|
РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"Спасение придет с воздуха
Раннее утро. В небе пляшут облака, гонимые легким ветерком. С фотокорреспондентом Ритой мы подъезжаем к уфимскому аэропорту в расположение региональной поисково-спасательной базы.
8.30. На проходной нас встречает парашютист-спасатель Николай Муравьев и ведет к небольшому одноэтажному зданию, где обитает отряд. Дежурная комната, учебный класс, зал для подготовки к прыжкам, административные кабинеты. Рабочий день группы начинается в восемь утра. Новая смена спасателей приезжает в аэропорт, проходит тщательный медконтроль, проверяет технику и снаряжение. С этого момента отсчитываются сутки дежурства следующей бригады. Всего в группе двадцать человек: семнадцать мужчин и три женщины. Принимают в спасатели не всех - самый строгий отбор по состоянию здоровья, вес парашютиста должен быть не ниже 45 и не выше 95 кг. Существует допуск к прыжкам, в федеральных авиационных правилах есть список с перечнем параметров и заболеваний, при наличии которых нельзя прыгать. Точно такой же отбор проходят и летчики гражданской авиации. В спасательную группу сотрудники попадают по-разному: большинство парашютистов - бывшие члены уфимского аэроклуба, «летающие фельдшеры» пришли сюда из больниц и со «скорой помощи». Но всех объединяет одно - страстная и всепоглощающая любовь к небу и своей работе.
8.50. Прогноз погоды держит парашютистов на земле - ветер усиливается и, возможно, прыгнуть сегодня так и не удастся. Эта новость не радует ни нас, ни спасателей - для них совершить очередной прыжок - как допинг. Небом здесь бредят буквально все - и те, у кого за плечами несколько сотен прыжков, и те, кто в отряде недавно. У фельдшера спасательной парашютно-десантной группы (СПДГ) Надежды Усмановой за плечами больше 300 прыжков. О полетах мечтала с детства. И неспроста - родители девушки тоже парашютисты. Но даже им вначале о своем первом прыжке не сказала, не хотела волновать. Долгое время Надежда работала штатным врачом в Центральном аэроклубе. Там же познакомилась с будущим супругом Николаем Муравьевым, у которого тоже «небесная родословная». Оба признаются, что совместная работа (да еще и в небе!) только сближает. Их сыну сейчас всего пять лет, но он уже просится в небо, заявляя родителям - буду летчиком!
9.30. Пока вылет не назначен, Надежда Усманова показывает мне дежурную комнату. Во время смены может быть и учебная, и боевая тревога - нужно быть готовыми ко всему. На стене карта с обозначенными районами ответственности - Башкортостан, небольшая часть Челябинской, Оренбургской областей и Татарстана. План действий отработан до мельчайших подробностей. Как только с радаров пропадает самолет, наши «небесные» спасатели по тревоге запрыгивают в свой АН-2 и отправляются в район, где воздушное судно терпит бедствие. Главный координационный центр Службы авиационно-космического поиска и спасания Приволжского федерального округа расположен в Самаре. Парашютисты участвуют в спасательных операциях при любом происшествии с воздушными и космическими судами. Разделить ситуации на серьезные или легкие - сложно. Даже при незначительной поломке нужно исключить любую возможность трагического исхода, ведь на борту большинства лайнеров летят сотни человек. Учебную тревогу может объявить директор Уфимской РПСБ Игорь Черепанов, а о «всамделишных» ЧП команда обычно узнает от руководителя полетов в аэропорту. В расчетную точку сбора парашютисты прибывают спустя три минуты, на подготовку к вылету дается полчаса.
10.30. Сбор группы все-таки объявлен, ветер немного утих, и можно прыгать. Все торопятся выехать побыстрее - прогноз погоды может измениться в любую минуту. У парашютистов есть свои приметы и суеверия. Кто-то не любит фотографироваться перед прыжком, кто-то избегает цифру 13. Но в первую очередь спасатели доверяют не приметам, а опыту и строгому следованию правилам, которые могут спасти жизнь. Доводилось ли вам когда-нибудь облачаться в парашютный костюм? Конструкция парашюта с небольшой площадью купола, позволяющей на спуске развивать высокую скорость, предназначена для опытных спасателей. Новичкам же выдают парашюты побольше, которые трудно «свалить» в воздушном потоке. Сложно прыгать в непогоду, на воду и в лес. Для таких ситуаций предусмотрены специальные костюмы, которые помогают спасателям держаться на воде и не пораниться при приземлении на кроны деревьев.
10.55. Начальник поисково-спасательного подразделения Олег Дрягин проводит инструктаж, в «ГАЗельку» укладываются контейнеры с медицинским оборудованием. В каждом из них по две сумки, рассчитанные на 40 человек. Фельдшеры берут все самое необходимое - шины, растворы для капельниц, установленный регламентом набор медицинских препаратов, чтобы оказать первую помощь и довезти человека до больницы. В других контейнерах - инструменты (пилы, гидроножницы, стремянки), сухой паек, рассчитанный на 3 дня, и вещи - на случай, если спасателям придется долго добираться до места ЧП. - Наша задача - найти самолет и доложить диспетчеру его точные координаты. Это позволит оперативно направить к месту аварии наземные службы или еще один самолет. Затем, если есть возможность, приземляемся рядом или десантируемся. Если есть пожар - стараемся потушить и эвакуировать пострадавших. На борт АН-2 берет до 12 человек. Поднимаем пассажиров, один самолет улетает, другой возвращается, - поясняет Олег Леонидович.
11.30. Группа уже погрузилась в самолет и готовится к взлету. На борту наш отважный фотокор Рита, снимающая каждое движение спасателей и готовая сама облачиться в парашютное снаряжение. - А я вот недавно летал в Москву, - улыбаясь, говорит мне Булат Гильманов. - В самолете чувствовал себя, как в маршрутке, никаких экстремальных ощущений. Прыгать намного интереснее. В прошлом месяце мы ездили в Мензелинск на сборы. Установили рекорд Урала по групповой парашютной акробатике - 41 человек в совместном прыжке, и рекорд среди РПСБ - 15 человек. Непередаваемые ощущения, когда столько парашютистов одновременно выписывают в воздухе замысловатые фигуры.
11.50. Самолет неторопливо выруливает на взлетную полосу. А я с Олегом Леонидовичем еду на место условного ЧП, где выложен большой красный крест. Спасателям нужно высадиться на ближайшем расстоянии от него, но не ближе ста метров. Тренировка максимально приближена к боевому вылету. Вначале выбрасывают контейнеры. Затем один за другим в небе появляются крохотные яркие точки - не что иное, как наши небесные спасатели. Не всем удается приземлиться в нужное место - кого-то чуть дальше относит ветер, кто-то еще не умеет точно определить место посадки. Сергей Клинушин, Булат Гильманов и Раджив Ахметов - в первой тройке. Самолет уходит на второй круг, чтобы десантировать вторую тройку: Николая Муравьева, Ирека Галеева и Гузалию Юрченко. В самолете, который возвращается на базу, остаются «выпускающий» Александр Леонтьев и наша Рита. Олег Дрягин сетует, что в республике им совершенно негде тренироваться. Учебные прыжки члены отряда отрабатывают здесь, а вот для подготовки новичков и будущих сотрудников приходится выезжать в Самару и Мензелинск. Раньше существовали авиатехнический клуб в Инорсе, вертолетное училище, в котором начальником парашютно-десантной службы был директор базы РПСБ Игорь Черепанов. Работали несколько аэродромов для легкомоторных самолетов, где могли прыгать с парашютом и обычные уфимцы. Сейчас такой возможности у горожан нет. Ближайшие базы - в Октябрьском и Татарстане.
12.30. Воздушная тренировка закончена. Спасатели оперативно собирают оборудование и укладывают парашюты. Возвращаемся на базу, где будет традиционный «разбор полетов». Олег Леонидович положительно оценивает прошедшую тренировку. И не менее тщательно разбирает ошибки парашютистов, чтобы все действия отряда были отработаны до автоматизма.
После тренировки на базе остается только дежурная группа, остальные разъезжаются по домам. А ночью каждому снова и снова будут сниться яркие сны - безбрежное и такое любимое небо.
Анна ЕФИМЕНКО |
|
|