|
РУБРИКА "СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК" «Места, где чувствуешь историю»
Деревянные домики с резными наличниками, каменные купеческие особняки, Софьюшкина аллея и тенистые улочки, знавшие наших знаменитых земляков: Ивана Аксакова, Михаила Нестерова, Рудольфа Нуреева… На картинах, представленных на конкурс «Уголки старой Уфы», почти нет людей. Их авторы, воспитанники художественной школы №2, нарисовали на них историю столицы, отраженную в архитектуре. 42 ученические работы отобрало компетентное жюри для выставки, открывшейся в Малом зале Союза художников. Как проходят школьные будни, какие творческие идеи посещают ее воспитанников и педагогов - для этого в один из последних дней учебного года мы отправились в ДХШ №2.
В прошлом году «художке» исполнилось полвека. Азы изобразительного искусства в ней получили немало уфимских художников, дизайнеров и архитекторов, а ее преподавателями в разное время были такие корифеи, как Михаил Назаров, Зуфар Гаянов, Расих Ахметвалиев, Михаил Копьев, Глеб Голубев, Виктор Кириченко и Наталья Яблочкина. Мы заглядываем в одну из аудиторий. Ученики первого класса выполняют контрольную работу «Натюрморт». Ребята даже не обращают на нас внимания: настолько увлечены процессом творчества. На этюдниках лист ватмана, а на столике натура: крынка, две груши и кружка. - Нет одинаковых работ, - поясняет преподаватель Марина Боцьковская. - Разница во всем: композиции, штриховке, даже как овал начат. Эти дети проучились всего год, но рост уже заметен. Первоклассница Регина Майнова учится в 7 классе лицея №94: - В творчестве можно проявить себя, научиться понимать красоту мира. За этот год у меня изменился даже круг общения, сменились приоритеты. А натюрморты у всех разные. Посмотрите здесь, какой тон, как тень падает! Лиля Шариазданова в будущем хочет стать дизайнером или архитектором, потому что эти профессии, по ее мнению, очень востребованы. А Аня Селиванова считает, что освоить азы рисунка и живописи никому не помешает, хотя собирается быть кинологом: в ее семье уже живут два симпатичных терьера. Разговорившись с девчонками, мы не замечаем, что 45 минут уже пролетели. В этой школе звонков не дают: творить надо в тишине. Поэтому на урок скульптуры в 37-й группе мы опоздали, чем вызвали недовольство преподавателя Артема Зеленина. Поэтому все свои вопросы отложили на потом и наблюдали за процессом: педагог оценивал работы учениц (а их в классе - подавляющее большинство). Честно говоря, подивились фантазии воспитанниц. Как воплотить в скульптуре, например, такую тему - «В родные окна вглядываюсь я?» Мать, наклонившаяся над своим ребенком. Фигура женщины лишена каких-то анатомических подробностей, но сколько любви в этой позе, стремления защитить свое дитя от всех бед мира. - Я подсмотрела эту сценку, гуляя в парке, - рассказывает ее автор Даша Коняева. - В нашем городе много мест, где чувствуешь историю. На конкурс я представила гравюру, выполненную на картоне. На ней самый красивый уфимский храм - Рождества Богородицы. Серые, однообразные здания - это скучно, а в старинных - живет теплота. Наконец работы просмотрены. Пятерочные и четверочные остаются в классе, окончательную оценку поставит комиссия. Ученики уходят. - Я у них учусь, - Зеленин достает с полки динозавра, за шею которого уцепился маленький человечек, - ученица назвала свою работу «Олигарх на шее трудового народа», или вот эта «Взять быка за рога». В фигурке хрупкой девочки, крепко держащейся за свирепого быка, угадывается внутренняя сила. - С талантливыми детьми работать легко, - говорит Артем Михайлович, - трудно - только с бездельниками. Технику всегда можно подогнать под талант. А найти тему и пластически ее выразить - не всем под силу. Школа опустела. За ее порогом - большой город, живущий своими реалиями, где порой некогда задуматься: зачем живешь, куда стремишься, чего хочешь? А ответы вот они: в куполах церквей и полумесяцах мечетей, в отполированных временем зданиях прошлых веков. А теперь еще и в полотнах юных художников, запечатлевших свое видение истории Уфы.
Ольга Самосюк, член Союза художников РБ, преподаватель детской художественной школы №2: - Оценивать рисунок и акварель - дело неблагодарное. Тем более, если это касается детских работ. Мои критерии отбора - самостоятельность и оригинальность идеи, профессиональное владение материалом. К сожалению, почти во всех работах чувствуется присутствие педагога. Хотелось бы увидеть более раскованные и менее натуралистичные произведения. Но цель конкурса достигнута - мы привлекли внимание детей к еще сохранившимся в Уфе объектам старой архитектуры. А лица городов отличаются друг от друга только исторической частью.
Галина Ишмухаметова, главный редактор журнала «Уфа»: - При отборе жюри сознательно отказалось от работ (в том числе и достаточно профессиональных!) с изображением окраин, которые скорее напоминают сельские пейзажи. Редакция журнала «Уфа» решила три работы с трамвайчиками наградить особым призом - книгой «Улицы нашего города», изданной по проекту газеты «Уфимские ведомости». В Уфе, к сожалению, очень мало знаковых исторических мест, величественных построек прошлых веков, которые определяли бы облик нашего города. А трамвай как раз выступает неким городским символом, невольно возвращающим каждого коренного уфимца в его детство и юность.
Ирина Севастьянова, искусствовед: - Дети изобразили в своих работах как старинные, так и новые архитектурные здания на улицах Коммунистической (Большая Успенская), Ленина (Лазаретная, Центральная), Цюрупы (Телеграфная), Пушкина (Голубиная) и других. Ностальгия по старине прослеживается в написании церквей и мечетей. Мотивы архитектурных пейзажей авторы передали в различных техниках: акварель, гуашь, тушь, маркер, ретушь, сепия, гравюра на картоне, линогравюра. Дети обладают удивительной способностью одухотворить, казалось бы, самые простые уголки архитектурного пейзажа. Многие работы отличают простота и скромность мотивов, отсутствие внешней эффектности, лиричность.
Светлана ЯНОВА |
|
|