ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

IT для народа
Проблемы IT-отрасли рассмотрены на заседании Общественного совета по улучшению ин...

Город ждет МДИ
В столичной администрации прошла официальная церемония подписания соглашения о ...

Паводок - не за горами
Специалисты прогнозируют, что в этом году не ожидается большого уровня воды. В пер...

Юбилей Черниковки
Орджоникидзевский район столицы отметил свое 60-летие.
Торжественная церемония ...


Работать на опережение
Профессиональный праздник отметили работники торговли, бытового обслуживания и ...

В подарок - борцовский ковер
Подростковый спортивный клуб «Атлет» в Затоне переехал в новое помещение: теперь ...

Светлые образы - в рисунках
15 апреля во всех православных храмах республики пройдут торжественные богослуже...

Баба-яга: «Щас спою!»
Ко Дню театра названы лучшие театральные работы 2011 года по рейтингу прессы.
«Луч...


Госслужащие выберут лучших
В Уфе в самом разгаре традиционные соревнования Спартакиады на Кубок городской а...

Пришла весна, придёт футбол
18 апреля возобновляются регулярные матчи первенства России по футболу второго ди...

Уфимочки рвутся в лидеры
20-й тур чемпионата России по волейболу женских команд в Высшей лиге «А» «Уфимочка-...

Ретрокалейдоскоп
770. 5 апреля 1242 года войско Александра Невского разгромило рыцарей Тевтонского орд...




     №04 (125)
     апрель 2012 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Некопеечное дело"

Эхо конверсии


Невыгодный товар 
Наибольший размах выпуск товаров народного потребления получил на ОАО «УМПО». После развала Союза один из крупнейших в стране моторостроительных заводов практически лишился заказов от Минобороны и выживал в основном за счет экспортных поставок авиадвигателей за рубеж. Но производство всё равно оставалось недозагруженным, и дирекция завода решила освоить выпуск востребованной гражданской продукции. К примеру, десять лет назад в России ощущалась нехватка наконечников игл одноразовых шприцев, и моторостроители быстро наладили их массовый выпуск - в августе 2003 года месячный объем производства доходил до 20 миллионов штук.
Но главную роль сыграли снегоходы семейства «Рысь» и тяжелые мотоблоки.
Первым на конвейер еще в 1991 году встал мотоблок «Урал». В это время в стране началась массовая раздача земли, появились первые фермеры, а для многих горожан, месяцами не получавших зарплату, 6 загородных соток стали едва ли не единственным средством к существованию. Неудивительно, что мотоблоки пользовались огромным спросом - с 1991-го по 1999 годы в Уфе собрали 130 тысяч «Уралов». В 1998-м его сменил тяжелый мотоблок нового поколения - «Агро», к которому выпускался универсальный комплект навесного оборудования: культиватор, плуг, косилка, прицепная тележка и снегоуборщик. Спрос на «Агро» также оказался весьма высок: за 13 лет производства их было выпущено 65 тысяч штук.
Не меньшим успехом пользовалась и другая оригинальная разработка конструкторов УМПО - снегоход «Рысь», поставленный на конвейер в 1993 году. «Рыси» успешно выдержали даже суровые условия работы за Полярным кругом. Три машины в составе полярной экспедиции преодолели маршрут от поселка Тикси до острова Беннетта в Северном Ледовитом океане. Всего было собрано 18 тысяч снегоходов «Рысь», которые до сих пор работают практически во всех регионах страны.
Отношение к непрофильной гражданской продукции на УМПО стало меняться во второй половине 2000-х годов. В это время завод стал получать все больше заказов на авиадвигатели, в том числе для российских ВВС, освоил новое для себя направление газотурбинной энергетики. Собирать снегоходы и мотоблоки на высокотехнологичном оборудовании стало просто невыгодно. Максимальный выпуск ТНП пришелся на наиболее тяжелые 1994-1996 годы, когда их объем достигал 10 процентов от общего производства. Затем эта цифра постоянно снижалась, и к 2008 году не превышала и двух процентов.
- Выпускать товары народного потребления по прогрессивным авиационным технологиям - слишком дорогое удовольствие, нигде в мире такой практики нет, - прокомментировал ситуацию бывший гендиректор ОАО «УМПО», ныне президент Торгово-промышленной палаты РБ Юрий Пустовгаров. - Приведу конкретный пример. Авиадвигатель весит примерно полторы тонны, стоит в пределах трех миллионов долларов. Получается, что один килограмм высокотехнологичного «железа» оценивается в две тысячи долларов. А ТНП, выпускаемые на этом же оборудовании, намного дешевле. Стоит ли овчинка выделки?
Предполагалось, что производство гражданской продукции будет сосредоточено в пустующих цехах, где ранее собирались моторы для «Москвичей». Но и этим планам не суждено было сбыться - на свободной площадке будут собирать гораздо более перспективные двигатели для вертолетов.
С небес в энергетику
В отличие от УМПО, сделавшего ставку на авиационное направление, ОАО «УАП «Гидравлика», напротив, вынуждено замещать выпуск части изделий для авиапрома гражданской продукцией. Речь идет о вспомогательных силовых установках (ВСУ) для пассажирских и транспортных самолетов. В советские годы цеха работали на полную мощность - ежегодно в СССР выпускалось около 300 авиалайнеров. В наши дни ситуация резко изменилась - парк отечественных воздушных судов стремительно тает, а замены им нет - в 2011 году в России собрали всего 13 гражданских самолетов. Для сохранения высокотехнологичного производства на «Гидравлике» планируют наладить выпуск принципиально новых изделий для ЖКХ - мини-ТЭЦ на базе микротурбин, способных снабжать потребителей дешевым теплом и светом.
Это решение подсказала близость конструкции и размеров вспомогательной силовой установки авиалайнера и «сердца» мини-ТЭЦ - газовой микротурбины. ВСУ обеспечивает самолет электроэнергией и сжатым воздухом на стоянке, в гражданском варианте та же турбина, только работающая не на керосине, а бытовом газе, производит электричество и тепло.
- Мощность наших установок по электроэнергии составляет 100 киловатт, и 165 киловатт по теплу, - говорит начальник Управления целевых программ ОАО «УАП «Гидравлика» Ильяс Миргазетдинов. - Этого хватает для отопления 20 городских квартир или 10-15 коттеджей. Срок окупаемости таких мини-ТЭЦ составит 3-4 года, а стоимость вырабатываемых энергоресурсов будет примерно в 2-2,5 раза ниже сегодняшних тарифов для населения.
Эксперты говорят о больших перспективах этого направления, особенно в условиях современной России. Ведь энергетики включают в тарифы значительные потери в сетях, затраты на строительство инфраструктуры и целый ряд подобных расходов. Власти не скрывают - в ближайшее время стоимость киловатта в России будет расти. К тому же, во многих случаях тянуть провода и теплосети в отдаленные поселки или новый микрорайон, где уже есть газ, бывает в разы дороже приобретения мини-ТЭЦ.
- Развитие технологий значительно расширяет сферу использования небольших теплоэлектростанций, - пояснил Ильяс Миргазетдинов. - При установке чиллеров они способны вырабатывать не тепло, а холод для системы кондиционирования. Большие перспективы есть и в сельском хозяйстве. К примеру, отработанный теплый воздух из турбины, который в обычных условиях уходит в атмосферу, можно использовать для обогрева ферм и теплиц. Топливом может служить не только природный, но и биогаз, выделяемый при разложении органических отходов на тех же фермах.
Сейчас на «Гидравлике» с использованием деталей иностранного производства собраны несколько опытных экземпляров мини-ТЭЦ, которые пока обеспечивают теплом и светом родной завод. Этот этап необходим для знакомства с новым видом продукции. Затем производство всех основных узлов можно организовать на предприятиях республики и Уфы. Силовой модуль и окончательную сборку будет делать «Гидравлика», систему управления - НПО «Молния», высокоскоростной генератор - УАПО. Часть узлов будет производиться в Стерлитамаке и Туймазах.
Первую партию из 3-5 машин планируется собрать к концу этого года. Общая стоимость проекта по выпуску микротурбин оценивается в сумму около 400 миллионов рублей. По оценкам экспертов, он может стать одним из наиболее перспективных в сфере коммунального хозяйства и энергетики не только в республике, но и в стране.
Бренд «Агидель»
Среди всех товаров народного потребления, в разное время производимых в Уфе, большую часть составляет бытовая электротехника. В годы всеобщего дефицита утюги, электробритвы под общим торговым брендом «Агидель», пылесосы «Ракета» пользовались хорошим спросом у неизбалованных советских граждан. К сожалению, с приходом в Россию собираемой в Китае дешевой бытовой электроники заниматься такой продукцией стало невыгодно, и большинство уфимских заводов от неё отказались.
Ушли в прошлое элекробигуди «Айгуль», радиоприемники «Уфа-201» и «Меркурий-210», цветомузыкальные приставки «Ритм-1» и «Искра-2» Уфимского завода коммутационной аппаратуры (ныне ОАО «БЭТО»).
На УАПО несколько лет назад были вынуждены прекратить сборку некогда знаменитых на всю страну пылесосов «Ракета» и электроутюгов. В производстве остался лишь до сих пор популярный у садоводов бытовой электронасос «Агидель».
Непросто сложилась судьба и у одноименной бритвы, с 1967 года выпускаемой ФГУП УППО. В ноябре 2008 года предприятие объявило о прекращении сборки электробритв из-за их убыточности. На прошедшей вскоре пресс-конференции представители завода пояснили, что за неполные пять лет сумма убытков составила 469,5 миллиона рублей. С начала 2008 года производство ТНП было выделено в отдельный филиал, но и это не помогло - девять следующих месяцев дали еще 75,6 миллиона рублей убытков. «Агидель» выпускалась по дорогим, авиационным технологиям, дававших ей надежность и долговечность. Сейчас, когда рынок буквально наводнен дешевыми импортными аналогами, от подобных товаров таких качеств не требуется. Достаточно, чтобы бритва просто прослужила гарантийный срок. Отказу от не пользующегося спросом изделия способствовало и вхождение УППО в состав госкорпорации «Ростехнологии», потребовавшей ликвидировать все непрофильные производственные активы.
С января 2009-го выпуск «Агиделей» был прекращен. Казалось, на этом можно было поставить точку, как вдруг в мае 2010 года в СМИ появилась информация о возобновлении производства. Правда, вопрос, насколько этот шаг был оправдан, остается открытым. Предоставить информацию о текущем положении дел на производстве электробритв на предприятии отказались, сославшись на проблемы со сбытом. Можно предположить, что побывавшая в космосе, получившая множество наград и проверенная временем бритва «Агидель» в борьбе за кошелек потребителя всё же проигрывает раскрученным зарубежным брендам.
Уфимская «цифра»
Хотя производство бытовой электроники в Уфе и России в целом переживает не лучшие времена, есть примеры, когда в этой отрасли буквально «с нуля» удается освоить современный, востребованный на рынке продукт. Такой как цифровые телеприставки, выпуск которых наладил уфимский завод «Промсвязь». В советские годы он входил в подчинение Министерства связи и занимался сборкой передовой для своего времени радиоаппаратуры на полупроводниках. Но развал СССР и бурное развитие электроники поставили завод на грань выживания. Кризис закончился лишь в конце 2000-х с приходом нового менеджмента и закупки современных производственных линий.
- Разработку цифровой телеприставки мы начали в 2009 году, а через год она была запущена в производство, - говорит директор ОАО «УЗ «Промсвязь» Марат Тимиров. - Инвестиции в проект составили порядка 2 миллионов долларов. Здесь нам очень помог собственник - компания «Башинформсвязь». По нашим расчетам, вложения должны окупиться в течение 3 лет, то есть уже через полтора года мы будем работать в прибыль.
Уфимские телеприставки быстро завоевали популярность и расходятся по всей стране. Недавно предприятие выиграло тендер, проводимый «Ростелекомом», по которому только в этом году поставит потребителям несколько десятков тысяч устройств.
Поскольку из-за насыщения рынка спрос на приставки со временем может упасть, на «Промсвязи» планируют выпускать электронику для самых разных сфер: от автомобиле-строения до медицины. Созданный технологический задел позволяет освоить практически любое изделие, например, весьма перспективные светильники на светодиодах.
- В отличие от конкурентов, использующих уже готовые разработки, мы выпускаем светильники собственной конструкции, - поясняет Марат Тимиров. - По уровню энергопотребления диодные лампы экономичней люминесцентных в 10 раз. К тому же они не содержат ртуть, а значит, не требуют дорогой и сложной процедуры утилизации. Сейчас завод выпускает около 2,5-3 тысяч светильников в месяц. Мы пытаемся продвигать этот продукт прежде всего в сферу ЖКХ - для освещения подъездов и мест общего пользования.
Одна диодная лампа стоит около 500 рублей, но за счет малого энергопотребления окупает себя за полтора года, а общий срок её службы - 100 тысяч часов или около 10 лет непрерывной работы. Если спрос будет расти, стоимость светодиодных светильников можно снизить практически до уровня люминесцентных ламп, что сделает их доступными для массового использования.


Пожалуй, наиболее оригинальный товар народного потребления, когда-либо производимый в Уфе, - искусственные новогодние ели завода «Уфимкабель». Производство символов Нового года началось еще в середине 1970-х годов. В бытность СССР такой товар пользовался огромным спросом и на ура - расходился по всей стране - сделанные в Уфе искусственные деревья отличал хороший для своего времени дизайн, широкий ассортимент размеров, удобство и простота сборки.
Поскольку ели считались «побочной» продукцией, производственную оснастку «елочного» цеха заводчане изготовили сами. Часть станков была переделана из стандартных, предназначенных для выпуска кабельного оборудования, часть - изготовлена «с нуля» по оригинальным проектам собственной разработки. Эти станки в основном работают до сих пор и, несмотря на почтенный возраст, на них делают вполне конкурентоспособный товар.
За свою многолетнюю историю «уфимская ель» прошла несколько этапов эволюции, становясь всё более похожей на свой живой прототип. Несколько лет назад в комплект стали добавляться не только прямые, но и поперечные ветви, была освоена модель с белыми кончиками игл, имитирующими иней.
- Сейчас мы делаем и продаем около 400 искусственных елочек в год, что, конечно же, не сравнить с объемом советских лет, - говорит начальник отдела маркетинга ОАО «Уфимкабель» Наталья Еникеева. - И хотя елки далеко не самый рентабельный товар, спрос на который носит сезонный характер, мы стараемся сохранить это специфическое направление производства, прежде всего, как дань традиции.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости