено 200 деревье...

Врачи - на учебе
В течение двух недель неонатологи и акушеры-гинекологи из уфимских роддомов и дет...

Слово Мустая
Одним из значимых событий октября стало открытие памятника Мустаю Кариму.
Буду...


Еще одна Ночь…

3 ноября (с шести вечера до полуночи) пройдет Всероссийская акция «Ночь искусств...


Джазовый ноябрь

В филармонии пройдет вечер «Осенний джаз», на котором меломаны смогут насладит...


Чарующая мозаика

14-15 ноября в галерее народного искусства «Урал» пройдет награждение победителе...


День победы
Питерский СКА - лидер турнирной таблицы и один из самых сильных клубов в России - в ...

«Гладиаторы» на арене
Всероссийский турнир по бодибилдингу и фитнесу «Мистер Урал» вновь пройдет в баш...

Несите огонь, Прометеи!
Огонь Олимпиады приближается к Уфе. За 123 дня факел преодолеет более 65 тысяч килом...

«Кадыровцы» - на пьедестале
Сильнейшие гонщики республики боролись за звание чемпионов Башкортостана. Сорев...

Попали в финал

Стали известны имена всех финалистов волейбольного Кубка России памяти Конста...


Ретрокалейдоскоп
200. «24 октября [5 ноября нов. ст.] на Белой пошёл весьма сильный лёд, коим вырвало пол...




     №11 (144)
     ноябрь 2013 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Облик города"

В ожидании автобуса


В Уфе 327 автобусных остановок, 198 площадок на центральных улицах города предназначены как для маршруток, так и для троллейбусов. Для трамваев предусмотрено 98, для троллейбусов выделено 10 отдельных площадок. Остановка сейчас – не просто площадка со столбом, где висит расписание транспорта. Производство павильонов, организация их работы превратились в отдельные сферы бизнеса, а граждане в ожидании автобуса могут что-то купить, пообедать, положить деньги на телефон. Чем же живут уфимские остановки?

