|
|
|
|
|
|
РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО" Вертолеты «в погонах»
Первые милицейские вертолеты появились в самом конце 1960-х годов и быстро доказали свою эффективность. Вертолетчики могли контролировать большие районы, искать угнанный транспорт, быстро перебрасывать оперативные группы к месту происшествия. Своей максимальной численности авиация МВД достигла к середине 80-х, но после развала СССР в большинстве регионов авиаотряды милиции из-за износа техники и нехватки средств были либо серьезно сокращены, либо вообще ликвидированы. Возрождение началось лишь в последние годы. В 2009 году в Башкортостане был создан Авиационный отряд специального назначения при МВД по РБ, получивший на вооружение лёгкий многоцелевой вертолёт Ка-226.
«Воздушный» гаишник Милицейские вертолеты появились в аэропорту Уфы в начале 1970-х годов, причем их основной задачей была работа в системе ГАИ. Рабочей лошадкой воздушной милиции был вертолет Ка-26, выпускавшийся в Кумертау. Эта небольшая машина могла разгоняться до 150 километров, а радиус её действия составлял около 500 километров. Благодаря соосному расположению винтов один над другим и отсутствию длинной хвостовой балки Ка-26 имел небольшие габариты, был прост в пилотировании, мог садиться практически на любую площадку, что предопределило его успех в милицейской службе. 30 лет назад на дорогах еще не было ни камер видеонаблюдения, ни автоматических станций измерения скорости, поэтому вертолет был едва ли не самым эффективным средством контроля движения. В основном воздушное патрулирование велось на дорогах республиканского значения (ныне - федеральных трассах) – М-5 и М-7, а также Оренбургском тракте. На всех направлениях были определены места возможной посадки вертолета на случай ДТП или поисковых мероприятий. С воздуха выявлялись, прежде всего, серьезное превышение скоростного режима и нарушение правил обгона. Для определения скорости автомобиля инспектор по секундомеру замерял время прохождения им специально размеченных на трассах контрольных участков. Конечно, сегодня такая методика кажется несовершенной, но в те времена другой просто не было. Обнаружив нарушителя, инспектор с вертолета по рации передавал наземному патрулю данные об этом автомобиле и по громкоговорителю подавал команду остановиться. Как показала практика, с высоты 40-50 метров хорошо видны опознавательные знаки на бортах кузовов грузовиков и автобусов, а с 15-20 метров можно различить госномер у легковушки. Само присутствие над дорогой вертолета ГАИ с хорошо заметной ярко-желтой окраской дисциплинировало водителей. Этому способствовало и наличие на магистралях щитов, предупреждающих, что «Трасса патрулируется вертолетом ГАИ». К сожалению, в 90-е годы базирующиеся в уфимском аэропорту вертолеты Госавтоинспекции после выработки ресурса были списаны в утиль, а воздушный отряд милиции расформирован. Снова в строю Возрождение авиационных структур МВД началось в конце 2000-х годов, когда федеральный центр впервые за долгие годы начал выделять регионам средства на закупку современной авиатехники. В 2009 году в республике был создан Авиационный отряд специального назначения при МВД по РБ, получивший на вооружение современный вертолет Ка-226, также выпускаемый в Кумертау. В отличие от своего предшественника – Ка-26, он оснащен экономичными английскими двигателями «Роллс-ройс», может летать существенно быстрее – его максимальная скорость составляет 210 километров в час, а радиус действия вырос до 600 километров. При этом положительные качества Ка-26 – возможность садиться практически в любом месте, маневренность и простота пилотирования были сохранены. Для базирования и обслуживания вертолета был организован специальный участок в Уфимском аэропорту. Поскольку отряд воздушной полиции создавался в буквальном смысле с «нуля», основной трудностью мог стать подбор квалифицированных специалистов, которых требовалось не менее 15 человек. Но эти опасения не оправдались – в отряд перешли бывшие военные пилоты и техники, оставшиеся не у дел из-за реформирования армии и сокращения численности ВВС. Квалифицированные кадры позволили спецотряду быстро включиться в работу, причем круг решаемых задач существенно отличается от стоявших в советские годы. Контроль ситуации на дорогах остается важной, но не основной частью работы, а современная жизнь поставила задачи, о которых раньше даже не думали. Вертолетчики башкирского МВД принимали участие в поиске и нейтрализации бандитско-террористических групп, работали при ликвидации последствий взрывов складов боеприпасов в Урмане, выполняют вылеты на обнаружение незаконных «врезок» в трубопроводы. В рамках межведомственного взаимодействия лётный отряд может привлекаться для поиска потерявшихся в лесах, спасения унесенных льдинами рыбаков, отслеживания паводковой ситуации. Особо важную роль винтокрылая техника играет в контроле охотугодий и борьбе с браконьерством. - Воздушное патрулирование позволяет охватить самые отдаленные уголки республики, - говорит замначальника Центра лицензионно-разрешительной работы МВД по РБ Василь Газизов.- С высоты хорошо просматриваются браконьерские сети и моторные лодки, ведущие лов в период нереста. В сезон зимней охоты на крупную дичь с вертолета мы можем отслеживать охотников и высаживать досмотровую группу, либо наводить наземный патруль. В прошлом году в республике было незаконно добыто около 40 лосей, столько же кабанов, 5-7 косуль и несколько медведей. Во многих случаях поймать браконьеров позволяет воздушное патрулирование. На пике охотничьего сезона вылеты идут почти каждую неделю.
Алексей ФАТЫХОВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|