ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

На мели
Обмеление рек, отсутствие портов и изношенность флота - все эти проблемы обсуждал...

Проблемная страда
В 18 районах республики введен режим чрезвычайной ситуации по засухе, в том числе и...

Куница над дорогой
На проспекте Октября на остановке «Железнодорожная больница» светофорные столбы...

Новые рельсы и трамваи
На участке по улице Революционной обновились трамвайные пути. Вместо старых рель...

Чудо-трубы
Впервые в Уфе на улице Кирова при замене тепловых сетей на участке в 120 метров прим...

Персональная – для автобусов
С начала июля на уфимском проспекте Октября начала действовать выделенная полоса...

Мусор – не для ленивых
В столице начался эксперимент по сортировке мусора. В уфимских дворах появились н...

Опасная реклама
Республиканская прокуратура провела проверку рекламных конструкций. В результат...

Вотчина скейта
Начат сбор средств для строительства скейт-парка. Объект будет возводиться добро...

Читальный зал – на улице
На аллее перед Центральной городской библиотекой Уфы в третий раз открылась выст...

О войне расскажут куклы
Уфимские мастера-кукольники работают над созданием новой тематической экспозици...

20 лет без СССР
В Городском Дворце культуры открылась выставка «20 лет без СССР». Она уже прошла во...

Путевка в финал
В уфимском Центре уличного баскетбола «Кашкадан» прошли финальные игры регионал...

«Бежим» из офиса
Традиционные летние корпоративные игры на призы главы администрации Уфы пройдут ...

Уроки от чемпиона
В Ледовом дворце «Уфа-Арена» завершил свою работу трехдневный марафон «Школы вра...

Ретрокалейдоскоп

200. 8 (20) августа 1812 г. издан указ военного министерства «О сформировании башкирск...





     №08 (129)
     август 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"

О вере в бренном мире


Интервью с первым заместителем председателя Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Аюпом Аббасовичем Бибарсовым. 