Отголосок лихих 90-х
Существует такое понятие - количество квадратных метров торговой площади на тысячу горожан. Сейчас в Уфе он составляет 1033. К 2015 году планируется, что данный показатель составит 1500, что будет вполне соответствовать европейским или американским стандартам. В годы СССР норматив тоже был. Считалось, что на тысячу граждан достаточно 230 «квадратов». Именно эту разницу активно наверстывают власти, инициируя строительство торговых центров и привлекая сетевых ритейлеров.
В начале 90-х, первыми за решение это
й проблемы взялись бабушки, торговавшие семечками и шоколадными батончиками. Сейчас стихийная торговля – нарушение административного кодекса, и чтобы хоть как-то привести продажу «мелочевки» в цивилизованное русло, городские власти разрешили предпринимателям обустраивать на остановочных павильонах магазины и киоски. Но поставили важное условие: бизнесмен должен сам возвести остановочный павильон и следить не только за ним, но и за остановкой в целом: убирать территорию, сбивать сосульки, срывать объявления. И остановки на центральных улицах города преобразились. Одни строили такие объекты из кирпича, другие - обшивали сайдингом. Все павильоны в Уфе получились разномастными. Но свою функцию они выполняли: благодаря таким киоскам торговля шоколадками и жвачкой с улиц постепенно была вытеснена.
Правда, социальная миссия здесь все-таки вторична. Предприниматели с удовольствием начинали бизнес на центральных улицах города. Остановки, не пользующиеся популярностью, так и оставались на балансе городских властей. Например, на остановку «Улица Адмирала Макарова» никто так и не пришел и павильона там не сделал. Пустовали остановки в Тимашево, в Шакше. Зато в центре города возводили павильоны даже там, где не надо. Например, на трамвайной остановке «Молодежный центр» в сторону «Дома печати» места для строительства павильона не было. Но предпринимателей это не смутило, они возвели объект за 50 метров до остановки. Через троллейбусную остановку «Дом печати» раньше ходил только маршрут №11, сейчас уже проезжает в обход, но это не помешало воздвигнуть павильон и там.
Пивной гром
Львиная доля всех продаж в продуктовых киосках на остановках приходилась на алкоголь. Вначале в таких точках запретили торговать крепким спиртным. Бизнесмены с честью выдержали испытание. Затем пиво запретили продавать позже 23.00. Тогда многие торговые точки отказались от круглосуточного режима работы. А когда оно исчезло из ассортимента совсем, киоски стали ликвидироваться или перепрофилироваться.
Сейчас в Уфе их закрыто более 60. Те, кто работает в продуктовом сегменте, отказываются от круглосуточного режима и с ужасом ждут июня 2014 года, когда запретят здесь продавать и сигареты.
Некоторые частники, не дожидаясь лета следующего года, меняют направление деятельности или выставляют киоск на продажу.
Станислав владеет киоском на улице Баландина. Изначально он задумывался как продуктовый. Сейчас там цветочный ларек. Но, видимо, романтиков в Инорсе не так много, и бизнесмен решил расстаться с активом. Цена вопроса – 150 тысяч рублей.
В Уфе больше сотни киосков решили сменить свой профиль. Объект на остановке «Ипподром «Акбузат» один из них. Вывеска «Цветы» здесь появилась ранней весной. Недавно на точке стала работать продавец, до этого больше полугода цветы продавал сам хозяин. Его можно было ранним утром увидеть с метлой. Во флористику в Уфе ударились многие. С одной стороны, наценка на цветы в столице довольно приличная, розы сейчас продают из расчета 130 рублей за штуку, в то время как отпускная цена раза в три ниже. Плюс в стоимость букета входит оформление, ленты, упаковочная пленка. Все это при наличии в микрорайоне влюбленных парочек, дает возможность владельцам киоска жить безбедно. Но это, что называется, в идеале.
С Люцией я познакомилась в цветочном киоске на остановке «Кинотеатр «Победа». За плечами у девушки диплом экономического факультета и несколько месяцев в поисках работы по специальности. Сейчас она работает в круглосуточном киоске и мечтает окончить курсы флориста, чтобы пойти работать в большой цветочный салон.
- За смену я получаю 400 рублей, остальное - проценты с продаж, - рассказывает Люция. - Накануне
1 сентября зарплата составила более 30 тысяч рублей. Но это, скорее, исключение. Иногда за цветами вообще никто не приходит. Или просят продать им одну розочку без упаковки.
Проблему девушка видит в том, что предложение на цветы намного опережает спрос.
- Включите телевизор. Все товары, которые продают в магазине, рекламируются. Люди их знают и хотят купить. А с цветами совсем не так. Каждый знает, что дарить розы девушке, - хороший тон, но их рекламируем только мы - флористы, - констатирует она.
Второе направление, которое выбирают владельцы киосков, - мини-закусочные. Кто-то перепрофилирует свою точку под блинную или пирожковую, кто-то использует выпечку как сопутствующий товар.
Рамиль с супругой владеют павильоном по улице Пермской. Предприниматели – одни из немногих кто удержались в нише круглосуточной торговли.
- Тут большую роль играет расположение, - объясняет бизнесмен. – В нашем микрорайоне все магазины закрываются в 10 вечера, ближайшая точка находится в районе «Уфа-Арены», и зачастую ночью удается сделать выручку даже больше, чем днем.
Учитывая специфику, Рамиль сохранил ассортимент киоска, но добавил выпечки. Ее активно покупают школьники и студенты (рядом находится корпус Педуниверситета). Бизнесмен признается, что после пивного закона выручка, конечно, упала, но киоск работает с прибылью. Правда, супруги планируют его продать: хотят переехать в другой город. К объекту уже присматриваются потенциальные покупатели: все как один хотят открыть кафетерий.
Предприниматели, у которых позволяет площадь, открывают мини-кафе с двумя-тремя столиками. Есть и те, кто оборудует полноценный продуктовый магазин. Многие открыли в бывших киосках центры микрофинансирования. Такой вид бизнеса пока является самым доходным. Бизнес-планы, которые предлагают сетевые микрофинансовые организации, обещают при первоначальных взносах в один миллион рублей, окупаемость в четыре-пять месяцев. Рентабельность оценивается в 40 процентов, и это при заложенных 50 процентах невозвратов.
Не белые и не пушистые
В процессе подготовки материала, я обзвонила нескольких предпринимателей, которые желали бы продать киоски на остановках. Цена вопроса разная: от 150 тысяч рублей в Инорсе до одного миллиона 300 тысяч на улице Менделеева. Разброс в суммах объясняется тем, что и сами объекты разные. Остановочные павильоны сейчас редко строят по индивидуальным проектам. Есть несколько фирм, предоставляющих объекты «под ключ», стоят они от 75 до 800 тысяч. Также влияет на цену оборудование объекта кондиционером, камерой видеонаблюдения, тревожной кнопкой, внешними жалюзями, а также «проходимость». Чем более оживленная остановка, тем дороже павильон. Все предприниматели, с которыми разговаривала, утверждали, что с документами у них все в порядке. Нестационарный объект находится в собственности, а земля, на которой находится киоск и остановка, – в аренде у города. Сроки ее разные, у кого-то заключен договор на три года, у кого-то на пять.
Когда речь заходит о торговле на остановках, муниципалитет и бизнес оказываются по разные стороны баррикад. Причем это происходит по всей России. Первыми «наезжать» на нестационарные торговые объекты стали в Санкт-Петербурге еще в 2004 году. Перенесли все киоски с привокзальных площадей в Москве. Во всех крупных городах появляется тенденция делать все остановки единообразными и убирать с них торговые объекты.
В Уфе тоже есть такие павильоны, например, на остановке
«УГАТУ» или «Гостиница «Башкортостан». Но пока о полной замене речи не идет. А главная претензия – далеко не все остановочные павильоны в столице выстроены на законных основаниях.
- В городе 487 участков для подобных объектов, на 16 из них нет павильонов, не имеют долгов по оплате земельного налога и работают без нареканий только 95, по 38 объектам имеется задолженность, 150 никак не оформлены, у оставшихся не оформлены права на землю, - сообщил руководитель Управления по земельным ресурсам администрации Уфы Раиль Еникеев на совещании Уполномоченного по правам предпринимателей в РБ. – Часто мы сталкиваемся с откровенным захватом земли.
Оформление участка – сложная процедура, где необходимо учесть все нюансы. Учитывая засилие в Уфе нестационарных торговых объектов в планах появился отдельный слой, утверждается схема расположения всех подобных точек, и теперь предприниматель, арендуя землю, сможет точно знать, не растет ли у него под боком киоск. Кстати, если такое сооружение все-таки появится в обход всех нормативных документов, то его реально будет снести.
Руководитель башкортостанского отделения «Опоры России» Денис Мусин видит в ларьках альтернативу крупным магазинам.
- Количество нестационарных торговых объектов по всей России уменьшается. Власть ориентируется на крупный сетевой бизнес. Но в то же время, общеизвестно, что супермаркеты с неохотой берут на реализацию продукцию местных производителей. Нужно также учитывать, что сети, зарегистрированные в Москве, основные налоги платят именно там. Местные производители могут рассчитывать в основном на несетевые магазины или даже на нестационарные торговые точки.
В самих общественных организациях, объединяющих бизнесменов, признаются: уследить за всеми «ИП-шниками» просто невозможно. К тому же, многие предприниматели не вступают ни в какие профильные структуры. Но получается как всегда: если кто-то где-то нарушил закон, то тень падает на сообщество в целом.
Эстетический момент
Дизайнеры по всему миру активно взялись за остановочные павильоны и превращают их в удивительные арт-объекты. По такому пути, например, пошли японцы. Люди ждут автобус в уютных «яблоках» или «грушах». Бразильские креативщики придумали павильоны в виде футбольных ворот. Чтобы каждый гражданин почувствовал себя вратарем, лавочки не ставят специально. А в Эмиратах на первое место поставлен комфорт: павильоны оформляют закрытыми и оборудуют их кондиционерами. В Нидерландах набирают популярность остановки с датчиками. Присев на лавочку, каждый может узнать свой вес. Постепенно креативные остановки начинают делать и у нас. Так, в Москве один из операторов «большой тройки» оборудовал павильон различными штекерами, так что каждый прохожий может в ожидании автобуса зарядить телефон или фотоаппарат.
Есть пример нестандартного оформления остановки и в Уфе.
В начале октября один из мебельных салонов неожиданно украсил остановку «Железнодорожная больница». Задняя стенка павильона была стилизована под комнату, оклеенную обоями, вместо лавочек - уютные диваны. Несколько диванов поставили и в других районах города. Удивительно, но городские вандалы пока остановку не испортили и подушки на сувениры не растащили. Чтобы диванчики сохраняли вид в любую погоду, их обшили непромокаемой тканью. А чтобы декорированную стену не обклеили объявлениями, использовался специальный материал. Какой именно, в салоне не уточнили, сославшись на коммерческую тайну. Осталась в секрете и стоимость работ. Но в то же время, салону нужно отдать должное: декорированная ими остановка - это первый случай в истории Уфы, когда остановка превратилась в арт-объект.
Надеяться, что все остановки общественного транспорта скоро превратятся в один сплошной креатив, не стоит. Арт-остановки - штучные объекты. В большинстве случаев павильоны стандартные. Какими они будут, решают муниципальные власти. Так, в Улан-Удэ мэрия активно эксплуатирует буддийскую специфику и оформляет остановки характерными волнообразными крышами. В Новосибирске на стены павильонов развешивают карты города, а в Омске креативную остановку власти создали сами, правда, это была скорее необходимость. В этом западносибирском городе жители давно мечтают о метро, и его должны были начать строить еще в начале 90-х. Но средств тогда хватило только на создание первой и единственной станции. В результате в городе есть подземный переход, оборудованный как вход в метрополитен, и туристы, в первый раз попавшие в Омск, с удивлением бегают туда-сюда, пытаясь сориентироваться, где же вход в подземку.
Что выберет Уфа? Хай-тек или национальный колорит? А может быть, предприниматели массово возьмутся за дизайн, и каждая остановка в столице станет полноправным арт-объектом? Вопрос пока открыт, тем более, что в перспективе укрываться от дождя и снега в павильоне горожанам будет не нужно.
Решением депутатов Горсовета утверждено решение о создании единого диспетчерского пункта. Напомним, что все автобусы по стране должны быть оснащены системой ГЛОНАСС/GPS. Такое оборудование позволяет со спутника отслеживать, где находится тот или иной автобус, и контролировать его движение через единый диспетчерский пункт. Примечательно, что в систему войдут все компании, занимающиеся извозом. Тогда оператор сможет увидеть, достаточно ли автобусов в той или иной части города, и при необходимости отправит «подкрепление». В идеале и сам горожанин, планируя маршрут, получит возможность в реальном времени отслеживать транспортную ситуацию в городе. Если система заработает как планируется, тогда долго ждать транспорт не придется, а, значит, и сами остановочные павильоны утратят свою самую главную функцию.

Рита ЛЕСНАЯ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости