|
РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ" Школа для настоящих мужчин
- Николай, как вы оцениваете уфимский этап чемпионата мира? Довольны результатом? - Доволен тем, что мне удалось показать 100-процентный результат на родном стадионе. Мы были организаторами двух этапов чемпионата, и я считаю, что они прошли на высоком уровне. Я настроен на борьбу, волнения по поводу небольшого отрыва от соперников или за ход оставшихся этапов не испытываю, все же я - ветеран мотогонок, и это моя работа. Но мелочей нет - успех зависит и от подготовки спортсмена, его техники, оснащенности мотоцикла. Нужно побеждать, потому что выступать с другим настроем - просто бессмысленно. - Насколько отличаются европейские стадионы и техника от российских? - Не настолько сильно, как принято считать. Неправда, что за рубежом техника лучше. Российские спортсмены и их мотоциклы не менее подготовленны. В Европе соревнования проходят чаще всего на искусственных дорожках, которые строились под конькобежный спорт. Там не хватает крытых парков, как в России. В остальном - хорошее качество льда, тепло, качественное оборудование. Самый лучший стадион, на мой взгляд, - крытая арена в Инцеле. Очень большой, со стеклянной крышей, он произвел на нас большое впечатление во время прошлогоднего мирового первенства. - А на «Строителе» вам выступать комфортно? - Вполне: для спортсменов здесь созданы все условия. Нашему стадиону на данный момент не хватает только ремонта, инфраструктуры для удобства зрителей и телетрансляций. Мы надеемся, что тот проект реконструкции, который сейчас рассматривается, будет воплощен в жизнь. - Зрителей и сейчас было достаточно много. Хотя еще пару лет назад о мотогонках говорили редко… - В республике поменялось отношение к мотогонкам. Это сразу почувствовалось - сейчас нам открыты все двери, двигаться вперед стало легче. Мне комфортно работать в качестве президента мотофедерации. Есть хорошая команда - люди, которые заинтересованы в мотогонках, которые хотят развивать спорт, а не брать от него. Ушли лишние люди, остались только те, кому небезразлично общее дело. Совместными силами в этот юбилейный год 75-летия мотоспорта в Башкортостане мы сможем сделать очень много. Основная проблема ведь не в финансировании, а в том, что зачастую не хватает энтузиазма, инициативной молодежи, которая бы стремилась к переменам. А мне хочется перевести мотоспорт в белую полосу на долгий период. - Какие самые ближайшие планы? - В летний период планируем много сделать для популяризации нашего вида спорта, будет открыта детская школа. Сделаем все возможное, чтобы о нашем спорте знали как можно больше. - Когда школа примет первых учеников? - Уже с апреля она начнет функционировать на базе «Строителя». Недавно мы приняли программу безопасного вождения от российской федерации мотоспорта при поддержке Министерства молодежной политики и спорта РБ. Будем проводить уроки на детской технике, рассказывать о Правилах дорожного движения. Думаю, что среди множества школьников обязательно найдутся те, кого заинтересует мотоспорт. Занятия будут бесплатные, отбора тоже не будет - двери школы должны быть открыты для всех. Дети получат первоначальные навыки, а потом уже тот, кто хорошо покажет себя, перейдет в спортивную группу. - На чем дети будут ездить? - Мы запустили производство мотоциклов класса 250 кубических сантиметров для мотогонок на льду для детей. Они будут с меньшим объемом двигателя - как раз для подростков от 13 до 17 лет. Производство совместное - Россия - Чехия. Это моя разработка и мой личный заказ, который, я надеюсь, даст очень большой толчок к развитию ледового спидвея. Осенью проведем всероссийскую презентацию мотоцикла. Потом обкатаем на учебно-тренировочных сборах перед сезоном 2013 года, проверим возможности. Я сам буду выезжать на лед и показывать. Программа минимум - перед каждыми соревнованиями проводить показательные выступления, максимум - провести на них чемпионат республики из нескольких этапов. - Сколько времени нужно, чтобы из ребенка вырастить начинающего чемпиона? - По-разному. Бывают очень одаренные дети, которые сразу садятся на мотоцикл и едут. Но нужны еще опыт и знания. У нас есть перспективные ребята, которые уже выступают в соревнованиях, дебютировали на своих первых гонках. Самому юному и перспективному - всего пять лет. Думаю, с этого возраста мы и будем учеников в школу принимать. Для них разрабатывается адаптированная детская техника, занятия будут вести квалифицированные тренеры. - Не опасно в таком возрасте начинать заниматься? - Гораздо опаснее просто выпустить детей на улицу, предоставить самим себе. В первую очередь боремся за здоровый образ жизни, стремимся отвлечь молодежь от бессмысленного времяпрепровождения. Детей полностью возьмем на обеспечение, дадим возможность развиваться. - Открытие школы будет означать, что вы полностью завершили спортивную карьеру? - Карьеру я хотел завершить еще в 2011-м, просто в этом году меня попросили выступить. В спортивной жизни я многого достиг, теперь хочется поделиться опытом с другими. Мне очень интересно быть тренером. Конечно, победы всегда приятны, но пора заниматься более важными вещами. Нужно создать такую систему, чтобы все были взаимозаменяемы, чтобы я ушел, а спорт и не заметил этого. Также и с другими гонщиками - если один ушел, на его смену пришли двое, трое, пятеро… - Сейчас уже есть те, кому можно передать эстафетную палочку? - Не хочу делать ставки на кого-то конкретного: со всеми ведется работа, у гонщиков профессиональная подготовка. С них жесткий спрос, ответственность, строгая дисциплина. Кто будет из них лучшим, вы увидите сами. - Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы стать чемпионом? - Он должен быть бойцом. В том коллективе сильных духом людей, который мне удалось собрать, дети, дыша этим воздухом, станут мужчинами. Важен дух победителя: чтобы мальчик был сильным, не боялся ничего. Что позволит ему в жизни быть настоящим мужчиной, который сможет постоять за себя и своих близких, за родину. Печально, но таких сейчас немного. Конечно, не все дети станут мотогонщиками. Но те, кто пройдет через школу, окрепнут духом, станут физически сильней, навсегда запомнят тепло заботы наших тренеров. Учеба должна оставить глубокий след в их жизни. - А будет возможность учиться у ребят не из столицы? - В моих планах создание филиалов и секций в районах и городах республики, чтобы как можно большее количество детей получило шанс попробовать себя и начать заниматься. - Своего сына Владимира в будущем вы тоже видите мотогонщиком? - Почему бы и нет? Сейчас ему всего полгода. В четыре планирую купить ему детский байк. И сам буду его тренировать.
Анна ЕФИМЕНКО |
|
|