- Мы беседуем с вами накануне уразы в месяц Рамазан. Вы выросли, как я понимаю, в религиозной семье? Помните ли вы свой первый пост, какие мысли, переживания вас тогда посещали?
- Действительно, я вырос в семье муфтия. Отец одним из первых в СССР окончил медресе в Бухаре и затем получил назначение на службу в Уфу в Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) заместителем муфтия. Так что с четырех лет я рос на улице Тукаева, в Тукаевской мечети, каждый день видел множество прихожан, слушал разговоры взрослых и уже тогда повторял за ними и отдельные молитвы, и намаз. Конечно, поначалу это все было неосознанно, на уровне подражательства. Но уже после 7-го класса, когда на лето меня отправляли к бабушке в деревню в Пензенской области, я держал уразу - тогда тоже месяц Рамазан выпадал на жаркое время. Хотя, конечно, поначалу приходилось тяжело, к вечеру то и дело поглядывали на часы - когда придет время трапезы.
- А с кого возраста по шариату дети должны держать уразу?
- В странах Востока, где организм человека «взрослеет» раньше, девочки начинают поститься с 9 лет, мальчики - с 12. У нас это происходит чуть позже - с 14-16 лет.
Родовое наше село Елюзань даже в годы поголовного атеизма отличалось искренней приверженностью жителей к Аллаху: абсолютно все сельчане держали уразу, и даже нам, детям, стыдно было бегать днем с яблоком или куском хлеба. Подростками мы с друзьями уже вполне осознанно постились, испытывая удовлетворение от мысли, что не отстаем от взрослых, считали это за честь! Было приятно осознавать, что выдерживаем испытание своего духа. Постепенно приходило понимание глубокого смысла поста, и с каждым разом это доставляло все больше удовлетворения, ощущения радости и Божьей благости.
- Из официального сайта ДУМ Башкортостана я узнала о вашем послужном списке и, признаться, удивилась тому, что вы учились и в Башкирской академии управления при президенте, и в Уфимском юридическом институте. Причем, уже после того, как получили богословское образование. Не было ли это попыткой вернуться к светской деятельности, оставив службу исламу?
- С ранних лет меня привлекала теология: что нас ждет после бренного мира, как устроена Вселенная Создателем, какие силы ею движут и как человеку-песчинке не затеряться в этом космосе. Я прочел многие тома по этой проблематике, оказавшейся для меня до изумления притягательной. Шаг за шагом искал ответы на волновавшие меня вопросы.
- А в проповедях отца их не находили?
- Отчасти находил. Но, как всякого молодого человека, одолевал максимализм, когда хочется знать и идти дальше своих родителей. У меня никогда не было колебаний, сомнений с выбором профессии. После армии я учился четыре года в медресе Бухары, как и мой отец в свое время. Получив должность во вновь созданном ДУМ РБ в 1992 году, стал выступать с проповедями, при этом продолжал самообразование. Учеба в Судане раздвинула горизонты, позволила освоить разговорный арабский язык, но, к сожалению, через год вернулся в Уфу, так как здесь не хватало подготовленных кадров.
- Вы усвоили арабскую речь, переводите. Для чего же вам еще понадобилась юриспруденция?
- Мне не впервые задают этот вопрос. Ведь обычно к религиозному образованию прибегают после получения светского, а в моем случае все случилось наоборот. Но в юридический институт я пошел исключительно за знаниями, а не для того, чтобы, получив диплом, поменять род деятельности. Учился на вечернем отделении, совмещая занятия со службой в ДУМ РБ. Нередко из 30 слушателей нашей группы на лекции или семинарском занятии присутствовала лишь половина, причем, чаще всего из мужчин - я один. Преподаватели деликатно спрашивали: «Вам, наверное, некогда, много забот по службе? Можете идти по своим делам». Но я возражал, говорил, что учусь для себя и мне важно услышать преподавателя, а не только прочитать материал в учебнике. Все без исключения дисциплины - римское право, история права, гражданское, судебное законодательство, доисламский мир и становление государственности - все вызывало огромный интерес и помогало сформировать свое собственное мировоззрение. Потом увлекся адвокатурой и два года параллельно со службой вел уголовно-гражданские дела. Однако потом министр юстиции счел факт совмещения двух этих занятий противоречащим российскому законодательству и предложил мне выбрать что-то одно. Без малейших колебаний я выбрал служение исламу.
- Многие молодые люди сегодня приходят к вере через философию. Не случайно среди новообращенных мусульман так много интеллектуалов: кандидатов, докторов исторических, философских наук. У меня огромное уважение вызывают Вячеслав Полосин, Сергей Маркус, осознанно пришедшие в ислам через православие. Есть ли у вас контакты с этими «продвинутыми» личностями, встречаются ли такие среди ваших прихожан и как бы вы обрисовали портрет человека, чаще всего бывающего на ваших проповедях?
- Среди наших прихожан есть профессорская прослойка. Многие преподаватели медицинского университета приходят к нам на намаз. Кстати сказать, мечеть «Ихлас» возглавляет кандидат медицинских наук, бывший преподаватель Мединского университета Муххамад Галлямов. Бывают у нас на проповедях и молодые аспиранты из различных областей науки - у таких людей, конечно, более фундаментальный подход к религии, они стремятся и в своей профессиональной деятельности использовать Божественные законы мироздания. Отрадно, что они подают пример и своим детям, и окружающим. Но таких ярких незаурядных личностей, как Полосин, в наших приходах пока нет. Интерес к исламу неуклонно растет, день ото дня на путь веры становятся все более достойные, чистые душой, широко образованные люди, и харизматичные личности среди прихожан тоже появляются.
С Али - Вячеславом Полосиным - мы хорошо знакомы, последний раз встречались с ним 26-го мая в Москве на конференции по проблемам терроризма. Он действительно ведет большую просветительскую работу, и вклад его в укрепление ислама в нашей стране трудно переоценить.
- При этом он состоит в суфийском тарикате, где строго следуют не только постулатам шариата, но и наставлениям своего устаза - шейха. Как вы относитесь к этому направлению?
- Суфизм всегда отличался аскетизмом, суфии позиционируют себя как представители «чистого ислама». Он ориентирует верующего на приоритет духовного мира. Тогда как материальный мир тоже важен, мусульманин обязан содержать семью, платить закят, оказывать помощь бедным, а для этого он должен зарабатывать. Сам пророк Мухаммед, как известно, поддерживал и занимался коммерцией. Бог создал все на земле попарно: день-ночь, добро-зло, коварство-добродетель, мир материальный и духовный… Даже политика двулика: одна - от самого Создателя, другая - от дьявола, от Иблиса. Есть хадисы, в которых Всевышний призывает верующих крепко стоять на обеих ногах - то есть заботиться о чистоте своих помыслов, с одной стороны, и обеспечивать свой материальный достаток, с другой. Ибо этот мир является проводником в вечность: что в этой жизни посеешь, то и пожнешь после нее.
Как и в любой другой науке, в богословии много тем для дискуссий, но они, разумеется, должны проходить в подготовленной аудитории, среди достаточно просвещенных собеседников. Если вступающий на путь ислама человек выбирает себе наставником шейха и следует его рекомендациям, советам, можно это только приветствовать. Поскольку самому молодому человеку разобраться в многообразии доступной сегодня на прилавках магазинов и в Интернете литературы сложно.
- Кстати о литературе. У многих мусульман вызывает недоумение запрет на книги очень уважаемых авторов - гуманистов по своей сути, к примеру, служителя Московской соборной мечети Шамиля Аляутдинова, аудиопроповеди которого очень популярны в Интернете…
- Запрет исламской литературы дошел до полного абсурда. В список из 135 запрещенных изданий попали даже хадисы Пророка, не говоря уже о трудах уважаемых богословов. Я об этом неоднократно заявлял. 5 лет назад нас проверяла комиссия из прокуратуры: показал им книги, стоящие в моем книжном шкафу, - по ним я читаю лекции, в том числе и перед сотрудниками правоохранительных органов, но часть из них тоже почему-то попала под запрет. Проверяющие, как мне показалось, даже смутились. Будем считать, что при составлении списка произошли досадные недоразумения.
- За минувшие двадцать лет заполнились российские церкви и мечети, но вместо бабушек там чаще теперь встречаешь молодых людей - это радует. Но вместе с тем, для многих это стало лишь новомодной демонстрацией якобы набожности: выполняются ритуалы, а вот наполнить сердце любовью к Создателю удается не каждому. Как вам видится эта ситуация?
- Вы правы, во многих семьях считают своим долгом соблюсти прежде всего обряд - созвать гостей, муллу для чтения Корана, всех угостить, раздать хаир и год жить с чувством исполненного долга до следующего религиозного праздника или дня поминания родственников. Это самое легкое, пожалуй. Но лучше, как говорится, так поминать Всевышнего, чем этого совсем не делать. Когда дети с юных лет видят, как родители проводят обряды, раздают милостыню - это благостно отражается на всей их последующей жизни. Погрузиться в веру всем сердцем и строго следовать канонам ислама гораздо сложней, чем выполнять лишь ритуалы, но мы помогаем своим прихожанам найти истинный путь, при этом никому ничего не навязывая. Федор Достоевский в «Братьях Карамазовых» рассуждает о молитве и любви. И он гениально пишет о том, что, пребывая на земле, человек не может постичь природу своих мыслей, движений, чувств, так как корни их лежат в иных мирах. В священном Коране, в хадисах Пророка хранятся ответы, советы, наставления буквально на все случаи нашей бренной жизни, и тот, кто хочет их найти, непременно находит.
В нашем мире все взаимосвязано. Генетика играет огромную роль: до седьмого колена аккумулируется и циркулирует вся информация - дети отвечают за родителей, родители - за детей. Все наши деяния трансформируются в последующие поколения. Последние 20 лет стали отражением эпохи оголтелого атеизма советского периода: отсутствие морали и духовности в сегодняшнем обществе произрастает из прошлого.
В июле я ездил с делегацией родителей детей, погибших в авиакатастрофе над Боденским озером, в Германию на 10-летие со дня трагедии. И многие задавали один и тот же вопрос: почему такое страшное горе постигло именно их детей? Если глубоко изучать теологию, ответ находится. Видимо, деды, прадеды многих ныне живущих людей были причастны к репрессиям в отношении верующих и священнослужителей. И как бы больно ни было это сегодня осознавать, потомкам приходится расплачиваться и за свои проступки, и за грехи своих предков. Абсолютно все взаимосвязано.
Наркомания ведь тоже не болезнь тела, а болезнь души. И причина ее, так же как и алкоголизма, вероятно, связана и со своими прегрешениями, и с деяниями предков. Я знаком с некоторыми родителями детей, страдающими такими недугами. Хорошие, порядочные люди, и они тоже в своем отчаянии задаются вопросом - почему именно им Создатель послал такое тяжелое испытание? И опять-таки с теологических воззрений я прихожу к выводу, что болезнь души - расплата за прегрешения близких. Любое дело необходимо начинать с добрых намерений, с именем Аллаха, коварство благости не принесет, а лишь тяжелым грузом ляжет на судьбы потомков. Выступая на общественных советах по этим проблемам, я всегда говорю, что в нашем государстве постоянно пытаются бороться со следствием того или иного порока, вместо устранения причин.
- Каким, на ваш взгляд, должно быть просветительство, чтобы молодежь все эти ваши добрые наставления услышала, чтобы не попадала в опасные секты, не устремлялась в лжеучения? Православная церковь в этом направлении преуспевает, и христианство нередко оказывается более доступным и привлекательным для башкир и татар…
- Вы затрагиваете очень сложную многогранную проблему. Один из аспектов - языковой барьер. Многие городские татары и башкиры не знают родного языка, им доступна проповедь только на русском языке. В то же время старшее поколение прихожан руководствуется своими стереотипами и не приемлет проповедей по-русски. Эти моменты мы учитываем и стараемся беседовать с каждым пришедшим в мечеть на понятном ему языке.
Образ жизни человека - очень важен, необходимо это понять и не оступаться, глядя на других. В России, несмотря на открывшиеся двери церквей и мечетей, еще не развита в полной мере религиозная культура. На той же траурной церемонии в Германии вице-губернатор и бывший губернатор свои выступления начинали с упоминания Господа, называли погибших детей ангелами, что абсолютно верно. Мы у себя в стране должны к такому мировоззрению еще прийти, и не все, поверьте, зависит только от священнослужителей, все наше общество должно быть заинтересовано в подъеме духовности.
Пророк Моисей по воле Всевышнего 40 лет водил по пустыне людей с рабским мышлением, чтобы сменились поколения, изменился менталитет народа. Мы тоже должны пройти свой исторический путь.
- Взрывы на Северном Кавказе, а теперь еще и в Казани - тоже наш исторический путь?
- Сегодня религия тесно переплетена с геополитикой. Рассекреченная доктрина Даллеса, возглавлявшего в 50-е годы прошлого столетия ЦРУ, была тогда направлена на уничтожение народов бывшего СССР. Уничтожить нас решено было «изнутри», подорвав устои общества. И как ни удивительно это для несведущего человека, об этой диверсии ЦРУ написано в Коране. Истребление нашей страны запущено по четырем направлениям. Во-первых, ставшие всем доступными алкоголь и наркотики, названные в Коране «Хамар». Азартные игры через многочисленные клубы и уличные автоматы - «Майсир». Колдовство, ворожба, привороты, заговоры - «Азлям». Оккультные секты, радикальные течения - «Ансаб». Все это оружие дьявола, Иблиса. И, как мы видим, идеологи программы Даллеса преуспели: моральный упадок в обществе становится нормой. И важное противоядие от всех этих напастей - Ислам.
Радикальное течение в исламе, привнесенное на Северный Кавказ иностранными спецслужбами, зародилось 150 лет на закате Османской империи. Европа, напуганная стремительным завоеванием османами обширных территорий, предприняла свой коварный контрудар: выкормленный и выученный английскими спецслужбами одаренный молодой араб был заброшен в мусульманский мир для распространения опасной инфекции - абсолютно радикального течения.
- Его как раз и звали Ваххаб?
- Да, это был он. К сожалению, им удалось это радикальное течение привнести в Саудовскую Аравию. С тех пор весь мир содрогается от взрывов и жестокости. Как это ни прискорбно осознавать, но таков на сегодня наш исторический путь.
Последние события в Казани в канун священного месяца Рамазан - еще один дерзкий вызов обществу. Я потрясен случившимся. Наш земляк - погибший от рук преступников Валиулла Якупов - был моим хорошим другом на протяжении 20 лет. Это был настоящий служитель веры, смело, объективно и где-то, может быть, прямолинейно говоривший об истинном положении дел в умме. Он пользовался огромным уважением прихожан, сотни людей благодаря ему приобрели истинные знания, встали на верный путь ислама.
- Шейхи на Кавказе, которых тоже периодически убивают, вряд ли сумеют противостоять мощному натиску вооруженных банд, и даже страшно представить картину, если вдруг все перейдет под контроль ваххабитов.
- Пока не будет государственной поддержки и пропаганды традиционного ислама, нашего масхаба, ситуация будет оставаться тревожной. Я об этом говорил не так давно на совещании в Оренбурге нашему полпреду в Приволжском округе Михаилу Бабичу. Об этом же с болью рассуждали и другие муфтии. Нас вежливо выслушали, согласились с нашими доводами, но ничего пока не изменилось. У нас в соответствии с Конституцией светское государство, церковь и мечеть не могут финансироваться и поддерживаться из казны.
- Тем не менее церковь умудряется находить средства и она практически имеет статус государственной религии. Почему бы вам хотя бы к олигархам не обратиться за финансовой помощью?
- Корни меценатства в России, как и во всем мире, уходят в духовную сферу. Только человек нравственно и духовно зрелый способен осознанно, от души оказать благотворительную помощь ради веры, ради Всевышнего, помочь нуждающимся. В современной России еще предстоит возрождать эти традиции.
В составе делегации от Всемирной организации «Мир без границ» несколько лет назад я побывал в США. Мы посетили 5 крупных штатов, состоялось 65 самых разных встреч. В каждом штате я подробно интересовался системой взаимодействия общественных, религиозных организаций с меценатами. И меня поразил один маленький факт. Американец, заполняя анкеты при поступлении на учебу или работу, обязательно должен указать, какую веру он исповедует. Атеисты там тоже наверняка есть, но мало кто отважится сообщить об этом в анкете, поскольку общество к людям вне веры относится очень настороженно. По-моему, это - очень веская мотивация к тому, чтобы помогать своей религиозной общине всем, чем только можешь.
Кроме того, благотворительную деятельность активно стимулирует и налоговое законодательство, меценаты имеют там большие преференции. В России же пока все строится на «откатах», и как тут призывать прихожан к финансовой помощи?! Но будем надеяться, что и у нас благотворительность, как и сама искренняя вера, станет потребностью каждого состоявшегося в этой жизни человека.
- Как вы оцениваете введение в школах обучения основам веры?
- Я такое обучение приветствую и надеюсь, что оно благотворно скажется на наших последующих поколениях.
- Вот уже многие годы в уфимских школах с родителей требуют покупать календари православных праздников, с которыми детей знакомят на уроках. Что мешает ДУМ напечатать свои календари и презентовать их школам?
- Нас к этому не подпускают. Еще в 90-е годы к нам обращались родители из сипайловских школ Уфы с жалобами на то, что детей мусульман заставляют учить не только православные праздники, но и цитаты из Библии. Но нам не удалось вмешаться в учебный процесс. К сожалению, такие факты имеют место, и претензии родителей здесь, на мой взгляд, вполне обоснованны. Хотя мы с большим уважением относимся к православной вере и всегда находим понимание со служителями церкви.
- Библия цитируется во всем мире, и о заповедях Христа знает каждый. Язык Корана, в переводах Крачковского, Пороховой и любых других авторов, неподготовленному человеку малопонятен, он отличается символизмом, аллегориями, за которыми скрыты уникальные знания и мудрость. Нужна, видимо, более широкая популяризация этого Священного Писания?
- Тот, кто задается целью постичь глубокий смысл Корана, тот его постигает. И мы с готовностью откликаемся на такие просьбы прихожан: при наших мечетях открыты курсы по изучению арабского языка, ибо только на языке оригинала можно постичь многие вещи.
Я с вами согласен в том, что нужна более активная просветительская работа с охватом широкой аудитории. Но если в Уфе у нас достаточно служителей при мечетях, то в глубинке их зачастую не хватает. Молодые ребята получают богословское образование, направляются для службы в тот или иной приход, а через год-два оставляют мечеть и переходят к мирским занятиям. Причина банальная - отсутствие средств на содержание семьи. Это, к сожалению, становится камнем преткновения для многих наших священнослужителей. Теперь уже наши ведущие имамы стремятся своих детей обучать в светских вузах, дать им ремесло, позволяющее зарабатывать на жизнь. Хотя, конечно, те, кто видит в служении вере свое призвание, все же остаются и довольствуются малым. Прихожане чувствуют таких имамов и стараются попасть именно на их проповедь, задать волнующие их вопросы именно им.
- Аюп-хазрат, в завершение нашей беседы дайте, пожалуйста, советы тем, кто решил впервые в этот Рамазан встать на уразу.
- Прежде всего должно быть твердое внутреннее намерение - держать пост ради Всевышнего творца, во имя Аллаха. Если этого не сделать, пост не засчитывается, тогда это будет обычным голоданием ради оздоровления, похудания - назовите, как хотите, но только не уразой. Как сказано в Коране, все деяния совершаются ради человека и только пост в месяц Рамазан - ради Господа. В этот месяц открываются небесные врата рая - Ар-Раян, куда после бренного мира войдут только те, кто держал уразу в Рамазан. Кроме ежедневного искреннего намерения необходимо воздерживаться от гнева, недобрых мыслей и дурных поступков, стараться никого не обижать и не огорчать даже ненароком. И тогда вы непременно заслужите Божественную благость.

 

Беседовала Галина Ишмухаметова.








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости