ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

На мели
Обмеление рек, отсутствие портов и изношенность флота - все эти проблемы обсуждал...

Проблемная страда
В 18 районах республики введен режим чрезвычайной ситуации по засухе, в том числе и...

Куница над дорогой
На проспекте Октября на остановке «Железнодорожная больница» светофорные столбы...

Новые рельсы и трамваи
На участке по улице Революционной обновились трамвайные пути. Вместо старых рель...

Чудо-трубы
Впервые в Уфе на улице Кирова при замене тепловых сетей на участке в 120 метров прим...

Персональная – для автобусов
С начала июля на уфимском проспекте Октября начала действовать выделенная полоса...

Мусор – не для ленивых
В столице начался эксперимент по сортировке мусора. В уфимских дворах появились н...

Опасная реклама
Республиканская прокуратура провела проверку рекламных конструкций. В результат...

Вотчина скейта
Начат сбор средств для строительства скейт-парка. Объект будет возводиться добро...

Читальный зал – на улице
На аллее перед Центральной городской библиотекой Уфы в третий раз открылась выст...

О войне расскажут куклы
Уфимские мастера-кукольники работают над созданием новой тематической экспозици...

20 лет без СССР
В Городском Дворце культуры открылась выставка «20 лет без СССР». Она уже прошла во...

Путевка в финал
В уфимском Центре уличного баскетбола «Кашкадан» прошли финальные игры регионал...

«Бежим» из офиса
Традиционные летние корпоративные игры на призы главы администрации Уфы пройдут ...

Уроки от чемпиона
В Ледовом дворце «Уфа-Арена» завершил свою работу трехдневный марафон «Школы вра...

Ретрокалейдоскоп

200. 8 (20) августа 1812 г. издан указ военного министерства «О сформировании башкирск...





     №08 (129)
     август 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Отвергая - предлагай


До 1 сентября остается почти месяц. У школьников еще есть время надышаться воздухом свободы, а для уфимских педагогов пришла самая горячая пора - подготовка к новому учебному году. 
Для Елены Хаффазовой она началась еще раньше - с момента ее прихода на должность начальника Управления образования столицы. За 20 лет в педагогике Елена Робертовна прошла все ступени карьерного роста: учитель начальных классов, завуч, директор школы. Одно из первых интервью в новом качестве Елена Робертовна дала нашему журналу.


- Насколько неожиданным стало для вас нынешнее назначение?
- Неожиданным. Опыт управления большой школой с инновационными формами работы был, но тревога: а вдруг не справлюсь, присутствовала. Высокая должность предполагает большую ответственность. С другой стороны, есть элемент непредсказуемости. Радовало, что знаю школу изнутри. На первом плане стояла задача - оценить масштаб, познакомиться с теми учреждениями, которых раньше не знала. После назначения мы с заместителем главы администрации Сынтимиром Биктимировичем Баязитовым объехали два района: Демский и Калининский. Посетили школы и детские сады. Увидела все собственными глазами. В том числе и те учебные заведения, в которых идет капитальный ремонт. Они требуют пристального внимания и контроля. Решались вопросы по финансированию, были встречи с районными начальниками отделов образования. Обсуждали вместе, они помогли войти в курс дела.
- Но времени на вхождение в курс дела нет. На носу - августовский педсовет…
- Да, подготовка к августовской конференции имеет для системы образования стратегическое значение. Определили темы дискуссий, учреждения в рамках работы секций. Теперь работа идет на местах. Август - подведение итогов прошлого и старт в новый учебный год. По сути, мы намечаем перспективный план развития.
Третья задача - летний отдых. Выезжали со специалистами Управления и комиссией по делам несовершеннолетних в лагеря и в ведомственные, и в муниципальные. Если первые мы только курируем, то вторые держим на постоянном контроле. Это и питание, и безопасность, и оздоровление, и культурные программы для детей. Некоторые вопросы решались по ходу поездок. Первая и вторая смены прошли без происшествий. Это говорит о высоком уровне сотрудников, работающих в системе летнего отдыха не один год.
- К прежнему руководству
ГУНО были претензии. Вы о них знаете?
- Критика касалась замалчивания существующих проблем. О них не говорили, но они от этого никуда не исчезли. Например, сейчас на уровне заместителя главы поднимаем проблему школьного питания, которое должно стать качественным, нужно дорабатывать контракты. Многие дети не могут питаться в общепите. Необходимо лечебное питание: блюда, приготовленные на пару. 34 школьных столовых уже модернизированы и оснащены современным оборудованием, в этом году к ним добавятся еще пять. От этого зависит здоровье наших детей. Бюджет 2013 года будет формироваться и с учетом организации школьного питания. В общем, дела двигаются.
- Давайте вернемся в то время, когда Лена Хаффазова решила - буду учителем. Вы осознанно приняли это решение?
- Я всегда хотела быть педагогом. И примером служения делу для меня, конечно, явилась мама Александра Ивановна, учитель русского языка и литературы. Я видела ее очень редко. Целыми днями она пропадала в школе. Типичная картина: настольная лампа, стол весь в тетрадках и склоненная голова мамы. Задатки «руководителя» проявились еще в детстве. Дети друзей нашей семьи были младше по возрасту, и мне нравилось их учить, репетировать с этой малышней, готовить с ними выступления. В школе тоже была вожатой. Когда я заявила, что буду работать учителем, отец посадил меня и сказал: «Неужели тебе не надоело все детство смотреть на мамину спину?». Папа не смог отговорить меня, тем более аргумент «буду работать с маленькими детьми» перевесил его доводы. Судьбе было угодно, чтобы я поступила в Петрозаводский педагогический институт. В то время там работали педагоги-новаторы: обучали детишек с шести лет. После окончания мне предложили остаться на кафедре методики и педагогики начального обучения, но желание работать с детьми пересилило. Начала учить шестилеток в детском саду, а потом «отправилась» с ними в школу. Мы до сих пор общаемся, переписываемся «Вконтакте», они самые любимые мои ученики. В Карелии я прошла хорошую школу и уже тогда поняла: чтобы работать в нашей системе, надо очень сильно любить детей, безукоризненно любить, всех, независимо от происхождения, национальности, багажа знаний. Особенно в начальных классах. Здесь закладывается отношение к школе, учителям, процессу познания.
- Кто для вас стал примером служения профессии?
- В моей жизни было три человека. В первую очередь моя мама. Хакимова Эмма Сергеевна, учитель-куратор педагогической практики в школе. Именно она научила меня методически грамотно выстраивать урок. И, конечно, Ольга Ивановна Нуштакина. В 1992 году, когда меня приняли учителем начальных классов в гимназию №93, она была директором школы. Я всегда чувствовала ее пристальное внимание и помощь. 93-я всегда славилась особой атмосферой, благодатной почвой для роста новых кадров. Предметников не просто выдвигали на конкурс, а готовили всем административным ресурсом. Отношения между педагогами определял дух сотрудничества: я умею - и тебя научу. Новичку сразу говорили: у нас работают так…
В этом году моей родной школе исполнится 50, у меня юбилей поскромнеее - 20 лет работы в любимой и дорогой мне гимназии 93, из них восемь - на посту директора.
- Наша школа в последние 10 лет подвергается массированному реформированию. Недовольных достаточно и в преподавательской среде, и в родительской общественности. Насколько, по-вашему, оправданы такие эксперименты и как показали себя введенные в начальной школе новые образовательные стандарты?
- Как бы мы ни сетовали на идущие преобразования, надо признать: нынешнее время диктует новые подходы. Если посмотреть учебники последнего поколения для первоклассников, то их содержание существенно не изменилось. Поменялся подход. Если раньше знания давали, а ученики должны их были усваивать, то теперь они должны научиться добывать и применять.
В 2011-12 учебном году Федеральные стандарты были апробированы в первых классах во всех общеобразовательных учреждениях города, а в 35 школах к ним присоединились вторые и третьи классы. В мае Институт развития образования провел тестирование. В нем приняли участие 9840 детей, окончивших первый класс. Проверялся уровень сформированности специальных учебных действий. Результаты получены очень хорошие - 90,4 процента учеников успешно подтвердили, что развитие идет в нужном направлении.
В предстоящем учебном году Федеральные образовательные стандарты охватят 1-2-е классы и соответственно продолжатся в 3-4-х классах 35 школ.
- Средний возраст преподавательского состава - больше 50. Без сомнения, это опытные учителя с большим жизненным и практическим опытом. Согласитесь, что переобучение для них - тяжелое испытание. В то же время молодых преподавателей не так много. В чем вы видите пути решения кадровой проблемы?
- Проводится переподготовка кадрового состава. Большую помощь оказывает БГПУ им. М. Акмуллы, предоставляя свою базу для аттестации. Но это только часть проблемы. Много ли сейчас детей, которые мечтают о профессии учителя? Единицы. Они видят, как тяжел преподавательский хлеб. Чтобы получать более или менее достойную зарплату, надо брать минимум полторы ставки. А когда же работать над собой? Непомерная нагрузка сказывается и на качестве урока, и на психологическом климате в классе.
Если выпускникам вузов не оказывать социальную поддержку, их не удержать. Один-два молодых перспективных педагога - на школу. Это статистика. С хорошей подготовкой приходят выпускники БашГУ - историки и физики, из педуниверситета - учителя английского языка. Мы сейчас должны задуматься, кому оставим нашу школу.
- Что же получается: большинство учителей привыкло работать по старинке, а дети требуют другого подхода?
- Совершенно другого подхода. Дети приходят в школу с хорошим багажом знаний. Они хотят развиваться: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Но работать и с теми, и с другими нужно иначе. В этом году мы с учениками побывали в Германии и на практике убедились, что наши дети проигрывают немцам в самостоятельности. «Круглые столы», деловые игры, проекты для учеников наших 9-10-х классов стали камнем преткновения. Ребята просили помощи у нас, спрашивали, советовались. Немецкие же дети нашли в Интернете нужный материал, скомпоновали его и выдали на-гора. Но в фундаментальных знаниях наши были лучше: например, по физике и математике их дети даже не изучали некоторые темы.
- В этом году условия проведения Единого государственного экзамена заметно ужесточились. Дали ли эти меры ожидаемые результаты?
- Столичные пункты ЕГЭ строго контролировались. Ученики были предупреждены о невозможности выкладки в Интернет заданий. Тем не менее некоторые решили проверить систему. В итоге - результаты экзамена были аннулированы. Это хороший урок для будущих выпускников.
- Не приведет ли это к возрастанию выпускников, лишенных аттестатов? Что делать с двоечниками?
- Проблема существует. И о ней надо говорить открыто. В том числе и родителям. Надеяться на авось, вдруг случится чудо, не стоит. Некоторые, выбросив из жизни два года обучения, с аттестатом о неполном среднем образовании пошли в колледжи и лицеи. Но потери времени можно было бы избежать, если бы родители и сам ученик реально оценивали свои возможности на предмет сдачи ЕГЭ.
- Много говорят об инклюзивном образовании. Но готовы ли к таким инновациям обычные дети и их родители? Да и учителя не могут уделять львиную долю времени на уроке особенным ученикам.
- Тем не менее условия должны создаваться. К этому надо идти. Адаптировать таких учеников в детском коллективе непросто - нужна большая подготовительная работа. Материально-техническую базу: парту, стул, доступ на этаж, в туалет - все можно сделать.
У города есть успешный опыт совместного обучения детей в общеобразовательных школах - это и 7-я школа Советского района, и 87-я Калининского, и ряд других школ. Конечно инклюзивное обучение - большая ответственность педагогов. В классе, где организовано совместное обучение детей-инвалидов и детей без нарушений развития, работают специально подготовленные учителя, обучение сопровождают психологи и социальные педагоги. Нужно подготовить не только педагогический коллектив, проводится большая работа с родителями, и, как ни странно, как совершенно естественный процесс данную ситуацию воспринимают сами дети. Дети в таких классах добрее, внимательнее, толерантнее. Вводимое сегодня инклюзивное образование способствует оздоровлению нравственных качеств в обществе в целом, воспитывает не только молодое поколение, но и меняет представление взрослого об ответственности, успешности, неравнодушии и счастье.


Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости