|
РУБРИКА "ARTEFAKTUS"СВЕТ давних ЗВЁЗД
Старый снимок почти девяностолетней давности. Забытые платья и шляпки, серьёзные лица людей, которых сейчас никто уж, должно быть, не узнает. Зато фон сразу привлекает внимание - на стенах висят картины.
В 1922 году при Уфимском художественном музее, директором которого тогда был Александр Алексеевич Черданцев, было создано «Общество друзей художественного музея». Правление «Общества» несколько раз в год проводило литературно-музыкальные вечера. Один из вечеров, как вспоминала дочь Черданцева Милица Александровна, был посвящён романсам и песням «в стиле А. Вертинского», которые были исполнены под собственный аккомпанемент артистом Александром Шебуевым. Балерина Зинаида Елгаштина, дочь известной художницы, провела вечер русского классического балета. Два вечера были посвящены чтению «в лицах» пьес Чехова «Вишневый сад» и «Дядя Ваня». В качестве исполнителей на вечерах выступали такие известные в Уфе музыканты, как Марионелла Ивановна Андржеевская, Валентина Александровна Евладова, Сергей Анатольевич Попов, Екатерина Александровна Толстая. Итак, 30 апреля 1923 года в музей пришли его друзья - уфимские музыканты, учёные, художники, преподаватели, врачи. Пришли, чтобы послушать выступление столичной звезды - скрипача Михаила Эрденко. После окончания выступления был сделан групповой снимок. Но Екатерина Александровна Толстая (крайняя справа в первом ряду) решила, что этого недостаточно, и попросила у гастролёра фотографию с автографом. Возможно, этот снимок стал первым в целой коллекции фотоснимков известных музыкантов и артистов, собранных ею почти за сорок лет. Ведь кто-кто, а она-то знала, что «гастролёры редко заглядывали в Уфу». Во всяком случае, так она 70 лет назад написала в тетрадке, в которую со знанием дела вносила информацию о музыкальной жизни в Уфе в XIX - начале ХХ столетия. Выпускница Московской консерватории Толстая прекрасно играла на фортепьяно, что в первые годы советской власти просто спасло её от голода - имея двух маленьких детей, она давала уроки музыки. Любопытно, что урок обходился желающим ровно в 1 рубль серебром - такой же «тариф» действовал и до революции: «Оплата за урок в 1892 - 5 годах была от 75 коп. до 1 1/2 руб.». Общество друзей художественного музея было создано, вероятно, по образу и подобию Уфимского общества пения, музыки и драматического искусства, очень активно работавшего в городе до революции. Активным его членом был муж Екатерины Александровны граф Пётр Петрович, трагически погибший в 1918 году. На другом снимке из коллекции бывшей графини - Юрий Михайлович Юрьев. Имя актёра Ленинградского театра драмы имени Пушкина ныне, возможно, никому ничего не скажет, зато очень многие сразу вспомнят фильм «Дети капитана Гранта» с прекрасной музыкой Дунаевского, в котором Юрьев и играл собственно Гранта. Впрочем, фильм выйдет на экраны только в 1936-м. А теперь немного о том, кто ещё сфотографировался в музее в апреле 1923-го. Первый слева в первом ряду - профессор Константин Павлович Краузе, ученый-физик и вместе с тем одаренный пианист-любитель. Второй слева в первом ряду - А.А. Черданцев. За ними, первая слева во втором ряду - Мария Александровна Смердынская, историк, преподаватель 3-й уфимской школы. Второй справа в первом ряду - скрипач, заслуженный артист БАССР С.А. Попов. Позади М. Эрденко и чуть правее во втором ряду - певица, преподаватель Уфимского музыкального училища В.А. Евладова. Кто-то скажет, что в музее тогда собрался уфимский бомонд середины 1920-х, другой отметит, что каждый из запечатлённых на фотоснимке был профессионалом. И все вместе они являлись хранителями и носителями общечеловеческих ценностей, тем просвещённым слоем, что не позволил в период революционных бурь погибнуть культуре.
Анатолий ЧЕЧУХА |
|
|